"Техника-молодежи" 1980 г. №7, с.12-14




СОДРУЖЕСТВО ТАЛАНТОВ

Я. МИКЕШ (Чехословакия). «Содружество».

Р. ГАЖО (Венгрия). «Памяти Циолковского».

А. ПЕРЕС (Куба). «Ракета-цветок».


Почти 20 лет назад произошло событие, в котором, как в магическом кристалле, отразились и далекое прошлое Земли, и ее необозримое будущее. Как воплощение древней мечты о небе, имя Гагарина облетело потрясенную планету.

Вслед за прорывом человека во вселенную «выход в космос» совершило и искусство. На рубеже 50— 60-х годов под влиянием выдающихся достижений советской космонавтики многие мастера живописи, скульптуры и графики социалистических стран обратились к новой теме. Румын Д. Лазар в 1962 году создал памятник, посвященный запуску первого ИСЗ, тогда же его соотечественники А. Бэкулеску и М. Вулканеску выполнили ряд художественно-графических работ на тему будущего космонавтики. Болгарин С. Лефтеров сделал свои первые научно-фантастические рисунки (см. «ТМ» № 1 за 1964 год). Серб И. Хадлач, чешский скульптор А. Иваньский, В. Зитте и В. Вомака из ГДР, болгарские художники X. Градеслиев и Н. Руцков обогатили искусство своих стран разнообразными работами этой тематики.

К середине 70-х годов в Польше сложились, пожалуй, наиболее стойкие национальные традиции в области космической живописи. Выставки «Коперник — космос» 1973 года в Торуни и «Фантастика — метафора» 1975 года в Познани выявили значительные творческие достижения и молодежи, и зрелых мастеров — А. Новацкого, Я. Бердичака, И. Гурда, З. Котлярчика, К. Либерской, З. Станка и многих других. Европейскую известность приобрели произведения болгарских художников-фантастов, в особенности Д. Янкова и В. Дамянова. В Румынии А. Бэкулеску вырос в талантливого монументалиста, интерес к космической тематике проявили Д. Букур, С. Братеску, И. Никодим. В ГДР она привлекла внимание Б. Хайзика и С. Петера, в Монголии — П. Мэлса, в Югославии — «космических фантастов» Л. Поповича, В. Величковича, Д. Джурича.



И. СНАРСКАЯ (Польша). «Вещи большие и вещи малые».

П. ТОСКАНО (Куба). «Параллельный мир».


К моменту возникновения творческой группы СХ СССР «Интеркосмос» (см. «ТМ» № 9 За 1979 год и № 5 за 1980 год) в искусстве почти всех социалистических стран уже был накоплен значительный художественный опыт. Но деятельность международной творческой группы стала качественно новым этапом развития космического искусства. Усилия десятков художников-профессионалов, уже дважды — в 1976 и 1979 годах — собиравшихся для совместной работы, создали атмосферу напряженного и плодотворного освоения новых образов и сюжетов, принесенных в мировое искусство грандиозными космическими достижениями последних десятилетий.

Педагогическая чуткость и подлинная творческая зрелость помогли одному из инициаторов создания группы и ее руководителю художнику Ю. Походаеву сплотить этот многонациональный коллектив, придать нужное направление совместной работе. Постоянный творческий обмен, духовное взаимообогащение способствовали проявлению своеобразия национальных и местных художественных традиций, самобытности художественного мышления авторов, их эрудиции и увлеченности. Представители разных художественных ориентации приобрели в совместной работе огромный заряд творческой энергии. Живая и фантастически грандиозная реальность происходящего космического штурма лишили их произведения навязчивой декларативности и риторичности.

Праздничная феерийность характерна для декоративных гуашей кубинца Антонио Переса «Ракета-цветок» и «Город-космос», для пастелей чеха Яна Микеша «На орбитах братства» и «Содружество». В серии литографий Розы Гажо из Венгрии выделяется работа «Памяти Циолковского», композиционно построенная по принципу фотомонтажа. Подчеркнутый документализм сценок-кадров из жизни основателя космоплавания сочетается с обобщенными образами парящей над Землей космической техники. Работы гениального ученого-самородка становятся как бы стартовой площадкой для взлета к звездам.

Даже беглое знакомство с работами этих мастеров позволяет заключить, что всем им чуждо представление о нашей планете как об обособленном и затерянном во вселенной «островке жизни». Для них космос начинается не там, где кончается Земля. Космос — всюду! Он пронизывает собою глубины вещества, человеческие души и беспредельные пространства мироздания. В серии цветных офортов польской художницы Ирэны Снарской проявляется поэтическое, безотчетно-интуитивное проникновение в глубь бескрайних времен и пространств. Тонкая волокнистая структура ее работ, условное изображение «ракеты-птицы», стремящейся взмыть над привычным миром «больших и малых вещей», — все это помогает нам уловить зримые черты дальних планет в прожилках земного листа, совместить микро— и мегамиры в потаенных контурах мира земного, реальнейшего, до трепета любимого.

Картина кубинца Паоло Тоскано «Параллельный мир» не позволяет усомниться ни в одной из деталей изображенного художником сказочно-фантастического пейзажа. Вглядываясь в него, легко ощутить себя властелином воображаемого мира, в котором каждый из нас бывал и зрителем, и главным героем одновременно. Может быть, «сон», в котором небесный океан сливается с океаном водным, является отражением далеких предчувствий человека, обнаружением всего неясного и непознаваемого, существующего параллельно с уже познанным и объясненным?

От космической фантастики самых «сказочных» своих разновидностей до сияющих вселенских пейзажей и картин земной цивилизации, природы, техники и человека грядущего тысячелетия простирается диапазон интересов художников. Все они объединены стремлением уловить пульс эпохи освоения космоса и, по словам поэта Алексея Суркова, выразить в своем творчестве «и мужество сердца, и мудрую точность ракет».

И все же внимание к «человеку в скафандре», его внутреннему богатству, идеи космического побратимства, духовное величие героев, устремившихся к иным мирам, — вот главные черты, присущие творчеству основных участников группы «Интеркосмос». Их важнейшая задача, как ее себе представляет Ю. Походаев, заключается в создании нового для мирового искусства образа человека будущего — сына Земли и первопроходца вселенной.

ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ