«Техника-молодежи» 1979 №10, с.12-13
Мощь созидания и дерзновенная мечта более всего характеризуют XX век — эпоху научно-технической революции и бурного преобразования жизни всей планеты. Вновь, как и в далекой древности, стали сближаться прежде обособленные области человеческой деятельности: наука, философия, искусство, техника. Для каждой из них стал совершенно необходим взгляд в свое «завтра», поиск общей дороги к грядущей жизни.
Одним из тех, что первым в нашей стране шагнул к рубежам будущего, был Георгий Иосифович Покровский — ученый, инженер-изобретатель, профессор, воин, художник... О таких людях трудно говорить, последовательно анализируя различные стороны их деятельности, хотя каждая из них дает много пищи для размышлений. Но по-настоящему понять человека и оценить его дела можно лишь в их неразрывном единстве.
Георгий Покровский начинал свою жизнь как ученый, хотя путь его в искусство был не случаен. Чутко улавливая важнейшие тенденции эпохи, он неустанно воспитывал в себе способность к синестезии — к синтетическому комбинационному мироощущению, характерному для великих мыслителей всех эпох Единство анализирующей мысли ученого и синтезирующей интуиции художника для Покровского стало основой подлинно творческого отношения к действительности.
Почти полвека назад в кабинете Покровского рядом с рабочим столом появился мольберт. Уже тогда молодой ученый пришел к мысли: «Чем многообразнее оказывается деятельность людей, тем чаще им приходится силой своего воображения создавать картины подлежащего реализации в будущем».
Вот так два десятка лет назад представлял себе ученый и художник астроинженерные сооружения.
В 1936 году, придя в «Технику — молодежи», Покровский стал автором первых цветных иллюстраций в нашем журнале. В 50-е годы он создает первые произведения в жанре научно-фантастической живописи, опубликованные тогда же в «Технике — молодежи». Правда, термин «научно-фантастическая» на первый взгляд трудно применить к живописи и графике Покровского — настолько точна его техническая мысль, научная идея, выраженная в «художественно-проективной» форме. В 30-е годы среди его работ появились ныне уже осуществленные проекты «пневматической архитектуры» будущего, материалом для которой должны послужить конструкции, наполненные сжатым воздухом, рисунки мирных «танков-амфибий» (полярных вездеходов наших дней) и огромных, созданных из высокопрочных пленок подвижных плотин — регуляторов морских течений, эскизы грозных «авиаторпед» (прообразов современной ракетной техники) и «изотопических пушек», в которых происходит частичное овладение термоядерным взрывом. Позднее акцент в творчестве Покровского-художника все больше стал переноситься на разработку научно-технических проблем — воздухоплавания и космоплавания, энергетики и геоинженерии. Но, несмотря на подчеркнутую техническую «сюжетность» его картин, они оказались лишены специфически прикладного характера, большинству из них присуща особая и несомненная художественная выразительность.
Утвердившаяся в эстетике после Леонардо, Гёте, Ломоносова неразрывная связь научности мировоззрения художника и полнокровного реализма в его творчестве явственно воплотилась в творческой манере Георгия Покровского. Вслед за Валерианом Муравьевым, замечательным советским философом, ученым и социологом 20-х годов, основную задачу художественной деятельности Покровский видел не в «иллюзионистском» творчестве, а в творчестве, реально преобразующем физическую, социальную и духовную природу человеческого общества. В своих «предложениях по развитию научно-фантастической живописи» он планировал создать в Москве Дворец мирового
научно-фантастического искусства и на его основе организовать передвижную всемирную выставку. Кто знает, может быть, этим проектам там еще суждено сбыться? Все новое, талантливое, молодое в научно-фантастическом искусстве Покровский поддерживал всеми силами своего незаурядного таланта, выступая против того, чтобы «строгая логика научного предвидения заменялась... неопределенной эмоцией, недостаточно созревшей интуицией». Одним из первых он разглядел в современном советском научно-фантастическом искусстве характерные черты нового искусства эпохи научно-технической революции, увидел в ученом учителя для живописца, а в художнике — соавтора ученого.
ВАЛЕРИЙ АЛЯБЬЕВ,
искусствовед