"Техника-молодежи" 1978 г №8, с.10-11
Созидательная деятельность человека многогранна, она охватывает ныне многие сферы науки и техники, которые еще вчера казались утопией или фантастикой. Художнику-фантасту приходится все пристальнее вглядываться в контуры изменившегося мира, чтобы угадать направление развития науки, проследить те немалые преобразования жизненного уклада, которые несет с собой научно-техническая революция.
Тема космических исследований традиционна. Наука о небе, образно говоря, разбудила фантазию, она сделала привычным космическое миросозерцание, и все чаще и чаще, все пристальнее и глубже человек старается увидеть облик иных миров. Не там ли, за галактическими пустотами, его будущее, судьба человечества, прошедшего через непостижимые дали пространства и времени?
«Исследовательская станция» — так называется полотно М. Пилипенко (слева). Для художника характерно соединение фантастического н реалистического элементов. Но разве и в жизни не встречаются порой мечта и обыденность? Наверное, в будущем это «соединение несоединимого» станет характернейшей чертой; к этому выводу обязывает многогранность поступательного развития, неумолимый бег времени.
К полотну М Пилипенко тематически примыкает «Посадка» Г. Тищенко (слева внизу). Человеку будущего не затеряться среди армады созданных его руками и талантом машин и механизмов! Ведь это как бы его глазами видит художник волшебное пространство, в которое извечно переселяют нас мечта и воображение. «Земляничное окошко» — так называется одни из рассказов Р. Брэдбери. А речь в нем идет о простом свойстве: мир кажется то розоватым, то зеленым, то лимонно-желтым, если смотреть на него сквозь цветное стекло. Разумеется, эта истина известна любому. Но какое волшебное стеклышко помогает художнику-фантасту увидеть грядущее?
И как бы ни были несхожи миры, порожденные полетом воображения, все вместе они с достаточной ясностью очерчивают контуры завтрашнего дня, все расширяющиеся горизонты исканий. Подтверждение тому работа Н. Якимовой «Океан. XXI век» (справа). (не сканил) Именно голубой континент наряду с космическими далями все чаще привлекает внимание исследователей. Зримо представить себе будущность этого континента, величайшего из всех на Земле, наметить панораму отдаленных пока еще свершений — вот высокая и нелегкая задача художника.
Океанские кладовые по современным меркам кажутся неисчерпаемыми. В них можно найти в достаточном количестве многие элементы периодической системы. Ученые задумываются и о комплексном использовании пищевых ресурсов голубого континента. Для этого нужно исследовать мельчайшие организмы, рассеянные в водных толщах, выявить взаимосвязи между различными представителями флоры и фауны. Для решения подобных проблем наука располагает современной техникой. И тем не менее человек зондирует в основном лишь поверхностный слой океана. Кажется странным и даже парадоксальным, что серьезные исследования океана и космоса ведутся практически одновременно, в один и тот же период истории человеческой цивилизации. Во всяком случае, для этих целей применяются порой сходные технические средства, например, электронно-вычислительные устройства. А разве батискафы в их современном исполнении чем-то не напоминают спутники и космические станции? Конечно, это лишь внешняя аналогия.
Поиск художника-фантаста глубоко индивидуален. И, вероятно, не раз еще воображение поможет ему по-своему, ярко и красочно представить себе нескончаемые просторы обоих океанов — голубого и космического.
Оба океана пока ждут своих «Наутилусов» — не фантастических, а реальных. Ведь обширнейшие пространства их остаются пока недоступными для больших исследовательских станций. Можно лишь мечтать о новых явлениях и процессах, которые позволят подобрать ключи к их сокровищам.
Быть может, сверхпроводимость и находки ядерной физики откроют возможность создания принципиально новых аппаратов для изучения глубин Земли и космоса. Во всяком случае, уже сейчас ясно, какую большую роль сыграют подобные исследования в будущем, подарив человеку новые миры и континенты.
ИВАН ПАПАНОВ