«Техника-молодежи» 1981 №8, с.20-21



Историческая серия «ТМ»

ПЕРВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ

В 1951 году наша ракетострои-тельная промышленность завершила большой объем научно-исследовательских и проектных работ по эскизному проекту управляемой БРДД Р-3. Эта огромная машина при стартовом весе 72 т, длине 27 м и диаметре 2,8 м должна была переносить полезный груз в 3 т на расстояние 3000 км. В процессе проектирования было показано, что пакет из трех соединенных параллельно ракет Р-3 сможет вывести на орбиту небольшой ИСЗ. Казалось бы, чего еще желать? Нужно было срочно воплощать проект в металл... Но главный конструктор ракеты С. П. Королев после успешной защиты проекта выступил с предложением... отказаться от его реализации, не терять на нее времени, а сразу же приступить к разработке нового проекта еще более грандиозной ракеты, рассчитанной на межконтинентальную дальность полета с тем же полезным грузом. Это было поистине историческое предложение, резко приблизившее сроки космических полетов. Дополнительные углубленные исследования показали обоснованность предложения. Оно получило всемерную поддержку партии и правительства. И с 1954 года основные силы отечественного ракетостроения были сосредоточены на создании межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), которая должна была одновременно стать основой космической ракеты-носителя большой грузоподъемности.

Программа создания МБР по количеству и уровню привлеченных к ее выполнению НИИ, КБ и заводов не имела себе равных во всей предыдущей истории мировой техники. Это объяснялось, во-первых, сложностью разрабатываемой конструкции ракеты и наземного комплекса и их полной новизной, во-вторых, сжатыми сроками разработки, диктовавшимися международной обстановкой, и, в-третьих, предельно высокими характеристиками узлов, систем и агрегатов, которых добивался Главный конструктор от всех смежных коллективов-разработчиков, участвовавших в создании ракеты.

21 августа 1957 года первая в мире МБР, созданная в СССР, совершила успешный полет на межконтинентальную дальность. Параллельно с первыми летными испытаниями МБР на ее основе создавалась первая в мире ракета-носитель «Спутник», которая уже 4 октября того же года впервые достигла космической скорости и вывела на орбиту первое искусственное небесное тело (см. Историческую серию «ТМ» «Первые ИСЗ» в № 1 за 1979 год).

Создание ракеты «Спутник» было поистине революционным, качественным скачком в развитии мировой техники. Ведь все предшествующее совершенствование ракет и других летательных аппаратов проходило постепенно. У каждой более совершенной машины был менее совершенный, но реальный прототип. Советская ракета-носитель как первенец нового вида техники — ракетно-космической — оказалась уникальной во всех отношениях. У нее не было никаких, хотя бы экспериментальных, прототипов, приближавшихся к ней по характеристикам. По дальности, высоте и скорости она резко превзошла достижения летательных аппаратов и снарядов всех других типов. Все в ней было оригинально, начиная с общей конструктивно-компоновочной схемы с параллельным расположением и продольным разделением пяти ракетных блоков — четырех боковых и одного центрального. Каждый блок имел собственные топливные баки и двигательную установку. На старте начинали работать двигатели всех пяти ракетных блоков. Но запас топлива в центральном блоке был гораздо больше, чем в боковых. Когда в конце первой ступени топливо в боковых блоках заканчивалось, их двигатели выключались и они уводились в стороны с помощью удивительной по красоте замысла и его воплощения системы разделения. В момент подачи команды на выключение боковых двигателей разрывались нижние связи между блоками. Опустевшие боковые блоки под действием остатков тяги их двигателей начинали отходить от центра, вращаясь вокруг шаровых опор, которыми они упирались передними концами в кислородный бак центрального блока. При повороте на заданный угол передние опоры выходили из зацепления. В этот момент в верхних частях «боковушек» открывались клапаны. Накопившиеся в их кислородных баках газы наддува истекали через специальные сопла наружу и отбрасывали отработавшие боковые блоки далеко от центрального, продолжавшего работать в качестве второй ступени ракеты до достижения заданной скорости. Много оригинального было и в многокамерных кислородно-керосиновых ЖРД с работающими при высоком давлении неподвижными основными и качающимися рулевыми камерами, с узлами качения, совмещенными с магистралями подвода компонентов, и в точнейших приборах управления как полетом ракеты по траектории, так и согласованием работы всех ее двигателей, и во всех остальных многочисленных агрегатах и системах этой машины века.

Ракета-носитель «Спутник» была подлинным шагом в неизвестность и в процессе ее создания и при ее применении. Именно поэтому она позволила вырвать у природы так много ее сокровенных тайн. Вслед за первым ИСЗ с ее помощью был запущен первый в истории биологический спутник с животным на борту. А полностью грузоподъемность двухступенчатой ракеты-носителя впервые была использована 15 мая 1958 года, когда она вывела на орбиту третий советский ИСЗ — автоматическую орбитальную станцию массой 1327 кг. Но, выполнив свою историческую миссию по запуску трех первых спутников, сама ракета «Спутник» не ушла в историю, а продолжала служить космонавтике в качестве основы многих других более мощных ракет-носителей, оставаясь непревзойденной по мощности и совершенству в течение многих лет, ознаменовавших начало космической эры.

Судьба этой машины замечательно оправдала все казавшиеся тогда совершенно фантастическими надежды ее творцов, о которых мы теперь можем судить по опубликованным документам. Так, в направленных в правительственные органы планирования 5 июля 1958 года «Предварительных соображениях о перспективных работах по освоению космического пространства» С. П. Королев и М. К. Тихонравов, исходя из того, что «околосолнечное пространство должно быть освоено и в необходимой мере заселено человечеством», намечали обширный план космических исследований, в основе первых шести пунктов которого лежало использование ракеты-носителя «Спутник» и ее трех— и четырехступенчатых модификаций. В них было предусмотрено создание и выведение в космос следующих аппаратов: автоматических ИСЗ различного научного и прикладного назначения; автоматических станций для исследований Луны, достигающих ее поверхности и выводимых на орбиту ее спутника; первых спутников с человеком на основе использования баллистической схемы возвращения; спутников с человеком на основе планирующей схемы возвращения; автоматических станций для полетов к Венере и Марсу и, наконец, аппаратов для отработки сближения на орбите. Все это было блестяще осуществлено.