«Техника-молодежи» 1981 №4, с.20-21
С.П.Королев называл советскую землю «берегом вселенной». Поэтому космодром Байконур по праву считается нашей главной космической гаванью. Теперь Байконур и его столица город ракетчиков — известны всему миру. А четверть века назад здесь была безжизненная степь. О том, как создавался космодром, рассказывает один из участников его строительства.
В начале 50-х годов стало ясно, что обширный полигон, с которого стартовали первые советские баллистические ракеты дальнего действия, окажется тесным для будущих мощных ракет-носителей, к разработке которых приступило конструкторское бюро С. П. Королева. В 1954 году была создана комиссия по выбору местоположения будущего космодрома. Выбор было сделать непросто, так как нужно было учесть много факторов. В частности, космодром должен находиться как можно ближе к экватору, чтобы использовать скорость вращения Земли. Так, при разгоне ракеты в восточном направлении она на широте Байконура получает дополнительно почти 4% орбитальной скорости — 316 м/с. Трасса полета запускаемых ракет должна проходить над малонаселенными районами Земли, как и зона падения их отработавших ступеней. Подходы к космодрому должны давать возможность транспортировки крупногабаритных ракет, космических аппаратов и средств их обслуживания. В его районе должна преобладать безоблачная погода, чтобы было легче наблюдать за полетом ракет на начальном участке.
Всем этим требованиям отвечали степи Байконура. Маленькая группа первых строителей-разведчиков отправилась туда уже в январе 1955 года. Летом того же года на место стройки начали прибывать строители и руководство будущего космодрома. Появились брезентовые палатки, которые служили и жильем, и штабом стройки, начали поступать грузы — строительные конструкции, оборудование, материалы. Поселок, ставший теперь цветущим городом, состоял из наскоро собранных древеснощитовых бараков. Их тогда в шутку называли «дырявощелевыми». И действительно, в этих бараках было так же жарко и пыльно, как снаружи, летом и холодно зимой. Столы, стулья, постельное белье покрывались толстым слоем пыли, и прежде чем лечь в постель, надо было вытряхивать белье.
Основные земляные и строительные работы начались в конце лета 1955 года, а через год уже широким фронтом велись работы по строительству специализированных сооружений: монтажно-испытательного корпуса (МИК), стартовой площадки, пунктов управления и других. Трудности строительства усложнялись жарой и пыльными бурями. Тысячи автомобилей, тракторов и других строительных машин поднимали такую беспросветную коричневую пыль, что приходилось и днем работать с включенными фарами.
К осени 1956 года будущая стартовая площадка представляла собой огромный котлован с возвышающейся на несколько десятков метров над степью земляной насыпью. На ней — груды металлоконструкций, закладных деталей, громады емкостей, комплекты редукторов, трубопроводов, мощных насосов, электродвигателей, вентиляторов, многотонных металлических платформ, продуваемых колючим морозным ветром.
Монтажники достойно справились со своей почетной, хотя и очень тяжелой работой. И это в первую очередь заслуга комсомола: более 80 процентов строителей и монтажников составляла молодежь.
Они ставили первые палатки, бараки, прокладывали первые железные и шоссейные дороги, возводили насыпи и рыли котлованы, бетонировали стартовые сооружения, строили громадных размеров специальные технические здания. И каждый раз брали на себя творческие обязательства, с комсомольским задором переносили невзгоды.
Весной 1957 года начались отладочные работы. Первым вступил в строй МИК, в котором производятся проверка частей ракеты и приборов, сборка их в пакет, испытания ракетно-космической системы и перегрузка ее на специальную подъемно-транспортную железнодорожную платформу-установщик. Несколько затянулась отладка стартового комплекса. Каждая система здесь представляет собой уникальное техническое сооружение. Это относится и к строительной конструкции с легким железобетонным «козырьком» на бетонных колоннах, возвышающимся на несколько десятков метров над отражателем газовой струи, и к непосредственно стартовой системе с ажурными опорными фермами и следящей системой, обеспечивающей синхронное сведение этих ферм и превращающей их в прочный силовой пояс, которым удерживается ракета в процессе всей подготовки к старту. Верхняя часть стартовой системы и нижние направляющие устройства покоятся на мощном блоке из стального литья — поворотном круге, который, в свою очередь, опирается гидравлической подвеской на рельсы площадки. Гидравлическая подвеска обеспечивает возможность осуществлять не только разворот ракетно-космической системы (РКС) по азимуту, но и точную выверку ее вертикальности.
На поворотном круге смонтированы также сложнейшие устройства для обслуживания РКС при подготовке ее к пуску, кабельзаправочная мачта и много других агрегатов. Очень интересны и уникальны по замыслу и конструктивному исполнению система управления, установщик, системы заправки ракеты горючим, окислителем, перекисью водорода, сжатыми газами, кабина обслуживания, системы защиты ракеты, пожарной безопасности и другие.
Стартовый комплекс включает в себя большое количество различных энергетических, электротехнических и электронных систем контроля, приборов и кабельных линий. Поэтому отладочные работы, в которых принимали участие представители поставщиков и разработчиков, заняли несколько месяцев. В апреле 1957 года начался завершающий этап строительства — проверка готовности стартовой станции к пуску ракеты, так называемые комплексные испытания. В них принимали участие Главный конструктор С. П. Королев и главные конструкторы отдельных систем.
Вспоминается такой эпизод. Последним этапом комплексных испытаний предусматривались предстартовая проверка механизмов ракеты и имитация старта (без подачи топлива в камеры сгорания двигателей). Сергей Павлович Королев, инженер П. Е. Трубачев и я стояли под ракетой на площадках платформы обслуживания. Все связи ракеты с наземными системами были подключены, шли последние предстартовые проверки. Шумели механизмы, щелкали пневматические клапаны, медленно поворачивались рулевые камеры сгорания. Все шло очень хорошо. Многообразие звуков, шипение стравливаемых через клапаны ракеты сжатых газов не только не раздражало нас, а, наоборот, воспринималось как лучшая музыка. Ведь сейчас перед нами оживала первая ракета! Настроение поднялось настолько, что у Сергея Павловича выступили слезы. Мы обняли его и поздравили с успехом. Это была незабываемая минута. Надо было видеть тогда Королева, чтобы понять, насколько он был счастлив и окрылен. И выглядел он в те минуты совсем другим человеком. Казалось, рядом не озабоченный множеством дел Главный конструктор мощных ракет, а совсем молодой, увлеченный юноша, у которого все впереди... Еще ракета ни разу не взлетала, но Сергей Павлович был убежден в ее надежности и хороших летных данных. Этот момент был неповторим. Ведь за реальными пусками ракет можно было наблюдать лишь из бункера.
Особенно красиво прошла имитация пуска: срабатывание системы зажигания горючего в камерах двигателей и продувка их газами создавали впечатление, что вот-вот ракета чуть качнется и плавно начнет свой неудержимый полет к звездам.
Известно, что 4 октября того же года был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. А затем — сколько их было таких «первых» и «впервые в мире» за четверть века работы Байконура! Отсюда начался и самый важный в истории всех полетов — первый в мире космический полет человека, советского гражданина Юрия Алексеевича Гагарина.
В «космическом» городе, на том месте, где стояли палатки, сейчас живут люди, готовящие ракеты и космические аппараты к полетам, запускающие их в межпланетное пространство. Здесь построены прекрасные служебные и жилые здания, гостиницы, кинотеатры, школы, Дворцы пионеров, спортивные сооружения. Сколько труда, мужества, настойчивости проявили строители, монтажники и первые испытатели, создававшие и освоившие нашу космическую гавань! Никогда не забудут люди имена лауреатов Государственной премии А. И. НЕСТЕРЕНКО, заслуженного строителя Г. М. ШУБНИКОВА, инженеров А. А. НИТОЧКИНА, М. И. ХАЛАВУДЕНКО, А. И. НОСОВА, главного конструктора С. П. КОРОЛЕВА и многих других пионеров Байконура.
Стартовая система Байконура во время первых испытаний (публикуется впервые).