«Техника-молодежи» 1982 №1, с.10-12
Ныне у моряков есть столь совершенная радиоаппаратура, что, казалось бы, проблема связи с берегом решена раз и навсегда. Однако это не так. Еще нередки случаи, когда устойчивая радиосвязь вдруг прекращается или сигнал «тонет» среди помех. Больше того, на бескрайней акватории Мирового океана есть «глухие» углы, в которых судно может находиться без связи сутки, а то и двое.
Обосновавшись в околоземном космическом пространстве, человек решил проблему дальней связи на суше. Теперь настала очередь морских коммуникаций.
В 1976 году создана Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), в которую вошли 40 стран мира В ближайшем будущем космические ретрансляторы — спутники «Марисат» и «Горизонт», зависнув на геостационарных орбитах на высоте 36 тыс. км, будут держать в поле зрения просторы Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Связь будет вестись в сантиметровом диапазоне волн с учетом минимального воздействия атмосферных, ионосферных и космических помех.
Из самых отдаленных широт корабль сможет передать сообщение на борт спутника, а тот перетранслирует его «закрепленному» за ним центру береговой космической связи и далее в национальный координационный центр. Оборудованная мощной вычислительной техникой, система «Инмарсат» надежно свяжет находящееся в океане судно с любой точкой планеты. Так что с борта океанского лайнера пассажир сможет позвонить в свою квартиру.
Плавающий аварийный радиобуй через спутник сообщит на берег о бедствии в море. |
Отечественная промышленность уже приступила к выпуску подобного оборудования.
Недавно советскими специалистами разработана система «Волна», состоящая из двух береговых автоматизированных центров и судовой радиостанции. Работая одновременно через спутники «Марисат» и «Горизонт», эта система может обслуживать более 10 тысяч судов отечественного флота, а также суда иностранных государств. Новое поколение судовой аппаратуры — радиостанция космической связи «Волна-С». В отличие от зарубежных аналогов она имеет непосредственный выход и на судовую АТС.
«SOS»
БУДЕТ УСЛЫШАН
Четыре года назад, не успев передать сигнал бедствия, пропал без вести огромный норвежский нефтерудовоз «Берге Истра». Затем такая же участь постигла однотипное судно «Берге Ванга». Их поиски, стоившие сотни тысяч долларов в день, успехом не увенчались. Оставалось лишь предположить, что причиной гибели был внезапный взрыв, помешавший радисту передать «SOS» в эфир.
Только в 1978 году в морскую пучину канули 473 судна мирового флота (без учета прогулочных и рыболовных судов). Статистика утверждает: сегодня каждое третье из всех терпящих бедствие судов становится жертвой разбушевавшейся стихии. Оставшиеся две трети гибнут от пожаров, отказа оборудования, столкновений, подводных рифов, вооруженных нападений и т. п.
Единственная «соломинка», за которую может ухватиться гибнущее судно, — это радиосвязь. Поэтому дважды в час на три минуты замирают радиопередатчики — радисты чутко вслушиваются в эфир: не раздастся ли в наушниках тревожный сигнал: «Спасите наши души!» Но даже если сигнал и бывает принят, точно определить координаты бедствия не всегда удается. Поиск и спасение терпящих бедствие морских судов, самолетов трудны и при самых благоприятных условиях.
Положение изменится после того, как весной 1982 года вступит в опытную эксплуатацию космическая следящая система «Коспас — Сарсат», созданная в рамках соглашения между СССР и США (при участии Франции и Канады). Ее основу составят низкоорбитальные спутники связи, внимательно прослушивающие акваторию Мирового океана с высот порядка 800-1000 км. В состав системы войдут также наземные станции космической связи н координационные центры.
Приемники космических «дозорных» настраиваются на частоты аварийных радиобуев, которыми будут оснащены суда и самолеты. Случись беда, буй отстреливается и включается вмонтированный в него передатчик. Сигнал бедствия будет тут же перехвачен контролирующим данную зону советским или американским спутником, зафиксирован его аппаратурой (бортовой приемник-процессор способен обработать до сотни сигналов одновременно) и передан ближайшей станции космической связи, как только последняя попадет в зону радиовидимости. Наземная аппаратура расшифрует принятое сообщение, после чего выясняется название и национальная принадлежность судна или самолета, а также координаты катастрофы. Отклонение ничтожно: всего одна-две морские мили.
Информация о происшествии по наземным или спутниковым каналам связи попадет во все заинтересованные организации, и в первую очередь в ближайшую спасательную службу.
Обе системы — советская «Коспас» и американская «Сарсат» — могут работать совместно или независимо друг от друга. Примечательно, что рука помощи из космоса может быть протянута не только пострадавшим на море, но и на суше. Для этого достаточно оснастить, скажем, экспедицию радиомаяком, подобным тем, которыми пользуются моряки.
Космические наблюдатели способны облегчить работу и береговой охране некоторых стран, ведущей борьбу с морским разбоем, контрабандой оружия и наркотиков. Результаты их деятельности могут оказаться неожиданными. Кто знает, может быть, удастся наконец проникнуть сквозь завесу тайн, окутывающую печально известный Бермудский треугольник, или разгадать причину таинственного исчезновения судов в океане.