«Техника-молодежи» 1979 №11, обл.2, с.8-9


2. СКОЛЬКО ВЫ ВЕСИТЕ?

Однозначный ответ на этот простой вопрос дать невозможно. Сила, с которой наше тело давит на опору, зависит от многих факторов: от географической широты, от высоты над уровнем моря, наконец, просто от количества съеденной за завтраком пищи. Но больше всего вес тела колеблется у покорителей космоса — от абсолютного нуля на орбите до многих сот килограммов при взлетах и посадках, а также на мощных центрифугах, которые создают многократные перегрузки, позволяя готовить людей к трудностям космического полета.



ЛАНДШАФТЫ ВСЕЛЕННОЙ

Марс, каким его показывает нам Рэй Брэдбери в своих «Марсианских хрониках», очень разнообразен — то безводная красная пустыня, то развалины древних храмов, то многолюдные города на берегах полноводных каналов. Фантазия писателя кажется излишне причудливой, но в действительности отражает эволюцию наших взглядов на Марс, иногда предваряя открытия, сделанные только в последние годы.

На протяжении долгих десятилетий земляне мечтали встретить на этой планете братьев по разуму. Атмосфера, полярные шапки, сезонные изменения окраски, наконец, знаменитые каналы — все, казалось, подтверждало гипотезу о разумной жизни. Однако первая же разведка Марса автоматическими межпланетными станциями (рейс «Маринера-4» в 1965 году) разочаровала приверженцев этой гипотезы. Марс на фотографиях выглядел двойником Луны: бесстрастные глаза камер запечатлели мертвую пустыню, изрытую метеоритными бомбардировками.

Энтузиасты тем не менее не сдавались. С прежним воодушевлением они отстаивали гипотезу о том, что если разумной жизни на Марсе нет, то она, по крайней мере, была в прошлом. В частности, Фобос и Деймос — это искусственные спутники, запущенные в незапамятные времена вымершими марсианами...

В космос один за другим уходили советские и американские зонды и передавали на Землю все новые изображения красной планеты и ее ближайших окрестностей. Предположение об искусственном происхождении спутников продержалось недолго — на фотографиях, полученных с близкого расстояния, отчетливо видно, что Фобос и Деймос — это изъеденные кратерами и трещинами «летающие горы». Зато сам Марс в результате последних экспедиций показал людям свое второе лицо. Мы увидели циклопические горные вершины и каньоны, похожие на земные, увидели русла высохших рек, полярные ледники толщиной в сотни метров... Наконец, появились данные «Викингов», не противоречащие предположению о существовании на планете примитивных форм жизни. Похоже, что надежда, угаснувшая было совсем, сейчас опять возрождается.

Этой воскрешенной мечте очень созвучна одна из картин сибирского художника-фантаста Сергея Прокопчука «Утро на Марсе». Сам из Иркутска, Прокопчук долгое время пробыл в Монголии. Суровая природа Сибири и хрупкая красота азиатских пустынь — вот два главных истока его фантастического видения мира. Преломив реальные пейзажи своим воображением, художник показывает Марс таким, каким сегодня нам хотелось бы его видеть.

Мы видим высокие, почти нетронутые эрозией скалы, темный камень кругом и старый метеоритный кратер, заполненный драгоценной влагой. Гладкое водное зеркало отражает зыбкий рассвет. Древний Марс еще дремлет, но невидимое Солнце уже всплывает к его горизонту. Планета скоро проснется — ее разбудят люди Земли.

О том, как это произойдет, повествует другая работа из марсианского цикла художника. «Первая борозда» (рис. слева) проложена пока не плугом, а ракетой. Но свой след оставит здесь и орудие земледельца. Кстати, в последнее время в научную терминологию вошло слово «terraformation» — преобразование планеты с целью сделать ее пригодной для жизни. Буквальный перевод этого термина звучит как «земледелание». Если угодно, «земледелие».


Освоившись в солнечной системе, человек полетит к звездам. Но первыми на разведку отправятся радиоволны, неся в звездный мир весть о людях Земли. Ученые уже сегодня задумываются над тем, как сделать такие сигналы более информативными и более «заметными» для чужих разумных существ — кстати, этих последних на международном научном жаргоне сейчас так и называют «ЭТИ», то есть «Экстра-Терральные (вне Земные) Интеллектуалы». Специалисты спорят о том, какой вид связи предпочтительнее для межзвездных расстояний. Однако нужно предполагать, что будущее даст в наши руки более совершенные средства, чем морзянка, световая лазерная сигнализация или даже телевидение.

Но чем бы ни кончились поиски контакта с другими обитаемыми мирами, человек рано или поздно и сам двинется к границам Галактики. К этой отдаленной эпохе относится картина Прокопчука «Станция под пульсаром» (рис. вверху). Прочный купол базы космопроходцев возвышается над камнями одинокой планеты, чудом уцелевшей после самой разрушительной из мыслимых катастроф — вспышки Сверхновой. Местное солнце в результате взрыва потеряло часть массы и «съежилось», став нейтронной звездой, или пульсаром, — небольшим даже по земным меркам шаром с поперечником всего около 10 км. Но, как говорят, мал золотник, да дорог — вещество нейтронной звезды во столько же раз плотнее самых тяжелых металлов, во сколько световой год длиннее одного километра!..

Самой нейтронной звезды на картине Прокопчука не видно — она, вероятно, уже закатилась или еще не взошла. Но если бы даже пульсар «попал в кадр», то едва ли мы отличили бы его от других звезд, настолько слабо его оптическое излучение. Зато магнитное поле нейтронной звезды чудовищно. Космос вокруг буквально содрогается от бушующих здесь магнитных бурь, а небо планеты (кстати, первая за пределами солнечной системы планета обнаружена действительно в системе одного из пульсаров) полыхает костром невиданных по масштабу полярных сияний. Что же творится в подобном мире с радиоприемником или с компасом?.. А с человеческой психикой? С его мыслями и эмоциями?..

Но отвечать на такие вопросы — дело других. Художник свою задачу выполнил. Он показал нам планету в системе пульсара — чуждый землянину мир. Место, прямо скажем, для жизни не совсем подходящее, но... Как писал в одном из своих рассказов молодой польский фантаст Виктор Жвикевич: «Люди есть всюду. Или будут».

Так будет, а пока приходится прибегать к помощи воображения. Но искусство художников-фантастов уносит в неизмеримые бездны пространства и времени не только тех, кого изображают их творения. Ведь узенькая тропинка, выходящая из-под купола станции на картине Прокопчука, соединяет его героев с нами, их предками и предшественниками.

МИХАИЛ РОМАНЕНКО