«Техника-молодежи» 1981 №12, с.14-16
Насущные задачи космонавтики Владимир Шаталов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР |
1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ? 2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ? 3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ? 4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ? 5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ? 6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ? |
Владимир Александрович ШАТАЛОВ родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области.
Первый полет в космос совершил 14-17 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-4».
Впервые были выполнены ручная стыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5», переход через открытый космос космонавтов А. Елисеева и Б. Хрунова в корабль «Союз-4».
Второй полет в космос совершил 13-18 октября 1969 года совместно с А. Елисеевым в качестве командира космического корабля «Союз-8». Это был групповой полет трех советских космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8».
Третий полет в космос совершил 23-25 апреля 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-10» совместно с А. Елисеевым и Н. Рукавишниковым.
В полете впервые выполнена стыковка корабля «Союз-10» с орбитальной станцией «Салют», получен практический опыт стыковки.
1 |
Необходимо изыскивать новые технические средства, способствующие достижению этой цели. Такие, скажем, как дирижабль, для освоения тундры, которую сейчас безжалостно уничтожают колесные и гусеничные машины.
Иногда, впрочем, общественное мнение преувеличивает отрицательное воздействие человека на природу. Например, ответственность за плохую погоду довольно часто пытаются взвалить на нас, космонавтов. Понаделали, мол, дырок в небе, отсюда и засуха. Или, наоборот, наводнение. Но, товарищи дорогие, в прошлом-то даже ледниковые периоды бывали, причем без всякого влияния цивилизации! Ну а какой «вклад» в изменение климата может внести мировая космонавтика, видно хотя бы из следующего. На запуск «Союза» или «Прогресса» расходуется меньше керосина, чем только за одну заправку берет его на борт авиалайнер Ил-62 или, допустим, «боинг». Вот и считайте. Если уж говорить о засорении воздушного пространства, то «главная роль» в этом процессе, конечно, принадлежит промышленности. Крупных городов ФРГ или, скажем, Японии с орбиты просто не видно: они прикрыты сверху плотными дымовыми «шапками».
2 |
3 |
Нужно ясно отдавать себе отчет в том, что человеческая цивилизация расположена на периферии Галактики, вдали от центра, в стороне от оживленных коммуникаций других высокоразвитых галактических культур. Вероятно, они общаются между собой; когда-нибудь дойдет очередь и до нас. Но на данном этапе в модных разговорах о «летающих тарелочках» и инопланетянах, к сожалению, очень много надуманного. Есть люди, которые создают себе на этой теме популярность, извлекают из нее материальные или иные выгоды. Сама постановка вопроса об инопланетянах, избегающих контакта, не особенно, по-моему, логична. Ну и что из того, что они далеко опередили нас в развитии? Разве человек отказался бы, допустим, от контакта с муравьями, если бы имел такую возможность? Разве мы не прилагаем значительных усилий, чтобы спасти от вымирания многие виды живых существ? Так почему же инопланетяне должны поступать иначе?
Как бы то ни было, в конце концов попытки ученых установить контакт с другими цивилизациями обязательно увенчаются успехом. Возможно, скажут свое слово радио и телевидение, а возможно, иные, еще неизвестные средства связи. Ведь о том же самом радио человек и не подозревал всего-навсего какую-то сотню лет назад, а сейчас жизнь без него просто немыслима. Кто же может гарантировать, что другие цивилизации, опередившие нас на тысячелетия, не используют для общения еще не открытые нами методы?
4 |
Целесообразность такого объединения усилий государств мира стала понятной уже в первые годы освоения космического пространства. Эти вопросы находили понимание и среди ученых США, многие из которых и сейчас высказываются за тесное сотрудничество с СССР. К сожалению, даже в самый разгар работ по программе «Союз» — «Аполлон» мы, посещая США, чувствовали, что далеко не все там настроены на сотрудничество, что есть определенные круги, мечтающие превратить космос в арену военных столкновений. По всем признакам, эти круги за последние годы нашли поддержку в правительстве и у тех, кто финансирует космические программы, поэтому наша совместная деятельность практически прекратилась. А ведь координированное использование кораблей «Шаттл» и орбитальных станций «Салют» принесло бы огромные выгоды. Наши станции могут существовать по нескольку лет, на них можно работать, по крайней мере, до года. Решены вопросы профилактического ремонта и снабжения при помощи дешевых автоматических кораблей «Прогресс». Заманчиво было бы использовать достоинства «Шаттла» для доставки сложной и громоздкой научной аппаратуры. Ее можно было бы пристыковать к «Салюту» и потом годами эксплуатировать с участием ученых разных стран. Американский корабль «Шаттл» и станций «Спэйслаб», которую он должен выводить на орбиту, такими возможностями не располагают. Станция будет находиться в космосе недолго: неделю-другую, максимум месяц. Потом ее возвратят на Землю вместе с экипажем; это, естественно, обойдется недешево. А если совместить преимущества обеих систем, то они могли бы хорошо послужить делу мира. К сожалению, администрация Рейгана избрала иной путь.
В этой связи приятно отметить наше плодотворное сотрудничество с учеными Франции. Они участвуют в создании различного оборудования, установленного на наших ракетах и беспилотных автоматических аппаратах. Сейчас французские космонавты готовятся к совместным с нами работам на борту орбитальных комплексов и пилотируемых кораблей. Эта программа, я думаю, принесет пользу обеим странам.
5 |
6 |