«Техника-молодежи» 1980 №6, с.8-9
Объединить усилия человечества
Алексей ЕЛИСЕЕВ, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, доктор технических наук
|
ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ
1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?
2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?
3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?
4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?
5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?
6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ? |
Каждым из трех стартов Алексея Станиславовича Елисеева знаменовал новый этап освоения космоса.
Первый раз он поднялся на орбиту бортинженером. «Союза-5» 15 января 1969 года. Именно тогда впервые в истории космонавтики была создана экспериментальная орбитальная космическая станция, а двое космонавтов (А. Елисеев и Е. Хрунов) вернулись на Землю не в том корабле, в котором стартовали.
Октябрь 1969 года. Групповой полет по орбите одновременно выполняли сразу три космических корабля — «Союз-6», «Союз 7» и «Союз 8». Население космоса в ту «звездную неделю» остается рекордным и по сей день — семь человек. И среди них А. Елисеев, бортинженер корабля «Союз-8».
Наконец, 23 апреля 1971 года. А. Елисеев — бортинженер «Союза-10», первого в истории корабля, взлетевшего с Земли для проведения совместных работ с «Салютом-1», первенцем космических станций.
По-моему, через порог космоса мы уже переступили и осваиваем его весьма интенсивно. Но человек живет не только настоящим, но и будущим — своими чаяниями и планами. Ему хочется узнать все. Как возникла жизнь на Земле? Есть ли она еще где-нибудь? Если есть, то каковы ее формы? Действительно ли существуют «черные дыры»? Список подобных вопросов можно продолжать и продолжать; более того, каждая раскрытая тайна космоса порождает несколько новых загадок. Дорога научного поиска бесконечна; вероятно, каждый следующий этап освоения космоса будет сложнее предыдущего и потребует более совершенного технического оснащения. Конечно, объединить усилия всех людей было бы очень заманчиво. Вероятно, только когда жители нашей планеты захвачены какой-то возвышенной целью, они могут именовать себя гордым именем «человечество».
А будущее — это все более полное и рациональное использование природных ресурсов, все усиливающаяся машинизация человеческого труда, все ускоряющееся продвижение по пути познания и — я надеюсь — все большая творческая активность, увлеченность своим трудом!
Я бы выделил два основных мотива, побудивших меня стать космонавтом. И даже не знаю, какой из них превалировал...
Во-первых, страстно хотелось ощутить совершенно новый для себя мир. Увидеть звезды «вблизи» и Землю со стороны. Самому испытать невесомость, узнать, что такое взлет на ракете, спуск с высоты двести километров.
Во-вторых, была какая-то внутренняя потребность проверить себя в сложной обстановке, в трудных условиях и обязательно справиться с порученным заданием. Вероятно, кое-кому это покажется мальчишеством, но я жаждал самому себе доказать, что способен выполнить самое ответственное дело, что на меня вполне можно положиться.
По рассказам друзей, побывавших на орбите, я уже имел представление о космосе. Но увидеть своими глазами совсем иное дело! Например, космические зори, о которых так любят вспоминать космонавты, — картина сказочная по своей красоте! Только представьте: перед вами на непроницаемо черном фоне возникает как бы огромная радуга, состоящая из сочных чистых цветов, и спектр ее непрерывно меняется. Глаз нельзя оторвать. К сожалению, ни художественные краски, ни цветная фотопленка не способны передать эту красоту. А полярные сияния! Впечатление такое, будто земную тень прорвали 500-километровыми лучами миллионы мощнейших прожекторов, выстроенных в ряд и светящих прямо вверх! Или тропические ночные грозы! Бывает, что непрерывно вспыхивают облачные поля площадью в миллионы гектаров! Причем настолько ярко, что освещают космический корабль и ты различаешь все детали его конструкции!..
Ну а что касается встречи с инопланетянами, то здесь я не готов к серьезному разговору. Пока что нет никаких достоверных сведений о существовании внеземной жизни и тем более о ее формах. Впрочем, контакт двух цивилизаций вовсе не обязательно должен быть обоюдным. Вероятно, формы жизни и уровень ее развития на разных небесных телах настолько несходны, что одна из сторон может и не подозревать, что давно находится в контакте с другой. К сожалению, сейчас мы не располагаем даже минимальной информацией, чтобы строить сколько-нибудь обоснованные гипотезы о характере подобной встречи.
Ныне на вооружение расходуется гораздо больше средств, чем на освоение космического пространства. А ведь цели тех и других затрат несопоставимы. С одной стороны, уничтожение материальных богатств и самих человеческих жизней; с другой же — стремление познать мир и использовать законы природы в интересах прогресса. Когда государства договорятся о прекращении военных расходов, будет одержана самая значительная победа в истории человечества. Бесспорно, часть высвободившихся средств пойдет на развитие космонавтики. И тогда научно-технический и народнохозяйственный эффект от космических программ станет куда выше.
Откровенно говоря, я не очень-то хорошо представляю себе, зачем заселять космос. Чтобы «переехать» куда-то с Земли, понадобится огромный летательный аппарат, где могла бы более-менее сносно жить большая группа людей и довольно длительное время. Запастись водой, пищей и кислородом на весь период перелета нереально. Значит, без замкнутого экологического цикла здесь не обойдешься. Но если уж такой цикл удастся создать, то зачем и улетать? Ведь с его помощью можно прекрасно жить и в необитаемых ныне районах планеты: в бесплодных пустынях, полярных льдах, на океанском дне...
Впрочем, если главной целью заселения космоса станет приобретение информации и энергии, то уже сейчас нетрудно предвидеть некоторые варианты развития такого процесса. Это поиск планет с близкими к земным природными условиями, создание искусственных небесных тел и преобразование естественных. Наши потомки научатся менять орбиты новых «земель», создавать на них атмосферы нужного состава, направленно менять свойства их грунта, формировать благоприятную биологическую среду... Такая подготовка и станет своеобразным «ордером на получение жилплощади».
Больше всего мне запомнился случай, который произошел уже после приземления... Утро. Бескрайняя казахстанская степь. Мы с Владимиром Шаталовым и Евгением Хруновым стоим около спускаемого аппарата и наблюдаем, как специалисты службы эвакуации осматривают его и готовят к отправке. Вокруг нас столпились люди, в основном колхозники. Они работали в поле, увидели в небе огромный бело-оранжевый парашют и прибежали (а некоторые примчались на машинах и мотоциклах) узнать, что здесь происходит. У всех ошеломленные лица, переговариваются исключительно шепотом — словом, вид такой, будто они присутствуют при чем-то совершенно невероятном. Время от времени мы подсказываем специалистам, где находятся бортовые журналы, фотопленки, научные приборы... И вдруг я чувствую, что кто-то осторожно трогает мою руку. Оборачиваюсь: две женщины внимательно оглядывают меня, а одна даже пытается на ощупь определить, из какого «материала» я состою. То, что я обернулся, их ничуть не смутило. Наконец та, что проводила «экспертизу», с удивлением констатировала: «Теплый!» Конечно, потом мы вволю нахохотались. Но, с другой стороны, в те годы все связанное с космосом было еще слишком новым и необычным.
На очереди — другие миры...
Но главная работа — на Земле.
|