«Техника-молодежи» 1980 №2, с.50


МАРСИАНСКИЙ САМОЛЕТ — ЭТО НЕ ШУТКА. Фирма «Дивелопментал Сайенсиз» уже разработала и построила его опытную модель. Но почему все-таки самолет, а не отсек межпланетной станции, не планетоход? Дело в том, что в отличие от спутника аэроплан, управляемый ЭВМ, может летать на очень малых высотах; в отличие же от «марсохода» ему несложно преодолеть опасные или непроходимые участки пересеченной местности, интересные в геологическом отношении. Такой летательный аппарат в состоянии передавать четкие и ясные крупномасштабные изображения поверхности планеты, регистрировать аномалии — магнитные и силы тяжести, дистанционно изучать минералогические характеристики, определять содержание воды в породах, составлять схемы движения воздушных масс.

Длина фюзеляжа около 6 м, размах крыльев — 21 м. В скудной атмосфере Марса меньше никак нельзя. И весить «марсолет» должен не более 50 кг. А вот вес горючего и научных приборов достигнет 250 кг.

Единственный пропеллер приводится в движение мотором, работающим на гидразине или на электроэнергии от батарей. Корпус, крылья и сам пропеллер складываются, чтобы легко разместиться внутри капсулы межпланетной станции, диаметр которой всего 4,5 м. Но как будет выглядеть «взлет» этого уникального устройства?

Космический аппарат со спрятанными внутри его четырьмя сложенными «марсолетами» выводится на околомарсианскую орбиту. Здесь он выбрасывает капсулы. На высоте около 9,5 км раскроется парашют, который замедлит скорость их падения до 60 м/с. Затем отделится и отпадет днище капсулы, а самолет «распрямится», расправит крылья, как взлетающая бабочка, и войдет в пикирующий полет, чтобы набрать скорость. В 5 км над поверхностью она составит около 100— 150 м/с. Дальнейшее, как говорится, дело техники, достаточно сложное, но осуществимое. Ученые планируют выпустить на Марс 12 самолетов, чтобы с их помощью обследовать большую часть Красной планеты. В то же время разрабатывается проект более совершенной модели, способной совершать на Марсе посадки и взлетать снова, собрав образцы пород. В отличие от земных аппаратов «марсолет» не планирует перед посадкой, а снижается вертикально, притормаживаясь ракетами. Взлет осуществляется также ракетами, поднимающими машину на высоту около 1 км, после чего она начинает планировать для разгона в обыкновенный полет.

Бортовая вычислительная машина, освобождающая от необходимости принимать запоздалые указания с далекой Земли, по сложности не превысит уже существующие модели (США).