«Техника-молодежи» 1981 №11, с.10-11




Представляем читателям новые картины, присланные на конкурс «Время — Пространство — Человек».

В. Хакимов. Братья по разуму.

ОТ КАЛИНИНГРАДА ДО ХАБАРОВСКА

(О клубах любителей фантастики в СССР)

Мы привыкли к тому, что в наше удивительное время, способствующее всестороннему развитию и проявлению личности, существует немало творческих клубов, объединяющих людей, которых роднит одно увлечение, одна, но пламенная страсть. Есть клубы нумизматов, филателистов, филофонистов, книголюбов, любителей экслибриса... Большая часть их имеет единое руководство, единые программы и методики, материальную базу — словом, все то, что позволяет организовать работу с учетом, с одной стороны, актуальных задач современной воспитательной деятельности, а с другой — самых разнообразных запросов и потребностей рядовых участников подобных объединений.

Существуют, однако, другие клубы, которые, несмотря на многочисленность объединенных ими людей, в силу ряда причин до сих пор не попали в поле зрения общественности, до сих пор не имеют централизованного руководства, единых целей и задач, материальной базы, а подчас даже помещения, где можно было бы собраться для очередного заседания или какого-нибудь другого мероприятия. Это клубы любителей фантастики (КЛФ), стихийная организация которых началась в середине 60-х годов и продолжается по сей день в разных уголках нашей страны — от Калининграда до Хабаровска.

Как и всякий клуб, КЛФ немыслим без самодеятельного творческого участия молодежи в его работе. Люди приходят сюда прежде всего ради общения. В идеале КЛФ должен помогать своим участникам досконально изучать научную фантастику в различных ее проявлениях (литература, кинематограф, живопись), способствовать ее широкой пропаганде за пределами объединения (например, путем проведения лекций на предприятиях и в учебных заведениях), наконец, раскрывать творческие способности каждого члена клуба.

В настоящее время в нашей стране действуют десятки КЛФ. Создаются такие клубы в основном при учебных заведениях или библиотеках, а иногда и при творческих организациях или редакциях газет (как правило, молодежных). Есть клубы чисто «книголюбские», есть творческие — здесь собираются в основном те, кто пишет или хочет писать фантастику, — есть клубы и с более сложной внутренней организацией. В частности, уже не первый год функционирует клуб «Фант» при краевой комсомольской газете «Молодой дальневосточник» в Хабаровске; здесь несколько секций — литературная, переводческая, лекторская, — а члены клуба ведут оживленную переписку с другими объединениями у нас и за рубежом, систематически участвуют в подготовке и проведении лекций по фантастике, в выпуске специальных страниц «Фанта» в молодежной газете. Интересна деятельность КЛФ в Перми, при местном отделении Союза журналистов, где также проводится много различных мероприятий и имеется выход в местную печать. Творческо-пропагандистские цели ставят перед собой и участники новосибирского клуба «Амальтея», созданного при местной организации Союза писателей и недавно получившего возможность выступать в комсомольской газете на специально отведенных для этого полосах. В основном творческими являются КЛФ в Днепропетровске (при местном отделении СП Украины) и в Томске (при газете «Молодой ленинец»). Разнообразную и увлекательную работу с юношеством осуществляет КЛФ «Фотонный самовар» при центральной районной библиотеке города Красногорска Московской области. О деятельности клуба «Шарташ» в Свердловске читатели «ТМ» уже знают. Год назад возник КЛФ при Вильнюсском госуниверситете, отличающийся рядом интересных начинаний (в частности, попытками снимать любительские фильмы и увязать увлечение фантастикой с интересом к науке). Успешно работают КЛФ в Кемерове, Ставрополе, Череповце, Иркутске, Абакане, Барнауле, Казани, Ростове-на-Дону.

Очень многие КЛФ имеют в основном «книголюбский» (точнее, книгособирательский) характер. (Кстати, по неполным данным, в СССР более 250 тыс. человек коллекционируют научно-фантастическую литературу.) Наивно было бы порицать коллекционеров за их увлечение, но странно иногда видеть стремление чуть ли не всех членов всех КЛФ иметь у себя дома не только всю выходящую ежегодно фантастику, но и собирать стереотипные личные библиотеки. В этом ли призвание истинного книголюба? Нам представляется, что нет. Наоборот, следует всячески приветствовать создание в рамках КЛФ коллективных библиотек научной фантастики — для начала хотя бы в виде сводных картотек, из которых каждый может почерпнуть сведения о нужной книге, а затем взять ее «напрокат» у товарища. А в перспективе — не такой уж фантастической — можно было бы перейти и к созданию общественных библиотек фантастики, которые могли бы стать настоящими пропагандистскими и информационными центрами, осуществляющими разнообразную деятельность по пропаганде литературы, знаний, по коммунистическому воспитанию молодежи.

Второй немаловажный аспект работы КЛФ — это вопрос о любительском творчестве. Оно чаще всего проявляется в литературной сфере — КЛФ объединяют немало самодеятельных фантастов, критиков, переводчиков. Дело это, конечно, нужное и интересное, ведь любительские творческие объединения, как свидетельствует практика, нередко давали путевку в литературу многим будущим писателям, в том числе и фантастам. Но когда знакомишься с деятельностью некоторых КЛФ, удивляет непреодолимое желание многих самодеятельных фантастов (писателей, переводчиков, критиков), иной раз впервые взявшихся за перо, тут же печататься, причем даже не в местной печати, а непременно в центральных журналах и сборниках. То есть сразу заявить о себе «на весь мир». Иногда эта своеобразная болезнь происходит от отсутствия должной самокритичности (чем, дескать, я хуже Азимова или Брэдбери?), иногда от непонимания сложности нормального процесса творческого роста. Следует отметить, что на Западе и в ряде социалистических стран профессиональная фантастика не противопоставлена «фэновским» (любительским) увлечениям, имеющим выход на многочисленные любительские журнальчики и бюллетени, издающиеся малыми тиражами.

Впрочем, работа КЛФ, по всей видимости, не должна ограничиваться книгособирательством и литературным творчеством. Ведь самая важная потенциальная функция подобных клубов — это активная пропаганда того будущего, за которое мы боремся и которое мы строим. Члены КЛФ могли бы гораздо активнее заниматься чтением лекций на предприятиях и в учебных заведениях, проводить тематические обзоры, специализированные дискуссии, вечера. Работы здесь непочатый край, и есть возможность привлекать к ней кинематограф, живопись, музыку. КЛФ в качестве шефов могли бы стать организаторами и руководителями детских и юношеских кружков, способствовать литературному н научному творчеству, развитию технической фантазии, постоянно обновляя формы и методы деятельности (кстати, некоторые рекомендации по работе КЛФ содержатся в специальной главе пособия «Воспитание мечтой», подготовленного и выпущенного в свет в 1979 году Государственной республиканской юношеской библиотекой РСФСР имени 50-летия ВЛКСМ).

Многие из отмеченных недостатков связаны с отсутствием на сегодняшний день централизованного органа, координирующего и направляющего деятельность КЛФ. А ведь ясно, что централизованное руководство КЛФ позволило бы решить многие актуальные вопросы: помогло бы унифицировать работу клубов, расширить возможности их деятельности, снабдить методическими пособиями и рекомендациями, не говоря уже о перспективах издания специальных бюллетеней или журналов, где наряду с информацией организационного плана печатались бы и произведения членов КЛФ... Централизация спасла бы многие КЛФ от исчезновения: ведь далеко не всегда участники стихийно возникшего объединения способны противостоять организационным трудностям или найти правильные внутренние стимулы своей работы.

Как бы то ни было, уже сейчас ясно: КЛФ — дело нужное и перспективное. Несмотря на трудности, активизировать их деятельность необходимо. Лучший выход на первых порах — установление тесных взаимных контактов, самостоятельная координация той работы, которая в конечном счете непременно выльется в организацию Центра КЛФ — творческих объединений которым суждено большое и интересное будущее.

Александр ОСИПОВ