«Техника-молодежи» 1980 №8, с.10-12
С 24 по 27 апреля в городе Пловдиве проходил первый болгарский фестиваль научной фантастики. Читателям «ТМ» о фестивале рассказывает один из его участников, писатель-фантаст, сотрудник еженедельника «Орбита» Агоп Мелконян. Статья иллюстрирована картинами болгарских художников-фантастов, экспонировавшимися в выставочных помещениях Пловдивского Дома молодежи.
В других странах предпочитают именовать такие мероприятия конференциями, симпозиумами или конгрессами. А мы назвали его фестивалем — ведь это слово точнее всего передает праздничный дух первой встречи болгарских любителей фантастики.
Есть нечто символическое в том, что фестиваль, целиком обращенный в будущее, проведен в городе Пловдиве — древнейшем населенном пункте на территории Болгарии, возникшем еще в неолите. Не менее знаменательно и то, что фестиваль был посвящен 110-летию со дня рождения В. И. Ленина и прошел под девизом его слов: «Надо мечтать».
Никогда еще в нашей стране не собиралось вместе столько любителей научной фантастики. Около 300 делегатов, представляющих сорок болгарских клубов прогностики и фантастики, руководители научно-популярных изданий, видные писатели, десятки журналистов, редакторов и издателей, ученые, художники, переводчики, гости из Польши и ГДР — все они собрались в прекрасном Пловдивском Доме молодежи, который стал центром фестиваля. А его программа была очень насыщенной — шесть тематических конференций, детская выставка «Мир будущего, выставки фантастических книг и картин, музыкальные концерты, спектакли, просмотры фильмов, встречи с творческими работниками.
Фестиваль начался семинаром «Ленин и мир будущей», руководимым главным редактором еженедельника «Орбита» Димитром Пеевым. Гениальный теоретик и стратег пролетарской революции В. И. Ленин сделал чрезвычайно много для светлого будущего человечества, и мы снова и снова возвращаемся к его творческому наследию. «Ленин — пример для молодежи в коммунистическом отношении к будущему», «Ленинские идеи социалистического грядущего», «Ленин и неисчерпаемость материи» — вот некоторые темы докладов этого семинара. Были сделаны интересные сообщения и о встречах Владимира Ильича с одним из основоположников научной фантастики, Г. Уэллсом, и А. Богдановым, также увлекавшимся этим литературным жанром.
После этого началась дискуссия на тему «Человек будущего». Вероятно, гомо сапиенс еще будет биологически трансформироваться — скажем, обзаведется новыми органами чувств, чтобы расширить свою связь с окружающей средой. Перемены могут коснуться и другого — например, конечностей и некоторых внутренних органов, включая мозг. Наиболее эффективны и перспективны биологические трансформации на микроуровне; уже первые шаги в этом направлении привели к открытию совершенно новых возможностей.
Вторую проблему можно сформулировать кратко: человек как единство биологического и технического. В результате такого симбиоза в будущем могут появиться так называемые киборги; с эволюционной точки зрения такой переход вполне оправдан, ибо расширяет наши возможности. В более далекой перспективе уже просматриваются контуры существа с «интегральным интеллектом», своеобразного гибрида человека с компьютером. Трудно сказать, что общего будет такой гибрид иметь с человеком. Но если перейти к широкому кибернетическому толкованию понятия «человек», тогда и киборг, и робот, и человек с искусственным «усилителем разума» окажутся в грядущем лишь подвидами гомо сапиенса.
Третья проблема: останется ли человек будущего смертным? Генетики, вероятно, смогут гарантировать неограниченную продолжительность жизни, но необходимо ли это? Вопросы, вопросы...
Одна из самых интересных дискуссий разгорелась вокруг темы «Разум и космос». Мнения схлестывались как рапиры. Говорили о космизации науки и общественного сознания. Вероятно, вопреки мнению скептиков космос необходим человеку как источник неограниченного количества информации и средство поддержания равновесия цивилизации. А освоение вселенной — это проявление врожденного исследовательского рефлекса и единственная разумная альтернатива интеллектуальному самоограничению. Другими словами, космос — это наша неистощимая духовная потребность...
Стремление человека к звездам способствует расширению ноосферы. Известно, что эволюция без вмешательства разума не может привести к появлению колеса; точно так же она не способна создать средства, с помощью которых живые организмы смогли бы покинуть свою биосферу. Лишь разум способен раздвинуть рамки своей тесной экологической ниши. «Вселение во вселенную» эволюционно оправдано, так как при этом род человеческий расширяет свою среду обитания и исключает возможность биологического вырождения.
B. Дамянов. «Острые дюны».
Д. Янков. «Каллисто».
C. Лефтеров. «Соляриада».
В. Дамянов. «Спокойствие».
Но изменит ли космос самого человека? И снова полная поляризация мнений. «Человек всегда останется таким, как сейчас, — утверждают одни, — поскольку нет и не может быть ничего более гармоничного и совершенного». — «Нет, — возражают другие. — Цель всей предыдущей эволюции человека и его предков — максимальная приспособленность к земным условиям. Ныне же появляется новая — максимальная приспособленность к условиям космоса».
Но останется ли человеческая цивилизация единой? Вряд ли. Скорее всего она превратится в совокупность отдельных сообществ, населяющих различные уголки Галактики. И вполне возможно, появятся не только различные «субцивилизации», но и различные типы гуманоидов. Общей для них останется лишь колыбель — Земля...
И все же, несмотря на столь интересные затронутые вопросы, наиболее бурно проходила конференция «Проблемы научной фантастики». Действительно, что такое фантастика? До каких пределов она остается научной и когда превращается в фантазерство? Каковы взаимоотношения между утопическим и антиутопическим началами? Между мифологизацией и демифологизацией? Каково генетическое родство между такими литературными жанрами, как легенда, притча и современная фантастическая новелла? Можно ли согласиться с заокеанским делением фантастики на несколько четко выделенных классов?
Но преобладали, естественно, разговоры о современном состоянии болгарской научной фантастики. Высказывались упреки в адрес периодических изданий и издательств по поводу отсутствия у нас полноценной трибуны для молодых авторов. В то же время с удовлетворением отмечалось, что сейчас Болгария переживает настоящий бум в научно-фантастическом книгоиздательстве. Лишь в прошлом году было выпущено 25 томов фантастики. Десять из них — книги прекрасной библиотеки «Галактика» — стали заметным явлением в культурной жизни страны.
Всегда оживленно было у полотен болгарских художников-фантастов, вывешенных в просторных помещениях Дома молодежи. Ныне общепризнано, что наша страна достигла весьма серьезных успехов в фантастической живописи. В творчестве молодого софийского художника Велко Дамянова (мы воспроизводим здесь его картины «Острые дюны» и «Спокойствие») чувствуется влияние Мориса Эшера и Иеронима Босха. Димитр Янков предлагает нам совершенно неведомый мир с совершенно неожиданными чертами. «Каллисто», «Планетный траверс» — каждая из этих картин отличается своей атмосферой, своим звучанием, переносящими нас через тысячелетия, навевающими ощущение чего-то нового, странного, вторгающегося в наш смятенный разум. Интересные, своеобразные работы представили Стефан Лефтеров (примером может служить «Соляриада»), Калин Николов, Петр Литов, Пенчо Панайотов и другие.
Д. Янков. «Планетный траверс». |
Четыре дня фестиваля пронеслись точно миг. Было что-то неповторимое и в вечерах «космомузыки», и в конкурсах, и в показах слайдов... Но главное — это непосредственные встречи, обмен мнениями, личные знакомства. Вероятно, именно эти задушевные контакты единомышленников и были главным событием фестиваля; именно в них больше всего проявилась его необходимость.
Сегодня мы живем воспоминаниями. И готовимся ко второму фестивалю научной фантастики.
Перевод М. ПУХОВА