«Техника-молодежи» 1979 №1, с.2-7



Со снимков на нас смотрит, пожалуй, самый знаменитый человек планеты. Его славному подвигу посвящены тысячи книг и статей, его имя знают в любом уголке земного шара, Гагарин — это слово в умах миллиардов людей ассоциируется прежде всего с наступлением новой эры в развитии человечества — эры освоения космического пространства. Вот почему люди с особым волнением относятся ко всему, что связано с жизнью первого космонавта. Ю. А. Гагарин побывал во многих странах, встречался с самыми разными людьми, но каждый уносил с собой частицу его душевного тепла, каждый запоминал его обаятельную, гагаринскую, улыбку.

Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, проложившим дорогу в просторы мироздания, основателем новой земной профессии — космонавт. Он имел право сказать об этой профессии, о тех требованиях, которые предъявляет она к людям.

В 1968 году Ю. А. Гагарин должен был выступить с докладом на эту тему на конференции по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, проводимой в рамках ООН. Рано оборвавшаяся жизнь Ю. А. Гагарина не позволила осуществить этот замысел.

Доклад содержит ряд положений, актуальность которых и ныне остается бесспорной.

Этот доклад был недавно опубликован в одном из номеров журнала «Знания та праця». Мы предлагаем вниманию наших читателей столь интересный материал, подготовленный к печати Евгенией Малаховской. Статью сопровождают снимки Ивана Бочарова, близко знавшего первого космонавта Земли. Они публикуются впервые.


НАШИ

ПЕРВО-

ПУБЛИКАЦИИ


КОСМОНАВТ — ЭТО ПРОФЕССИЯ

ЮРИЙ ГАГАРИН


Человеку от природы свойственны стремления ко всему новому, неизвестному, непреодолимая жажда познания окружающего мира. В этом залог непрерывного, беспредельного прогресса человечества.

Во все концы Земли идут экспедиции. Ученые ищут, находят и вновь исследуют неведомое, чтобы отдать его людям. Беспокойное племя пионеров, первооткрывателей обходит сушу, бороздит океан, опускается на дно моря и взлетает в заоблачные выси.

Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще полстолетия назад утверждал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели... Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.

Бурное развитие науки и техники сделало возможным выведение на околоземную орбиту в октябре 1957 года первого искусственного спутника Земли. В 1961 году человек впервые шагнул из своей «колыбели» в бескрайние просторы вселенной. А спустя четыре года вышел за порог космического корабля и взглянул на Землю, так сказать, со стороны, через тонкое стекло скафандра.

Так началась космическая эра человечества, началось освоение космоса, началось становление новой профессии — космонавт.

Сейчас вокруг нашей планеты вращаются по своим орбитам многие сотни сложных и умных автоматов. Они помогают изучать строение Земли, предсказывать погоду, водить суда, осуществлять беспроволочную связь между самыми отдаленными точками Земли и многое другое. И все же, несмотря на огромное значение автоматических орбитальных и межпланетных станций, решающее слово останется за человеком.

Любой, даже самый совершенный автомат работает по заранее определенным программам. Человек же может в ходе работы изменить эту программу в соответствии со сложившейся обстановкой, отметить в окружающем такие тонкости и нюансы, которые недоступны автоматическим системам. Трудно переоценить значение личных впечатлений, личного восприятия, пусть даже не всегда точного, но зато эмоционально окрашенного, что подчас гораздо важнее строгих, сухих данных, зафиксированных машиной. Ведь недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что спор между автоматом и человеком решен. Автомат — слуга, помощник, без него порой не обойтись, но лидирующее место человека в космическом полете будущего утверждено.


Рабочий день Ю. А. Гагарина невозможно было измерить никакими мерками. Ведь звание первого космонавта планеты обязывает ко многому... Его громадная общественная деятельность в Верховном Совете СССР, в Союзе советсних обществ дружбы внесла должный вклад в развитие нашего государства, помогла установлению дружеских контактов между народами.

Однако это вовсе не означает, что в космический полет может пойти любой, изъявивший такое желание. И дело не только в хорошем здоровье. Современная техника, тем более космический корабль, предъявляет к человеку, который ею управляет, довольно жесткие требования. И если даже летчиком, выполняющим полеты в пределах нижних слоев атмосферы — обычно не выше 20—25 км, — может стать далеко не всякий, то понятно, почему космический полет сегодня остается привилегией людей, прошедших весьма строгий отбор и длительную специальную подготовку.

Космонавт — это человек, деятельность которого протекает в необычных условиях, оказывающих на его организм сильное воздействие, нередко близкое к предельно переносимому.

В настоящее время, когда количество членов экипажа космического корабля вынужденно ограничено, а космический полет является сложным мероприятием, космонавт должен обладать еще и глубокими познаниями в различных областях науки и техники, опытом и навыками исследовательской работы. Кроме того, он должен обладать высокими чисто человеческими качествами и, конечно же, иметь большое желание летать в космосе. Успех полета — завершающего этапа труда многочисленных коллективов зависит от того, насколько космонавт подготовлен к выполнению поставленных задач. Поэтому проблема профессионального отбора и подготовки членов экипажей космических кораблей имеет огромное значение.

Следует, правда, отметить, что указанная проблема важна не только для космонавтики. Сейчас немало отраслей человеческой деятельности требуют участия людей с определенными личными и профессиональными качествами. Нередко они необходимы для различных профессий.

Естественно, что принципы и методы выявления и воспитания к нужных качеств, разработанные в одной области, с успехом используются в другой.

Поскольку сама космонавтика — логическое развитие авиации, многое для отбора и подготовки космонавтов было заимствовано из авиационной практики. С другой стороны, опыт подготовки и осуществления космических полетов обогащает авиационную медицину, способствует совершенствованию профессионального отбора и подготовки летного состава, особенно летчиков гиперзвуковой и стратосферной авиации.

Научные данные, полученные при подготовке к космическим полетам и при выполнении самих полетов, дали многое для понимания реакций человека на сильные, необычные, так называемые стрессовые воздействия. Они позволили уточнить границы переносимости таких воздействий и расшифровать механизмы адаптации к ним. Эти данные имеют большую ценность для общей и профессиональной медицины. В частности, существует определенная аналогия в условиях и характере деятельности космонавтов и исследователей морских глубин: длительное пребывание в ограниченном пространстве кабины космического корабля или батискафа, большая эмоциональная нагрузка, искусственная атмосфера, состояние своеобразной «невесомости» при выполнении рабочих операций вне батискафа, использование при этом специального снаряжения и т. д. Освоение Мирового океана, таящего в себе огромные энергетические, химические и пищевые ресурсы, чрезвычайно важно для будущего всего человечества, поэтому система отбора и подготовки космонавтов может быть в большой степени использована в практике подводных исследований.

Широкие горизонты, необъятность которых даже трудно себе представить, открывают космические полеты для развития многих отраслей науки. Астрономы на космических станциях получат идеальные условия для проведения наблюдений без помех, существующих в земной атмосфере. Колоссальные возможности открываются в космосе для физиков, генетиков, геофизиков, биологов, ботаников и многих других представителей самых, казалось бы, земных профессий.

Конечно, космические полеты требуют немалых затрат, и было бы наивным думать, что эти затраты окупятся немедленно, сегодня же. Как известно, открытие Колумбом Америки не обошлось без издержек. Однако не надо быть историком, чтобы осознать важность великих географических открытий, необычно ускоривших общественный прогресс и вовлекших в его орбиту народы всех континентов. Не будь их, история человечества за истекшие столетия выглядела бы несравненно беднее.

Проникновение в космос, как и другие великие дела человечества, нельзя рассматривать только сквозь призму повседневных интересов и текущей практики. Если бы люди на протяжении всей истории руководствовались лишь удовлетворением своих повседневных нужд, то, наверное, человечество до сих пор бы вело пещерный образ жизни.

Я уже подчеркивал, что освоение космоса требует усилий многих и многих коллективов. Несомненно, специалисту почти любой отрасли науки и техники хотелось бы самому провести интересные, нужные и важные исследования в условиях космического пространства. Свидетельство тому — огромное число желающих стать космонавтами.

Но пока космический полет, к сожалению, удел немногих. И этим немногим нужно очень многое знать и многое уметь, чтобы сочетать в своем лице и оператора, управляющего сложной машиной, и ученого, выполняющего большой объем научных исследований самого разнообразного характера. При этом космонавты, как уже говорилось, должны обладать многими специфическими качествами, чтобы сохранять высокую работоспособность в весьма сложных условиях.

Этими качествами, как правило, обладают летчики, имеющие опыт полетов на современных самолетах. В своей профессиональной деятельности они часто работают в условиях, близких к таковым в космическом полете.

Наконец, у этой категории людей уже выработаны навыки быстрых двигательных реакций, развиты способность ориентировки, умение оценить сложную обстановку полета, в ограниченное время принять обоснованное решение и быстро его реализовать.

Вот почему космонавта сейчас отбираются из летчиков. Однако даже самых лучших летчиков необходимо специально готовить к выполнению космического полета.

Подготовка профессионального космонавта ведется по нескольким направлениям: летной и парашютной, инженерно-технической, медико-биологической подготовке и специальным тренировкам.

Летной подготовке уделяется большое внимание. Полеты на больших высотах знакомят космонавтов с внешней обстановкой, близкой к обстановке космического полета. Она позволяет сохранять хорошую форму. Выполнение фигур высшего пилотажа готовит летчика к работе в условиях знакопеременных перегрузок и кратковременной невесомости, тренирует вестибулярный аппарат, вырабатывает навыки пространственной ориентации. Полеты в закрытой кабине и в облаках помогают вырабатывать высокие операторские навыки, умение абстрагироваться от конкретной окружающей обстановки.

В то же время маршрутные полеты дают возможность отрабатывать визуальную ориентировку по земным ориентирам. На специально оборудованном самолете-астролаборатории осваивается астронавигация, развиваются навыки ориентирования по звездам и проведения наблюдений, астроизмерений и расчетов. Полеты на групповую слетанность развивают глазомер, быструю и точную реакцию на внешние возмущения, способствуют выработке профессиональных приемов, необходимых для космонавтов. Так что космонавты не порывают с авиацией. Наоборот, без постоянной летной работы не может быть настоящего покорителя вселенной.

Космонавты много времени уделяют и парашютной подготовке. Она формирует и вырабатывает самообладание и дисциплинированность, устойчивость к большому нервно-эмоциональному напряжению в неожиданных или аварийных ситуациях, способность быстро оценивать, анализировать обстановку и отвечать на ее изменения точными координированными действиями.

Особенно необходимы прыжки с парашютом при подготовке к работе в открытом космосе. Здесь можно привести несколько аналогий: выход из космического корабля и выброс из самолета (преодоление психологического барьера), свободное «плавание» в космосе и свободное (особенно в первые секунды) падение парашютиста, ориентировка в пространстве после выхода из корабля и ориентировка в свободном падении. Восприятие информации, принятие обоснованных решений в условиях повышенных эмоциональных и физиологических нагрузок аналогичны в том и другом случаях.

Инженерно-техническая подготовка космонавтов тоже имеет свои особенности и занимает важное место в общей системе космической подготовки.

Современный космический корабль — реальное воплощение новейших достижений науки и техники. Для того чтобы изучить конструкцию самого корабля и всех его рабочих систем, космонавт участвует в макетировании, компоновке корабля, в отработке и проверке его оборудования в испытательных лабораториях, в составлении и отработке программы полета и полетной документации.

Для успешного решения всех этих вопросов космонавты изучают небесную механику, астрономию, физику верхних слоев атмосферы и космического пространства, навигацию, метеорологию, вычислительную технику, геологию, теорию автоматических систем, радиосвязь, ракетные двигатели, конструкцию космического корабля, методы проведения научных исследований в космическом пространстве и многое другое.

Отработку навыков по управлению кораблем и его системами, по работе с оборудованием и по выполнению различных операций полетного задания космонавты могут проводить только на специальных тренажерах в отличие от летчика, который обучается пилотированию в реальном полете на самолете с дублирующим управлением. Космонавт перед настоящим полетом выполняет много имитированных операций здесь, на Земле.

На одном только тренажере, конечно, невозможно смоделировать и воссоздать все элементы и ситуации космического полета, поэтому для тренировок создается множество различного оборудования.

Кроме конкретной отработки навыков в управлении и эксплуатации космического корабля и его систем на всех этапах полета, космонавтов обучают конкретным действиям, которые необходимы им после его выполнения, то есть после приземления или приводнения. Для этого проводятся тренировки с использованием средств жизнеобеспечения, имеющихся у космонавтов, после посадки в различных климато-географических зонах — в пустыне, в степи, в лесу, а также в случае посадки на воду, когда эти средства необходимо использовать на плаву.

Важный раздел профессиональной подготовки — медико-биологическая, или специальная медицинская подготовка. Она направлена на повышение функциональных возможностей организма, на улучшение переносимости сильных и необычных факторов космического полета и, следовательно, на повышение работоспособности космонавта. И здесь большую роль играет спорт — гимнастика, плавание, прыжки в воду, хоккей, лыжи и т. п. Кроме того, космонавты выполняют большую программу целенаправленных физических упражнений на специальных снарядах типа батута, лопинга и других.

Проходят они исследования и тренировки и на центрифуге и в барокамере, выполняя при этом ряд операций по управлению кораблем и отдельными его системами. Во время испытаний и тренажа в сурдокамере оценивается уровень работоспособности в условиях длительной изоляции от внешней среды.

В первых полетах советских космических кораблей «Восток» основное внимание уделялось вопросам изучения переносимости человеком условий космического полета. С помощью телеметрической аппаратуры передавались параметры, характеризующие функциональную деятельность организма космонавта: пульс, дыхание, электрокардиограмма, энцефалограмма и другие физиологические характеристики. Кроме того, космонавт сам оценивал свое состояние и проводил эксперименты по исследованию устойчивости вестибулярного аппарата, психофизических возможностей человека в полете и т. д.

Уже в самых первых полетах выполнялся достаточно большой объем научно-технических экспериментов. Это и получение данных для изучения физики земной атмосферы путем фотографирования, и наблюдения горизонта Земли при различной освещенности, и исследование метеорной опасности, и наблюдение и фотографирование облачного покрова нашей планеты для исследования возможности определения различных метеорологических явлений и прогнозирования их развития, и исследование солнечного излучения и солнечной короны, вопросов астронавигации, развития растений в условиях невесомости и другие.

Для выполнения даже перечисленных исследований необходимы достаточно разносторонние и глубокие знания. Решение большего числа вопросов одному человеку было затруднительно, требовалось сконструировать корабль, способный вынести на орбиту несколько человек — специалистов по различным направлениям. С этой целью в Советском Союзе и был создан многоместный исследовательский корабль «Восход».

Конструкция его предусматривала максимальные удобства для работы.

В этих условиях экипаж получал в одном полете значительно больший объем информации, чем это было при полете на одноместных кораблях.

Космонавты собрали новые данные для развития космической техники, исследовалась групповая деятельность, проведены прямые медицинские наблюдения и инструментальные психофизиологические исследования жизнедеятельности организма человека в полете, выполнен большой объем геофизических экспериментов и исследований в области физики Солнца, структуры и свойств атмосферы и околоземного космического пространства.

Для проверки возможности проведения работ в открытом космосе был создан космический корабль «Восход-2». Экипаж в составе П. Беляева и А. Леонова впервые осуществил на нем выход космонавта в межпланетное пространство. Результаты этого эксперимента блестяще подтвердили возможность работы человека вне корабля.

Космонавты выполняли также ряд научно-технических и медико-биологических экспериментов. Особенностью этого полета явилось и использование системы ручного управления при спуске корабля на Землю.

В связи с дальнейшими работами по исследованию космического пространства возникали все новые и новые вопросы. Для их решения требовался принципиально новый космический корабль. Это был «Союз». Запуск его был осуществлен 23 апреля 1967 года. Целью полета было испытание существенно новых, более сложных систем корабля и выполнение серии исследований и экспериментов.

От момента старта и до заключительного этапа полет протекал успешно. Космонавт В. Комаров полностью выполнил программу испытательного полета и осуществил все операции по ручному спуску с орбиты. Нелепая трагическая случайность — отказ парашютной системы — привела к гибели нашего товарища. Конечно, любой космический полет связан с определенным риском, особенно первый, испытательный, на новом корабле. За достижения, способствующие движению вперед, человечеству иногда приходится платить очень дорогой ценой, нередко ценой жизни лучших своих сынов. Но это движение по пути прогресса неодолимо. Эстафету научного подвига, подхватывают другие и, верные памяти товарищей, идут дальше. Ведь нет большего счастья, чем служить людям.

Усложнение полетов, а вместе с этим и космических кораблей потребует новых методов и тренажных средств для выработки навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность космонавтов. Потребуются новые специалисты, обладающие еще большими знаниями. Ведь вслед за освоением околоземного, пространства последуют полеты человека к планетам солнечной системы.

Осуществление длительных полетов на большие расстояния возможно только на многоместных космических кораблях. Встает вопрос о разделении функций между членами экипажа и их специализации в соответствии с обязанностями в полете. В зависимости от задач каждого полета потребуется определенный отбор з состав экипажа необходимых специалистов.

В нашей стране придается большое значение освоению космического пространства в целях расширения наших познаний о вселенной, изучения новых закономерностей и использования их на благо человека. Необходимо, чтобы профессия «космонавт» была мирной профессией и результаты исследований, проводимых в каждом космическом полете, использовались для процветания жизни.

Я также уверен в том, что достижения в области методов подготовки космонавтов найдут полезное применение в решении аналогичных проблем в других сферах человеческой деятельности на Земле.

Ю. А. Гагарин был поистине разносторонним человеком. Основное место работы космонавта — межпланетное пространство, но когда он, как говорится, спускается с небес на землю, ничто человеческое не чуждо и ему. Спорт, рыбалка были одними из самых любимых увлечений Гагарина. С друзьями он нередко выезжал в лес на охоту, по грибы, любил посидеть у костра, потолковать, по душам. Таким он был, таким навсегда останется в памяти людей.

В космос — ради Земли

Прошли годы, жизнь подтвердила правильность выводов Ю. Гагарина о новой профессии землян и главном ее предназначении: в космос — ради Земли, «...расширения наших познаний о вселенной, изучения новых закономерностей и использования их на благо человека».

Таково было его желание, таким остался его завет человечеству, и такова советская программа космических исследований.

Новая для землян профессия рождалась бурно, приобретала на наших глазах многогранность, качественно менялась, расширяя свое влияние на науку, производство, на все направления человеческой деятельности.

Она призвала в свои ряды людей, мужественных и стойких. За 16 лет в космосе побывало около ста человек, накоплен огромный опыт подготовки космонавтов, выявлены некоторые общие закономерности. Но подготовка первого космонавта, первая научная информация, полученная в космосе, принадлежит всем.

Человек, которому предстояло отправиться впервые в истории в космическое путешествие, должен не только быть физически здоровым, обладать большими волевыми качествами и глубокими техническими знаниями, он должен быть настоящим гражданином Земли, посланцем человечества, достойным высокого звания первого космонавта.

Прекрасные человеческие качества Гагарина были подмечены Главным конструктором академиком С. Королевым. Было это осенью 1960 года.

Сергей Павлович, принимая будущих космонавтов — «главных испытателей нашей пилотируемой продукции», рассказывал им, молодым, энергичным, об устройстве космического корабля, перспективах его усовершенствования, о требованиях к космонавту. Молодые летчики понимали, что им уготовано судьбой.

Все казалось сказочным, нереальным: стерильная чистота, идеальная организованность, плавающая под крышей невиданная до сего времени «пилотируемая продукция».

— А теперь можно посмотреть корабль. Кто желает? — Королев жестом указал на шарообразный предмет с люком наверху.

— Разрешите мне? — обратился старший лейтенант Гагарин.

Главный с нескрываемым любопытством посмотрел на летчика.

— Вы? Пожалуйста.

Гагарин стремительно подошел к шару-кораблю, остановился, потрогал шершавый металл, улыбнулся.

Все терпеливо ждали. Никто из будущих космонавтов еще не был в кабине настоящего космического корабля.

Ю. Гагарин взялся за поручень стремянки, приготовился к привычному, как при посадке в истребитель, стремительному прыжку, а потом неожиданно для присутствующих опустился на брезент и... снял ботинки, словно входя в чистую избу. Потом С. Королев скажет:

— Какое глубокое, уважительное отношение к труду товарищей!

А когда 8 апреля 1961 года наставник космонавтов Герой Советского Союза Н. Каманин предложил назначить Ю. Гагарина командиром первого пилотируемого корабля-спутника «Восток», С. Королев подумал об удачном совпадении мнений...

Совсем не случайно Ю. Гагарин как-то подметил: «Космонавт — это человек, деятельность которого протекает в необычных условиях... нередко близких к предельно переносимым». Космонавт в полете в основном должен рассчитывать на свои знания, на силу собственной подготовки, на мгновенную реакцию, аналитический вывод в критической ситуации. И это уже не парадная сторона профессии, а ее истинное содержание.

Проникнув в космос, люди открыли не просто новое пространство, открыт огромный, необычный мир, подобный неизведанному материку. Уникальные условия — вакуум, невесомость, низкие температуры — создали новые отрасли науки и производства.

Ныне профессия космонавта стала практически всемирной. В космосе побывали посланцы Советского Союза, США, Чехословакии, Польши, ГДР. Скоро на новые космические трассы выйдут посланцы других стран.

Она, эта профессия, непрерывно обогащается, так как расширяются и задачи космонавтики. Вслед за освоением околоземного пространства последуют полеты человека к другим планетам солнечной системы. И время это не за горами. Все, о чем мечтал наш первый космонавт, будет осуществлено его последователями.

ЕВГЕНИЯ МАЛАХОВСКАЯ