«Техника-молодежи» 1982 №4, обл, с.22-23
На этом развороте впервые воспроизводятся пастели летчика-космонавта СССР В. ДЖАНИБЕКОВА «В бескрайнем небе», «Один в безмолвии», «Дублеры». Работа «Ю. А. Гагарин» помещена на 1-й странице обложки. В. ДЖАНИБЕКОВ и руководитель творческой группы Союза художников СССР «Интеркосмос» Ю. ПОХОДАЕВ на открытии выставки в Доме офицеров Академии ВВС имени Н. Е. Жуковского. |
Одиннадцать лет назад человек впервые переступил порог космоса. Сегодня мы стоим на пороге окончательного утверждения нового жанра в изобразительном искусстве : научно-фантастической и космической живописи и графики. Набрав космическую скорость, жанр этот стремительно выходит на предназначенную ему орбиту.
Вселенная, бдительно оберегая свои тайны, издавна будоражила фантазию людей. Таких, как М. Ломоносов, И. Гёте, Ф. Тютчев, Н. Кибальчич, Н. Коперник, К. Циолковский, и многих-многих других. Невольно вспоминаются слова В. Маяковского: «Чтоб в будущем веке жизнь человечья ракетой неслась в небеса». Всегда обращалось к небу и изобразительное искусство. В космос устремляли взоры А. Рублев, Дионисий, Ф. Грек, создавая свои гениальные фрески...
Вторая половина XX века позволила художнику по-новому взглянуть на мир и на свое место в нем. А. Леонов нарисовал нашу планету со стороны, какой увидел ее Юрий Гагарин в корабельном иллюминаторе, а сам художник — сквозь прозрачное забрало шлема. Появилось новое течение в жанре — документально-космическое, в основе которого лежат факты: непосредственные впечатления от полета, фотографии, рассказы о виденном, образы далеких планет, присланные автоматическими станциями. Повседневная жизнь на борту орбитальных станций, первые шаги по Луне, телескопическая разведка далеких галактик — все это составляет предмет этого течения, помогающего людям ощутить себя соучастниками великих космических свершений. Пока что лишь отдельные, немногие художники берутся отобразить в своем творчестве новую тему, но с каждым днем она завоевывает себе все большее и большее признание. И разумеется, нужно всячески приветствовать те случаи, когда за кисть или карандаш берутся сами космонавты — очевидцы вселенной. Мы получаем при этом информацию «из первых рук», приобщаемся к знанию, приобретенному не по рассказам и фотографиям, а на основе собственного опыта художника. Вот почему так популярны в народе картины A. Леонова, избранного, кстати, в правление СХ РСФСР. Вот почему привлекла так много посетителей выставка, открытая в декабре 1981 года в Доме офицеров Академии ВВС имени Н. Е. Жуковского.
Здесь экспонировались графические произведения (совместные и индивидуальные) двух замечательных художников — Г. Комлева и B.Джанибекова. Да, Владимира Джанибекова, летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, которому довелось дважды пережить то, что испытали пока всего сто землян — побывать в космосе. И, любуясь плодами творчества, объединившего двух увлеченных людей, мы удивляемся прежде всего трудолюбию В. Джанибекова, человека большой скромности и самобытного дарования. Каждый раз, приезжая к нему, я застаю его за новой работой. Увлеченный искусством, влюбленный в живопись, он пробует себя в новой технике, тщательно разрабатывает композицию своих произведений. Интересна серия эскизов, привезенная им из поездки по ВНР после совместного советско-венгерского полета. В. Джанибеков был тогда дублером В. Кубасова и участвовал в торжествах по случаю завершения этого этапа программы «Интеркосмос». Я, как художник-профессионал, могу с полной ответственностью подтвердить, что в столь официальной обстановке весьма непросто найти хотя бы минутку свободного времени, чтобы посвятить ее творчеству. А между тем эти эскизы были подлинным украшением выставки.
Хотелось бы также отметить цикл работ, выполненных В. Джанибековым после поездки по МНР. Мне неоднократно приходилось бывать в Монголии, и каждый раз у меня возникало одно и то же чувство — сказочная страна, удивительные люди. То же самое ощущение, видимо, привез оттуда и В. Джанибеков. Глядя на его работы, воочию убеждаешься, что автора захватила невероятная красота МНР. А ведь ему довелось посмотреть на нее и с орбиты: он летал на «Союзе-39» вместе с монгольским космонавтом Ж. Гуррагчей. Космические полеты дают художнику неоценимый опыт, а желания В. Джанибекову занимать не нужно. Каждую свободную минуту отдает он искусству. «Нет для меня лучшего отдыха и большей радости после трудной работы в космосе, чем творчество», — говорит В. Джанибеков. Хочется выделить работу «Один в безмолвии», навеянную творчеством выдающегося советского писателя-фантаста И. Ефремова, 75-летие со дня рождения которого мы недавно отметили. Хороши и последние работы художника на космическую тему: «Ю. А. Гагарин», «Дублеры», «В бескрайнем небе».
Да, познание мира неотделимо связано с искусством. Ведь всем нам, живущим на Земле, хочется знать, что же нас окружает. И чем больше наука постигает таинства космоса» тем желаннее эта тема в литературе, музыке, живописи. Визуальные наблюдения космонавта, эмоционально-эстетическое восприятие новой для человека среды, желание не только запомнить, но и передать виденное другим, являются отличным примером органической связи между профессией человека и искусством, к которому он приходит. Работы художников-космонавтов — А. Леонова и В. Джанибекова — раскрывают перед нами ту неповторимость мироощущения, которая доступна пока только отдельным людям. Художник может донести до людей то, что не под силу никакой цветной фотокамере. Например, изобразить объятый огнем корабль при входе в плотные слои атмосферы или показать небывалую красоту далеких туманностей и галактик.
Космос, несомненно, расширит наши знания о гармонии, даст в руки художников новые средства выражения, новые цветовые сочетания. Почетна великая миссия нового жанра искусства накапливать эстетические открытия, отражающие эру космических свершений.
ЮРИЯ ПОХОДАЕВ,
руководитель группы «Интеркосмос»
Союза художников
СССР