«Техника-молодежи» 1979 №8, с.8-9




ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ЗВЕЗДАМ!

Публикуя новые материалы о жизни и творчестве Г. Голобокова, редакция надеется привлечь внимание всех читателей «ТМ» к делу создания на родине талантливого художника-фантаста мемориальной экспозиции на базе Балаковского филиала Саратовской областной художественной галереи имени Д. Н. Радищева.

Вверху — Геннадий Голобоков. Весна 1978 года.

Внизу слева направо картины Голобокова: 1. а Прощание с Землей»; 2. «Мир человека»; 3. «Цветы потомков»; 4. «Убегающий след сопряженных».

Он родился в 1935 году в деревне Малая Быковка Саратовской области. Мальчиком лет пяти любил залезать на крышу родной избы и подолгу вглядываться в призывную синь неба. Он был незаметен в ватаге белоголовых деревенских ребятишек, и лишь в школе стала проявляться его крепнущая год от года мечта. Подростком Геннадий Голобоков был навсегда покорен идеями Циолковского, тогда же и решил: буду астрофизиком. К нему рано пришла пора раздумий, рано началось его настойчивое, сверх всяких программ чтение — сначала научной фантастики, а потом все более серьезных работ по физике, астрономии, математике. Но сил даже после бессонных ночей оставалось так много, так требовательно заявлял о себе пробуждающийся талант... И Геннадий тайком от всех рисовал, писал стихи, вырезал из дерева, лепил из глины фигурки русских богатырей. И с нетерпением заглядывал в будущее, соизмеряя свои силы со своей мечтой.

Но в 16 лет в его жизнь жестоко и стремительно вошла беда. Ныряя в реку, он сломал позвоночник. Паралич, полная неподвижность, одиночество, почти отчаяние... В один день тело стало беспомощным, как у младенца, а дух принужден был вступить в неравный, мужественный поединок с судьбой. Только материнская жертвенная любовь смогла восстановить в Геннадии волю к жизни, только настоящий талант смог поднять его с одра болезни к высотам жизни духовной, творческой.

Каждое утро начиналась упорная работа, похожая на бой, работа над своими произведениями и работа над собой. Нет, борьба за себя! Мать грунтовала для сына крупные, метровые холсты, которые он ставил себе на грудь, и лежа начинал писать, зажав кисть между навеки согнувшимися пальцами. Его привлекали большие, «фресковые» поверхности, а длины руки едва хватало, чтобы дотянуться до середины холста, который приходилось заканчивать в перевернутом положении. Первые опыты были до боли неудачными, беспомощными. Но с каждым годом в Геннадии крепнул и разгорался дух творчества, дар подлинной жизни. Знал ли он историю о русском иконописце, который был лишен рук, но непостижимым образом, одними только губами удерживая кисть, продолжал творить?..

Окно в сад и веранда, на которую его изредка выносили, телевизор, радиоприемник у изголовья, стопки книг, грампластинок и свежих журналов, среди которых непременно виднелись обложки «Техники — молодежи», — вот его единственные двери в мир. Интерес именно к этому журналу был неудивителен, ведь современной науке и технике Геннадий был обязан тем, что окружающая жизнь стала постепенно проникать к нему через барьер отъединенности. Но главной и поистине всепоглощающей страстью оставалось искусство, творчество. В 1958 году Голобоков начинает участвовать во всесоюзных выставках самодеятельных художников, заканчивает живописное отделение Заочного народного университета искусств в Москве, в 1967 году становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Никто из жюри не знал про его недуг: на этом настаивал сам художник. Он не хотел скидок себе, и поэтому ему покорялась одна твердыня творчества за другой.

Но какой ценой достигались эти победы! Каждодневное, неимоверное напряжение всех сил: специально разработанная Геннадием гимнастика, несколько часов живописи, чтение, беседы с вереницами людей, приходивших посмотреть на его новую картину, а то и просто в глаза необыкновенного человека, споры об искусстве, о смысле жизни и никогда — никаких просьб. А после всего, уже далеко за полночь, работа над очередным стихотворением.

О нем уже давно писали и местные и центральные газеты, к нему приходили знакомые и незнакомые люди, чтобы взглянуть на главное произведение Геннадия — на его жизнь. Она казалась почти фантастичной, поэтому никто не удивился его увлечению в начале 70-х годов научно-фантастической живописью. В 1972 году в Балакове с огромным успехом прошла первая персональная выставка Голобокова. В 1973 году он принял участие в Международной выставке научно-фантастической живописи в Баку «Космос завтрашнего дня». Жюри под председательством художника и космонавта А. А. Леонова присудило ему диплом I степени. Потом участие в конкурсах журнала «Техника — молодежи»: «Мир завтрашнего дня», «Мир 2000 года», «Сибирь завтра», «Время — Пространство — Человек». Вновь первые премии, восторженные отзывы посетителей выставок. Причина того — удивительная жизненная сила и цельность нравственно-эстетической позиции автора, главная тема творчества которого — психология людей будущего. Пожалуй, именно за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления «психологической фантастики» в научно-фантастической живописи. Работы его побывали более чем в 20 городах СССР, в столицах всех социалистических стран, в Лиссабоне, Вьентьяне, на Мадагаскаре. Две из них хранятся в американском космическом центре в Хьюстоне. Его друзьями стали многие советские космонавты, ученые, художники, писатели, журналисты. Он получал письма от сотен незнакомых людей. Все это значило, что мужественный талант человека оказался несломленным, помогал ему и другим жить и побеждать.


Но май 1978 года оказался для Геннадия последним. Этому не хотелось верить: так прочно его образ запечатлелся в памяти множества людей, так крепко вошел в жизнь. Дом Голобокова опустел. Мы входим в его комнату — все осталось почти как прежде, но к последнему загрунтованному холсту так и не прикоснулась его кисть. А рядом, в соседних комнатах, около 200 законченных работ, которые он успел написать, скованный болезнью в течение 26 лет. И еще сотни рисунков и набросков, архив художника и поэта, личные вещи, книги. Все это должно быть сохранено! Поддерживая инициативу «Техники — молодежи» (см. статью В. Дмитриева «Пожизненное мужество таланта», 1978, № 10), общественность городов Саратова и Балакова приняла решение просить Саратовскую областную художественную галерею имени А. Н. Радищева расширить свой Балаковский филиал» включив в него мемориальную экспозицию дома Голобокова, посвященную жизни и творчеству художника. Редакция «Техники — молодежи» уже передала в фонд этой экспозиции 30 картин, побывавших во многих странах мира, письма Геннадия, фотографии и другие материалы.

Несмотря на предстоящие немалые трудности, начатое благородное дело должно быть доведено до конца. Оно единодушно поддерживается многочисленными друзьями художника, читателями нашего журнала, всеми, кто знает цену настоящему мужеству и подлинному таланту. Сохранить живую память о Геннадии Голобокове — наш общий долг. Его жизнь не прервалась, не отошла в прошлое, она осталась в нашем общем Будущем, к которому он неустанно стремился и посланником которого жил на Земле.

ВАЛЕРИЙ АЛЯБЬЕВ