"Техника-молодежи" 1979 г №1, с.1, 10-11
МГНОВЕНИЕ, МГНОВЕНИЕ, МГНОВЕНИЕ!..
Космос многое дал человеку: новую информацию о вселенной, о Земле. И все-таки, как и в начале космической эры, мы переживаем незабываемые мгновения, когда секундомер неумолимо отсчитывает: три, две, одна, старт! |
Из века в век, от рождения до смерти человек чувствовал свою неразрывную связь с Землей, восторгался ее щедротами и страдал от ее суровости. Поэты всех времен воспевали эту «колыбель жизни», ее нерукотворный храм; жрецы обожествляли власть матери-Земли. Так было, пока само человечество не начало властвовать над планетой, пока не стало все более тяготиться своей слишком «земной» природой. Противоположность неба и Земли, «верхнего» и «нижнего», казалась незыблемым законом жизни, и люди еще не знали, что им было суждено его поколебать. Вся мировая культура возникла под знаком противостояния этих двух главных начал, их борьба стала сутью античной диалектики, породила дерзновенные желания и гениальные догадки ученых и мудрецов, в огненных «эмпиреях» — за облачной пеленой и синей твердью — искавших ответа на неразрешимые вопросы бытия.
Расширялись древние географические представления, и в языках всех развитых народов скромное слово «Земля» стало названием целой планеты. Еще долго собирались разрозненные очаги человеческой жизни в единую большую Землю, не сразу ее народы осознали себя единым человечеством.
Но вот в XX веке на наших глазах слово «Земля» вырвалось в небо, в космос и стало одним из символов освоения внеземного пространства!
В 1970 году гусеницы космической техники оставили свои первые борозды на «лунных землях», спустя 5 лет человечество с изумлением всматривалось в суровые очертания «земель» Венеры, Марса, вот-вот впередсмотрящие разглядят дальние «земли» Юпитера, Сатурна...
Изобразительное искусство стремительно вырвалось из плена фантазий о космосе. Вслед за телескопами космическое телевидение дало возможность художникам увидеть невидимое и неведомое. В нашу эпоху блистательных успехов науки и космотехники художники-фантасты с не меньшим блеском отстаивают главное достоинство своего таланта — способность видеть зорче и глубже остальных людей. И опытные и начинающие солидарны в главном — в стремлении обогатить мир искусства миром науки.
В рисунке Олега Кириенко «На Марсе» (вверху) нельзя не ощутить влияния научных знаний об этой планете.
Художник ничего не старается выдумывать, он многое знает наверняка и средствами искусства стремится дополнить уже известное. Данные науки и свои обостренные поэтические чувства, точнее предчувствия, он пытается слить в едином художественном образе.
Будущее покажет, удался ли этот синтез искусства и науки, смог ли художник продолжить дело ученых? Но попробуем представить вслед за ним, что увидят на Марсе первые земные экипажи... Легкая дымка разреженной атмосферы, повисший в небе след раскаленных газов от взлетевшей только что ракеты, облако взвихренной пыли застилает восходящее Солнце. Безжизненная растрескавшаяся пустыня простирается до самого горизонта. Только световые миражи пробегают над ней, играя всеми цветами радуги. Можно сетовать на то, что Марс не оправдал надежд первых писателей-фантастов, от Уэллса до Алексея Толстого, искавших на нем жизнь. Но взглянем пристальней на дно каменистой расселины, туда, где застыл еще один космический корабль. Бросаются в глаза яркие пятна на почве — может быть, это колонии микрофлоры, возможность существования которой в районах марсианских каньонов была подтверждена при инфракрасной съемке Марса в 1976 году автоматической станцией «Викинг-2»?
Техника акварели придала рисунку характер беглой зарисовки с натуры, создала дополнительное ощущение подлинности изображенного. Можно заметить, что темпера и масляные краски, более свойственные прежнему, «аналитическому» периоду научно-фантастической живописи, потеряли свое монопольное господство в этом жанре. Кто знает, может быть, уже сейчас в изобразительном искусстве началась подготовка к созданию в недалеком будущем набросков и этюдов на космическом пленэре? Одним из опытов такого рода можно считать другую работу Кириенко — «Старт с Луны». Циклопически огромные сооружения лунного космодрома, которые могли быть возведены лишь благодаря слабому притяжению на планете, величественно встают перед нами. Гигантская ракета, легко оторвавшись от стартовой площадки, на миг словно зависла над ней. Через мгновение включатся основные двигатели, стремительно унося корабль. И когда осядет пронизанное солнцем облако пыли, взорам землян вновь предстанут четкие контуры преображенного созидательным человеческим трудом «лунного материка».
Пусть нашим потомкам суждено будет стать покорителями многих еще не открытых «заоблачных земель», мы знаем, что никогда не перестанут они чувствовать свою неразрывную связь с Землей, никогда для них не поблекнут краски голубой планеты, не потускнеют с детства запечатлевшиеся каждому дорогие образы Родины — самой дорогой на свете «земли земной».
Валерий КЛЕНОВ,
искусствовед