«Техника-молодежи» 1980 №10, с.16-17
ТРИ ПУТИ В ЗАВТРА Памяти художника Николая КОЛЬЧИЦКОГО |
На могучем древе человеческой культуры отчетливо выделяются три ветви, непосредственно устремленные в будущее.
Это, во первых, прогностика — наука о завтрашнем дне. Затем научно-фантастическая литература. И, наконец, фантастическая живопись, дающая нам зримые образы грядущих тысячелетий.
Читатели «ТМ», успевшие почти до конца ознакомиться с новым романом Артура Кларка «Фонтаны рая», наверняка обратили внимание на один примечательный эпизод из «биографии» этого произведения. Писатель построил здание романа не на пустом месте, а на базе вполне серьезного прогностического проекта советского инженера Юрия Арцутанова, причем узнал об идее ленинградца из картины «Космический лифт», написанной Алексеем Леоновым и Андреем Соколовым, Таким образом, к созданию романа оказались причастны все три упомянутые ветви.
В наше время такое происходит нечасто, хотя, казалось бы, на всех трех направлениях, ведущих в грядущее, достигнут значительный прогресс. Если прогностика, скажем, всего несколько десятилетий назад числилась исключительно по ведомству популяризаторов, то ныне большие коллективы ученых без конца гоняют по своим математическим полигонам всевозможные модели развития человечества, пытаясь предугадать финал самых радужных и самых мрачных «сценариев», закладываемых в компьютеры. Но литература, со своей стороны, давно уже сбросила тягостное бремя популяризаторства и «в погоне за светом и пространством» вырвалась на безграничные галактические просторы. Тем временем художники-фантасты, уйдя от чистого иллюстрирования, пытаются в своих произведениях по-новому осмыслить место человека во вселенной, чувством постигнуть единство всех сущих вещей, отыскать неявные параллели в очертаниях микро— и мегамиров...
Иными словами, прогностика и обе фантастики — литературная и изобразительная — шагнули весьма далеко. Но шагнули, если можно так выразиться, в разные стороны. Пути разведчиков будущего разошлись, и весьма основательно.
Такова одна из общих особенностей стремительного развития современной культуры. Во всех областях творческой деятельности мы сталкиваемся со все большей специализацией, и даже внутри той же самой литературы на наших глазах возникают новые самостоятельные направления, почти не взаимодействующие друг с другом.
Таким образом, продвижение вперед оказалось сопряжено и с приобретениями и с потерями. Очень полезно поэтому, воспользовавшись излюбленным приемом фантастов, мысленно оседлать машину времени и вернуться лет этак на тридцать назад, к истокам зарождавшегося в те времена научно-фантастического бума. Устремленные в будущее ветви культуры были еще крепко-накрепко связаны, и история романа А. Кларка никого бы не удивила. Именно тогда начинали работать в области научно-фантастической живописи такие художники, как Г. И. Покровский, А. Н. Побединский и Н. М. Кольчицкий, несколько работ которого мы здесь воспроизводим.
Бывший член редколлегии нашего журнала Николай Михайлович Кольчицкий, скончавшийся в прошлом году, проиллюстрировал в 50-х годах около десятка научно-популярных и научно-фантастических книг об освоении космоса. Среди них произведения К. Гильзина, Г. Гуревича, Б. Ляпунова, А. Штернфельда... Неоднократно его работы публиковались и на страницах «Техники — молодежи». Например, «Орбитальная станция» (слева) украшала обложку «ТМ» № 4 за 1950 год.
Заатмосферные базы, лунные корабли, фотонные звездолеты... Они приходили на картины художника из специальных научных работ, посвященных будущей космонавтике, а затем перебирались и в тексты фантастических произведений. Такие деятели искусства, как Кольчицкий, всегда следили за последними научными достижениями. Техническое образование и многолетняя инженерная практика помогали художнику по-своему интерпретировать самые сложные проекты, в том числе и те, что казались многим абсолютно нереальными. Его фантастика зрима, конкретна и убедительна. Неспроста, вероятно, орбитальные станции в виде «бублика» — по Кольчицкому — впоследствии так прочно обосновались на страницах фантастических романов и повестей...
И сегодня, сравнивая картины художника с той удивительной реальностью, к которой мы успели привыкнуть, невольно задаешься вопросом: неужели так уж необратимо разошлись пути разведчиков будущего? Хочется верить, что это не так. Буквально каждый день приносит нам новые открытия, неожиданные изобретения, смелые проекты. Все они ждут своего воплощения в зримых, понятных каждому образах. А разве современная научная фантастика не может подсказать художнику новых, весьма любопытных тем? Например, пресловутый гиперперенос — мгновенное перемещение материальных тел на колоссальные расстояния. Пробовал ли кто-нибудь из нынешних живописцев изобразить это? Едва ли. А биоэнергетика? А телекинез? А хроновизоры, позволяющие заглядывать в иные эпохи?..
Да, очень хочется верить, что дороги разведчиков будущего опять сблизятся, разумеется, на качественно новом уровне. Хочется верить, что не за горами появление мастеров, которые сумеют стать таким же полноценным связующим звеном между современной наукой и современной фантастикой, каким были в свое время Николай Михайлович Кольчицкий и его соратники.
МИХАИЛ РОМАНЕНКО