«Техника-молодежи» 1982 №4, обл, с.22-23



На этом развороте впервые воспро­изводятся пастели летчика-космонав­та СССР В. ДЖАНИБЕКОВА «В бес­крайнем небе», «Один в безмолвии», «Дублеры». Работа «Ю. А. Гагарин» помещена на 1-й странице обложки.

В. ДЖАНИБЕКОВ и руководитель творческой группы Союза художни­ков СССР «Интеркосмос» Ю. ПОХОДАЕВ на открытии выставки в Доме офицеров Академии ВВС имени Н. Е. Жуковского.


Одиннадцать лет назад человек впервые переступил порог космоса. Сегодня мы стоим на пороге окон­чательного утверждения нового жанра в изобразительном искус­стве : научно-фантастической и космической живописи и графики. Набрав космическую скорость, жанр этот стремительно выходит на предназначенную ему орбиту.

Вселенная, бдительно оберегая свои тайны, издавна будоражила фантазию людей. Таких, как М. Ломоносов, И. Гёте, Ф. Тютчев, Н. Кибальчич, Н. Коперник, К. Циолковский, и многих-многих других. Невольно вспоминаются слова В. Маяковского: «Чтоб в будущем веке жизнь человечья ракетой неслась в небеса». Всегда обращалось к небу и изобразитель­ное искусство. В космос устрем­ляли взоры А. Рублев, Дионисий, Ф. Грек, создавая свои гениальные фрески...

Вторая половина XX века позво­лила художнику по-новому взгля­нуть на мир и на свое место в нем. А. Леонов нарисовал нашу планету со стороны, какой увидел ее Юрий Гагарин в корабельном ил­люминаторе, а сам художник — сквозь прозрачное забрало шлема. Появилось новое течение в жан­ре — документально-космическое, в основе которого лежат факты: непосредственные впечатления от полета, фотографии, рассказы о виденном, образы далеких планет, присланные автоматическими стан­циями. Повседневная жизнь на борту орбитальных станций, пер­вые шаги по Луне, телескопиче­ская разведка далеких галактик — все это составляет предмет этого течения, помогающего людям ощу­тить себя соучастниками великих космических свершений. Пока что лишь отдельные, немногие худож­ники берутся отобразить в своем творчестве новую тему, но с каж­дым днем она завоевывает себе все большее и большее признание. И разумеется, нужно всячески приветствовать те случаи, когда за кисть или карандаш берутся сами космонавты — очевидцы вселен­ной. Мы получаем при этом ин­формацию «из первых рук», приобщаемся к знанию, приобретен­ному не по рассказам и фотогра­фиям, а на основе собственного опыта художника. Вот почему так популярны в народе картины A. Леонова, избранного, кстати, в правление СХ РСФСР. Вот почему привлекла так много посетителей выставка, открытая в декабре 1981 года в Доме офицеров Ака­демии ВВС имени Н. Е. Жуков­ского.

Здесь экспонировались графиче­ские произведения (совместные и индивидуальные) двух замечатель­ных художников — Г. Комлева и B.Джанибекова. Да, Владимира Джанибекова, летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, которому довелось дважды пережить то, что испытали пока всего сто землян — побывать в космосе. И, любуясь плодами твор­чества, объединившего двух увле­ченных людей, мы удивляемся прежде всего трудолюбию В. Джа­нибекова, человека большой скромности и самобытного дарования. Каждый раз, приезжая к нему, я застаю его за новой работой. Ув­леченный искусством, влюбленный в живопись, он пробует себя в но­вой технике, тщательно разрабаты­вает композицию своих произведе­ний. Интересна серия эскизов, при­везенная им из поездки по ВНР после совместного советско-венгер­ского полета. В. Джанибеков был тогда дублером В. Кубасова и уча­ствовал в торжествах по случаю завершения этого этапа программы «Интеркосмос». Я, как художник-профессионал, могу с полной от­ветственностью подтвердить, что в столь официальной обстановке весьма непросто найти хотя бы ми­нутку свободного времени, чтобы посвятить ее творчеству. А между тем эти эскизы были подлинным украшением выставки.

Хотелось бы также отметить цикл работ, выполненных В. Джанибековым после поездки по МНР. Мне неоднократно приходилось бы­вать в Монголии, и каждый раз у меня возникало одно и то же чув­ство — сказочная страна, удиви­тельные люди. То же самое ощу­щение, видимо, привез оттуда и В. Джанибеков. Глядя на его ра­боты, воочию убеждаешься, что ав­тора захватила невероятная кра­сота МНР. А ведь ему довелось посмотреть на нее и с орбиты: он летал на «Союзе-39» вместе с мон­гольским космонавтом Ж. Гуррагчей. Космические полеты дают художнику неоценимый опыт, а желания В. Джанибекову занимать не нужно. Каждую свободную ми­нуту отдает он искусству. «Нет для меня лучшего отдыха и большей радости после трудной работы в космосе, чем творчество», — го­ворит В. Джанибеков. Хочется вы­делить работу «Один в безмолвии», навеянную творчеством выдающе­гося советского писателя-фантаста И. Ефремова, 75-летие со дня рож­дения которого мы недавно отме­тили. Хороши и последние работы художника на космическую тему: «Ю. А. Гагарин», «Дублеры», «В бескрайнем небе».

Да, познание мира неотделимо связано с искусством. Ведь всем нам, живущим на Земле, хочется знать, что же нас окружает. И чем больше наука постигает таинства космоса» тем желаннее эта тема в литературе, музыке, живописи. Ви­зуальные наблюдения космонавта, эмоционально-эстетическое вос­приятие новой для человека среды, желание не только запомнить, но и передать виденное другим, яв­ляются отличным примером орга­нической связи между профессией человека и искусством, к которо­му он приходит. Работы художни­ков-космонавтов — А. Леонова и В. Джанибекова — раскрывают пе­ред нами ту неповторимость миро­ощущения, которая доступна пока только отдельным людям. Худож­ник может донести до людей то, что не под силу никакой цветной фотокамере. Например, изобразить объятый огнем корабль при входе в плотные слои атмосферы или по­казать небывалую красоту далеких туманностей и галактик.

Космос, несомненно, расширит наши знания о гармонии, даст в руки художников новые средства выражения, новые цветовые соче­тания. Почетна великая миссия нового жанра искусства накапли­вать эстетические открытия, отра­жающие эру космических сверше­ний.

ЮРИЯ ПОХОДАЕВ,
руководитель группы «Интеркосмос»
Союза художников
СССР