«Техника-молодежи» 1981 №4, с.27-29
«Техника — молодежи» охотно предоставляет свои страницы художникам, работающим в сравнительно молодом жанре — научно-фантастической живописи. В нашей коллекции собрано свыше 600 картин и почти столько же графических работ. Но самыми ценными из них были и остаются произведения единственного в своем роде космического художника-реалиста Алексея Архиповича Леонова, первопубликация внеземных рисунков которого состоялась в «ТМ» еще в 1965 году.
То, что увидел и изобразил своей кистью человек, первым шагнувший в открытый космос да еще талантливо сумевший зафиксировать его живые краски на полотне, оказалось гораздо ярче, многообразнее, неожиданнее, чем изображали до него профессиональные художники-фантасты. Разумеется, общие представления и знания о космосе они черпали из данных современной науки. Но как и где они могли почерпнуть такие невоспроизводимые в земных условиях детали, как сияние радужного горизонта с появлением короны Солнца перед его восходом, или отражение звездного света от атмосферной оболочки?
В 1975 году, сразу же после полета на орбитальной станции «Союз» — «Аполлон», Алексей Архипович передал «Технике — молодежи» свои рисунки, сделанные карандашами на борту «Союза-19» (см. «ТМ» № 9 за 1975 г.). Впечатления от второго, более продолжительного, чем первый, полета дали художнику возможность освежить в памяти и еще глубже осмыслить удивительную картину, которую он впервые наблюдал в те исторические минуты, когда в скафандре вне корабля парил над планетой. И вот теперь мы опять получили возможность познакомить читателей с новыми произведениями космической живописи, которые представляет сам автор.
Орбитальная станция «Союз» — «Аполлон» (вверху).
Искусственное солнечное затмение (справа).
Как художнику мне всегда приходится помнить, что зрители воспринимают мои работы не только как произведения искусства, но и как документальные свидетельства живописца, повидавшего заатмосферные пейзажи. Поэтому, работая над картиной, я стараюсь быть предельно точным, достоверным и даже беспристрастным. Это не означает, что мне чужда фантастика. Ведь все, что сделано в космосе, это только начало. А вот за этим, как говорил Сергей Павлович Королев, «виднеются еще бескрайние космические дали, издавна привлекавшие внимание человечества! Это другие миры, быть может, иная, отличная от земной, жизнь, далекие неведомые солнца со своими планетами-спутниками. Все это еще впереди, но хочется верить, что и эти дали будут достигнуты советской наукой!». Мне, как и многим другим художникам, хочется представить в своих картинах и эти дали, и как они будут покорены человеком. При этом я исхожу из того, что реалистические элементы очень уместны и даже необходимы в фантастическом произведении, но не наоборот. И в публикуемых сегодня работах есть только то, что реально можно увидеть с околоземной орбиты.
Первая картина «Орбитальная станция «Союз» — «Аполлон» написана для Мемориального музея космонавтики в Москве к празднованию 20-летия полета Ю. А. Гагарина. Показан типичный момент космического полета на фоне обобщенного околоземного пейзажа: черное небо со звездами, Земля с характерно закрученными в титанические спирали облачными образованиями, взошедшее из-за горизонта Солнце, окруженное далеко распростертой короной.
О солнечной короне скажу особо. Ученые считали, что с борта космического корабля ее увидеть нельзя, и наблюдения первых космонавтов это подтверждали. И вдруг мы с «Восхода-2» невооруженным глазом увидели корону восходящего Солнца во всем ее великолепии, как во время полного солнечного затмения. В это время мы проходили апогей нашей орбиты, который лежал на высоте почти 500 км, то есть вдвое выше, чем у «Востоков» и «Меркуриев». Поскольку для нас угловой размер светящегося слоя атмосферы на горизонте Земли был меньше, а угловой размер Солнца и солнечной короны оставался неизменным, то яркость фона, на котором всходило Солнце, ослабилась, а — значит, возросла и вероятность наблюдать солнечную корону.
При групповом полете двух космических кораблей искусственное солнечное затмение можно осуществить в любой момент по методике советских ученых А. Симонова и Н. Никольского. Первое рукотворное солнечное затмение, осуществленное 19 июля 1975 года при совместном полете «Союза» и «Аполлона», изображено на картине, которая так и называется «Искусственное солнечное затмение». Хотя при этом эксперименте гелиокорона была видна гораздо слабее, чем можно было ожидать, все-таки зрелище «Аполлона», опоясанного необычным ореолом, плавно растворяющимся в черноту, было впечатляющим. Правда, это же можно сказать и про явления, изображенные на остальных картинах.
Разве не впечатляют зеркальные отражения Солнца и Луны от земной атмосферы?.. Раньше существование подобного явления никто и не предполагал, а теперь наблюдения за отражениями светил от атмосфер планет и газопылевых хвостов комет стали одним из постоянных пунктов программ космических исследований. А сколько поразительных явлений происходит у горизонта Земли, ореол которой постоянно меняется в зависимости от состояния атмосферы, ее прозрачности, облачности, положения Солнца, высоты полета и направления наблюдения... Как ни прекрасны космические зори, не менее интересно и небо над ночным горизонтом. Чтобы зафиксировать все как можно точнее, на спектрограммах и цветовом треугольнике я отмечал точки, соответствующие цвету светящихся слоев атмосферы. А их толщину я измерял в видимых диаметрах Луны.
Эти слои, то пепельные, то голубые, то белесые, постепенно переходили в бархатную черноту неба, густо усеянного немигающими звездами яркого белого цвета. Количество звезд, когда их наблюдаешь через слои яркости, становилось все больше по мере удаления от горизонта. На высоте 500 км, просвечивая через голубой пояс, они принимают красноватый оттенок, как будто толща воздуха, через которую доходил их свет, вдруг резко увеличивалась. Объяснения этому так и не найдено. Как известно, звезды в космосе можно наблюдать не только на ночном, но и на дневном небе, правда, на достаточном удалении от Солнца. Самые яркие из звезд можно разглядеть, когда они находятся не ближе, чем в 30° от дневного светила. Зато с противоположной стороны, там, где корпус корабля служит своеобразной затеняющей блендой, звезды видны практически так же, как и ночью.
И наконец, несколько слов о видах земной поверхности, которые присутствуют на всех этих картинах. Вид дневной Земли довольно точно передают и цветные фотографии, сделанные из космоса. Я попытался выразить свое представление о красоте ее ночной поверхности, об этой таинственной черноте, разрываемой сполохами гроз и полярных сияний, в которой неравномерно красно светящимися узорами разбросаны большие и малые города. Не раз писалось, что по космическим фотографиям практически невозможно установить, есть ли на Земле развитая цивилизация. Но если бы кто-то посмотрел из космоса, например, на ночную Европу, на очертания ее городов, которые то повторяют изгибы речных и морских побережий, то лучами автострад сбегаются в громадные, пульсирующие огнями массивы, и тогда никаких доказательств существования разума на Земле больше ему бы не потребовалось.
Ночные виды Земли, ее ореола и неба с орбиты.