«Техника-молодежи» 1981 №4, с.24-26
Крутится, крутится «чертово колесо» центрифуги, мелькают золотые Лилькины косички. Курсанты школы юных космонавтов в ярко-синей форме Слава Шмаков и Олег Белов с нескрываемым интересом наблюдают: «Ну-ка, слабо или не слабо Лиле Ефимовой крутнуться этак раз 40?» А колесо все крутится. Лиля то и дело пролетает перед ребятами вниз головой, поэтому трудно уловить выражение ее лица, 30... 40... 50 оборотов! Молодец, Ефимова! Колесо медленно останавливается. «Юная космонавтка» выбирается из него улыбаясь. Короткий отдых — и снова тренировка. На этот раз на «лопинге» — стремительный, захватывающий полет.
Курсант школы юных космонавтов Лилиана Ефимова на занятиях по летной подготовке.
— Ну-ка, — подзадоривает Олег, — а здесь, Лиль, сколько выдержишь?
И снова бешеное вращение, аж в глазах рябит. 20 полных кругов... 30... 50. Выходя из лопинга, Лиля снова счастливо улыбается, лишь слегка раскрасневшись.
— Лиля — одна из трех девочек, ставших курсантами нашей школы космонавтов, — рассказала руководитель этого романтического учебного заведения Наталья Абрамовна Глотова-Проханова. — Я убеждена, что в будущем женщины наравне с мужчинами будут осваивать космические пространства. Может быть, и наши питомцы Лиля Ефимова, Ира Левкина и Таня Родина войдут в их число. Впрочем, мы, преподаватели, исходим из принципа: космонавт — это прежде всего очень хороший летчик, и стараемся привить ребятам основные навыки пилотов широкого профиля.
Наталья Абрамовна многие часы проводит с юными космонавтами в Калужском спортивном комплексе юных летчиков и космонавтов и у тренажеров. Она опытный преподаватель и воспитатель, ребята ее любят до самозабвения. Еще бы! Ведь Глотова-Проханова в прошлом чемпионка мира по прыжкам с парашютом, это она установила мировой рекорд высоты полета на самолете МиГ-21. Потом Наталья Абрамовна долгое время работала инструктором в летном училище, а выйдя на пенсию, не усидела дома — организовала в Калуге, на родине Циолковского, школу юных космонавтов. Работает она с неиссякаемым молодым задором.
Олег Белов — один из лучших курсантов Калужской школы юных космонавтов. Слава Шмаков особенно много внимания уделяет тренировкам на тренажере вертолета Ми-2. Он мечтает поступить в училище вертолетчиков. |
Вот она подходит к сидящему за штурвалом тренажера курсанту и четко дает задание:
— Ночь. Прямо по курсу — Полярная звезда. Внизу под облаками город и аэродром. Сильный туман. Садитесь по приборам.
Миша Шалаев, сосредоточенно глядя на дрожащие стрелки и мигающие лампочки, медленно «снижается», «делает круг над аэродромом» и уверенно «идет на посадку». Самолет современной конструкции со стреловидным крылом (именно он имитирован на тренажере) послушен юному пилоту.
Наверное, любой калужанин знает о школе юных космонавтов, в которую принимаются десятиклассники их города из числа лучших учеников. Современная Калуга свято чтит имя Циолковского. Здесь часто отмечаются знаменательные даты, связанные с космонавтикой. В день рождения Циолковского, в юбилей первого выхода советского человека в космос калужане дружно, как на праздник, собираются к Государственному музею истории космонавтики. Ракета «Восток», вынесшая за пределы земной атмосферы Юрия Алексеевича Гагарина, стала символом города. Первый космонавт заложил первый камень в фундамент музея, и гагаринский мастерок стал первым экспонатом.
В дни празднеств на площади Музея истории космонавтики под торжественные звуки оркестра застывают у знамени по стойке «смирно» курсанты школы юных космонавтов. Их строй, радующий глаз яркой формой с золотыми погонами, стал тоже традицией города. И в эти дни по традиции на глазах у всех калужан и гостей дают клятву вновь зачисленные в школу: «...обязуюсь соблюдать нравственные принципы морального кодекса строителя коммунизма, оправдать высокое звание курсанта школы и наследника идей Циолковского...»
— Оправдать это звание не так-то просто, — говорит Наталья Абрамовна. — После отшумевших торжеств начинаются напряженные будни учебы. Ведь, помимо общеобразовательного курса средней школы, наши питомцы изучают метеорологию и аэродинамику, штурманское дело и самолетовождение.
Юные наследники Циолковского не только сами учатся, но и проводят большую пропагандистскую работу. Они, к примеру, регулярно устраивают школьные астрономические и астрофизические вечера, на которых выступают в качестве лекторов и руководителей занятий. Эти вечера пользуются большой популярностью среди калужских школьников. На них они узнают много интересного и захватывающего: о парашюте Леонардо да Винчи, о первом в мире оторвавшемся от земли самолете Можайского, о вращающемся шаре греческого философа древности Герона Александрийского, который впервые продемонстрировал людям действие реактивной силы, и, конечно, о новейших научно-технических достижениях в области космонавтики.
Что такое солнечный ветер? Как осуществляется планирующий спуск космического корабля на планету? На эти и многие другие вопросы квалифицированно отвечают воспитанники Натальи Абрамовны.
Например, один из лучших курсантов Калужской школы юных космонавтов, Валерий Кантур, с увлечением рассказывает ребятам на таких вечерах о спутнике с двойным вращением.
Валера объясняет принципы взаимосвязанного вращения двух твердых тел В и В1, которые используют для стабилизации углового положения искусственных долговременных космических объектов. Действующую модель его юные космонавты решили изготовить сами.
Есть все основания считать, что многие нынешние юные космонавты станут хорошими пилотами-профессионалами, которым, разумеется, не заказана дорога и в космос.