"Техника-молодежи" 1980 г. №7, с.47


НА ПУТИ К КОСМИЧЕСКОМУ ЛИФТУ

ГЕЛИЙ САЛАХУТДИНОВ,
кандидат технических наук


В статье астраханского доцента Г. Полякова «Трасса «Земля—Луна» («ТМ», № 4 за 1979 год) говорилось о принципиальной возможности создания космического троса, соединяющего Луну с ближайшими к ней точками Лагранжа и служащего основой грузового лифта. Но масса более миллиона тонн, которую как минимум должен иметь этот трос, оставляет описанный проект в числе неосуществимых для нашего века.

Тем интереснее будет узнать, что проведенные недавно исследования ряда ученых показывают — подобный трос можно создать и при современном уровне науки и техники. Правда, для использования не в качестве лифта, а своеобразного якоря, удерживающего космический аппарат над центром обратной стороны Луны. Уже сейчас есть материалы, вполне подходящие для изготовления космического троса — например, графито-эпоксидные. При плотности ρ = 1,550 г/см3 их прочность составляет σ = 12 700 кг/см2, что более чем вдвое превосходит удельную прочность лучших сталей. Из них-то и можно сделать 70 000-километровый трос, соединяющий обратную сторону Луны с космическим аппаратом, покоящимся в точке Лагранжа L2.

Поперечное сечение этого троса согласно расчетам должно изменяться по экспоненциальному закону — чем выше, тем больше. Его «верхушка» будет в 30 раз толще основания.

Разработанный проект может быть реализован с помощью, например, существующей ракеты-носителя среднего класса, способной доставить в требуемую точку полезный груз массой 3900 кг. При этом космический аппарат будет иметь массу 3772 кг, а трос — всего 122 кг.

Трос наматывается на катушку диаметром около 3 м и размещается на борту космического аппарата, который выводится на орбиту высотой 2000 км над обратной стороной Луны, в район, лежащий под точкой L2. Начинается разматывание троса. Сперва его спускают к Луне с помощью небольшого ракетного двигателя, работающего на сжатом газе, а после того как гравитационное поле станет заметным, он начнет попросту падать, правда, довольно медленно, в течение нескольких недель. Как только трос достигнет поверхности Луны, можно приступать к поднятию космического аппарата до проектной высоты 70 000 км. Там он и будет висеть как бы на привязи, совершая плавные колебательные движения. Между прочим, этот аппарат, не требуя каких-либо специальных систем ориентации, обеспечит практически постоянную радиосвязь между Землей и обратной стороной Луны.

Следует отметить, что предполагаемый проект имеет и ряд недостатков. Например, трос массой 122 кг должен быть очень тонким. Как показывают расчеты, его диаметр у основания будет всего 0,0073 мм. Естественно, такая «паутинка» при неосторожном обращении может разорваться, причем произвольно увеличить ее толщину нельзя, ибо возрастет масса троса, а следовательно, и сила его притяжения к Луне, которая в результате может превысить центробежную силу, действующую на космический аппарат. Правда, есть иной выход — утяжелить космический аппарат или удалить его на большее расстояние. Скажем, при, высоте 80 000 км площадь основания троса возрастет вдвое, а его диаметр — до 0,01 мм. Если к тому же увеличить в два раза массу аппарата, то площадь еще удвоится, а диаметр составит 0,015 мм.

Но вот в чем беда — возрастание этих величин не останется без последствий. Масса троса, а также космического аппарата быстро достигнет неприемлемых для современных ракет-носителей значении. Так, при диаметре основания троса 0,073 мм аппарат «разбухнет» до 377 800 кг, а трос — до 12 200 кг. Здесь уж не обойтись без монтажа всей системы в космосе, из поочередно доставляемых на окололунную орбиту конструкционных элементов.

Разумеется, описанный проект требует еще немало дополнительных исследований. Но поскольку доказано, что технические возможности создания «космического троса» есть, то, как только появится необходимость в его реализации, за новыми исследованиями дело не станет.