«Техника-молодежи» 1980 №5, с.10-12
В |
Вспомним, что в XVIII—XIX веках, в пору декларативного отрицания технического прогресса и романтического «машиноборчества», развился жанр исторической живописи. В его произведениях действительность отражалась лишь через призму прошлых эпох. Ныне искусство активно устремляется в будущее, теснее взаимодействуя с областями прогностики и футурологии. Не только оглядываясь назад, но все чаще забегая вперед, пытается художник отыскать подлинную оценку происходящим событиям. Эта устремленность к новым временам и пространствам характерна в первую очередь для советского искусства, которое призвано стать естественным авангардом начавшегося движения, ведь с советской земли был сделан первый шаг человечества в космос.
Рядом с этим подвигом художник может и должен поставить подвиг личного творчества. Емкая ленинская фраза: «Искусство принадлежит народу» — значит, что народу принадлежит мечта, в которой заключена его воля к созиданию!
Настоящему искусству чуждо пустое фантазирование, оно несет в себе гигантскую энергию свершений, является началом творческой деятельности по преобразованию мира. Не случайно огромное внимание «космическому творчеству», научной и художественной фантазии уделял основоположник космонавтики К. Э. Циолковский. «Сначала неизбежно, — писал он, — идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль».
Творческий путь московского художника Ю. А. Походаева является одним из многих свидетельств освоения современным изобразительным искусством новых гигантских пластов действительности, открывшихся в середине XX столетия, — космической действительности человечества.
Более четверти века назад появились первые работы Походаева. Пейзажи — среднерусские или северные — давали зрителю возможность сопережить с автором глубокие чувства любви к отчей земле, единства с родной природой. Уже тогда в палитре художника появились излюбленные им чистые синие и лазурные тона неба, сизая прозелень студеных рек и морей. Но холодное тихое мерцание зачарованных полуночных земель вдруг сменялось на холстах знойными ветрами Азии, жаром Средиземноморья. Пламенеющие сочные краски расцветали под кистью, вторя обликам далеких «заморских стран». В многочисленных путешествиях по разным континентам художник лишь укреплял свой талант, вбирая в память пространства целой планеты.
Его рано привлекла тема труда, жизни в суровых краях, человеческой стойкости. Он вглядывался в лица полярников, шахтеров, рыбаков, летчиков, воинов. Затем пришло углубленное знакомство с монументальной и светлой мощью древнерусских храмов, городов, сторожевых монастырей. Оно помогло художнику понять эпическое величие русской истории, характер народа-исполина. И еще. Стало ясно, что шагнуть в будущее подлинное искусство может, лишь опираясь на многовековую толщу народной культуры. Поэтому на всю жизнь запомнить тихо струящийся синий свет с фресок Дионисия, лица древних воинов и пахарей, ставшие иконописными ликами под тонкими кистями— изографов, для Походаева оказалось так же важно, как впитать в свое творчество опыт советского искусства 20—30-х годов, напряженное внимание к человеку в портретах своего учителя Г. Ряжского, динамику, чувство современности и монументализм А. Дейнеки, одухотворенность К. Петрова-Водкина. Потом ему стала близка и страстность Эль Греко с его бурным натиском на холст, и задумчивая поэзия пейзажей Р. Кента, полотен Э. Уайта и Дж. О'Киффа.
Но для художника важен не только культурный кругозор, не только профессиональное мастерство. Четырнадцатилетним мальчишкой участвуя в обороне Москвы, он приобрел первый горький жизненный опыт. С тех пор и в далеком прошлом России, и в жизни своих современников, священной «войной победивших войну», Походаев учился видеть прежде всего чистоту и величие человеческого духа. Советских солдат-победителей, этих воинов мира, заслонивших его юность от вражеских пуль, он изобразил в картине «Победа», воспроизведенной на первой странице обложки этого номера. Основной характеристикой его творчества закономерно стала ведущая тема реалистического искусства XX века. «Походаев в первую очередь художник темы мужества», — заметил однажды Т. Салахов, выделяя важнейшее качество его произведений.
В открытом космосе. 1979 г. Холст, масло. Из серии «Интеркосмос». П. Климук и М. Гермашевский. 1979 г. Холст, масло. |
Существенна и другая отличительная черта работ Походаева. Он мастер композиции, лаконичной, внутренне осмысленной, подспудно раскрывающей замысел произведения. С самых первых своих работ избегая замкнутых, «интерьерных» пространств, художник словно стремился видеть как можно дальше, вглядываясь за линию горизонта. На его холстах с каждым разом все больше раскрывалась необъятная земная ширь, все больше наполняло их бездонное, вечное небо... Редкое произведение было лишено этого ликующего прорыва в голубую высь. От картины к картине художник искал свой, глубоко взволновавший его образ небесной стихии. Она является для Походаева далеко не бесстрастной, она активно формирует волю людей, заставляет их полностью проявить свои могучие внутренние силы. Это и есть то самое «небо», которое тысячелетиями звало человека к полету и неудержимо влечет к себе талант живописца.
Личное знакомство с летчиком-космонавтом СССР А. А. Леоновым, первым в мире художником — очевидцем космоса, стало тем поворотным событием, благодаря которому бескрайнее небо картин Походаева стало «космосом» — далеким и близким одновременно. В 1975 году он создает холсты «Ракетчики» и «Далекие планеты», начиная новый этап своего творчества. За ними следует целый ряд все более значительных работ, посвященных теме освоения космоса: «Дублеры», «Первый космонавт Земли», «В открытом космосе»... Его знаменитая работа «Союз» — «Аполлон», посвященная совместному советско-американскому полету, была увидена миллионами людей в странах социализма и в США.
Столкновение двух миров. 1979 г. Холст, масло. |
Огромный масштаб, всеохватность и динамика событий новой космической эры вскоре привели художника к созданию целых серий живописных работ, которые в будущем, по мысли автора, могут послужить материалом к монументальным фресковым панно. Таковы его работы в серии «Интеркосмос». По сути, это галерея портретов особого типа — словно отдельных кадров из жизни космонавтов, запечатлевших облики интернациональных экипажей из социалистических стран. Пока картин всего четыре — столько было совершено совместных полетов по программе «Интеркосмос». Но, конечно же, художник готовится к продолжению этого цикла произведений. Ряд пейзажей из серии «Вселенная» — попытка средствами станковой живописи выразить величественную, захватывающую красоту планетарных, межзвездных, галактических «пейзажей». Свечение пылевых туманностей, рождение и гибель звездных систем, гигантские сияющие протуберанцы космической плазмы — вот новые сюжеты для изобразительного искусства, требующие от художника безупречного вкуса, творческой смелости и неистощимого мастерства. Космос — это не черная зловещая бездна, он живописен, он удивительно красив, убеждает нас художник. Вот в открытом космосе парит одинокая фигура человека в скафандре. Она может показаться беспомощной и беззащитной, но это лишь «эмбрион» будущей космической цивилизации землян, которым предстоит освоить, обжить бескрайние пространства...
И в искусстве и в космосе человек не может быть одиноким. Может быть, поэтому столько надежд Походаев возлагает на опыт коллективного художественного творчества. В 1976 году он возглавил созданную в Союзе художников СССР творческую группу «Интеркосмос», сразу привлекшую к себе мастеров из большинства социалистических стран. (О группе художников «Интеркосмос» журнал начал рассказывать в № 9 за 1979 год.). Творческая взаимопомощь позволяет ее участникам идти по горячим следам современности, запечатляя неповторимую духовную атмосферу происходящего космического штурма. Плодотворность начавшихся контактов показывает, что дорога в открывшиеся перед человечеством дали не может быть пройдена в одиночку и требует объединения еще на Земле усилий многих людей — от ученых до художников...
Начиная с двадцатого столетия, из века в век в бескрайнем космосе будет происходить проверка величия человеческого духа, воли людей к знаниям, к созидательному творчеству. Но уже сейчас, здесь, на Земле, в заваленной картинами и книгами мастерской художника происходит «испытание космосом» творческой и душевной зрелости мастера. И он неодинок. Ныне в творимый космос искусства сознательно устремляется все больше художников всех возрастов из разных стран мира. Мы видим, как в их творчестве обнажаются глубинные гуманистические традиции мирового искусства, впитавшего в себя ту «древнюю, человечью любовь к соседней звезде», о которой вдохновенно писал советский поэт Павел Васильев.
Освоение космоса, начатое нашей страной, может быть плодотворно продолжено согласованными усилиями всех людей Земли. Оно будет означать обживание и очеловечивание космоса. Это всемирное дело неосуществимо только средствами науки и техники: его призвано одушевлять и укреплять искусство мечты и воли, самое зрелое и передовое искусство своего времени. Творчество художника Юрия Архиповича Походаева принадлежит этому искусству.
ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ