Публикуем несколько новых работ Сергея Гавриша: «Новое начало». «Дороги счастья». «Дуэль». |
«Не могу перечислить все, что понравилось мне на этой выставке: в каждой картине свое, неповторимое, каждая по-своему хороша. Но особенно впечатляют работы, в которых находишь однажды пережитое й прочувствованное, и тогда поражаешься духовной проницательности художника, способности выразить, красками, казалось бы, непередаваемое».
«Художнику, безусловно, веришь. Он ничего не выдумывает, передает то, что есть, но своими средствами, и оттого окружающий мир становится богаче и щедрее...»
Это строки из книги отзывов о персональной выставке художника Сергея Гавриша, открытой во Дворце культуры рабочего поселка Алтайского в 1980 году. А уже в 1981 году выставку посмотрели жители города Барнаула. Картины демонстрировались в кинотеатрах «Пионер» и «Мир», в издательстве «Алтайская правда», в клубе творческой интеллигенции...
Художником было представлено свыше 60 работ.
Несмотря на большое разнообразие тем и сюжетов, мы видим на его полотнах вполне цельный и психологически углубленный художественный мир Иногда сюжет кажется несколько камерным, но за внешним спокойствием, статичностью форм угадываешь вдруг стихию поэтических символов: от высокой патетики до клятвенно-сокровенной исповеди, и все это как бы различные фазы одного и того же движения — к художественному постижению подлинных законов красоты человеческого бытия. Художнику чужда эстетическая констатация легковесных обещаний, пустого прожектерства. Рамки сюжета не фиксируют существующих тенденций нашего миросозерцания, они остаются открытыми, и зритель становится активным соучастником размышлений, а не пассивным потребителем авторской концепции.
Научная фантастика. Что это? Ведь по существу своему живопись С. Гавриша глубоко реалистична, она рассказывает о дне сегодняшнем, но самой природой своего жанра она обращена в будущее, в ней романтика творческого поиска и надежд. Хотя техника будущего нередкий гость на его полотнах, но человек при этом не нивелируется до некоего «ходячего модуля», техника лишь углубляет его высокий нравственный мир, его связь с вечной природой.
Вот один из сюжетов С. Гавриша. Повергнут коррозионным недугом электронный монстр, и люди остаются лицом к лицу с пустыней. Но не о «техническом закабалении» людей говорит автор, а совсем о другом. Что делают в создавшейся ситуации его герои? Ничего особенного: разводят костры, любуются природой, с которой, возможно, они впервые столкнулись. Не противопоставление, а синтез технической и гуманитарной культур позволит избежать душевной недостаточности, жесткости и рационализма, и воспитание вселенской любви к природе — первое средство духовной терапии.
С. Гавриш придает немаловажное значение названиям своих картин и нередко пишет их прямо на холсте. Иногда слово входит в композицию произведения, является составным элементом ее содержания. Очень характерна для творчества художника аллегория «Дороги счастья». Ее суть в бескомпромиссности движения к цели. Через хаос и мрак, через тернии непонятного, насмешливого, злобного... А вот неведомые могучие птицы скользят над зыбким серебром дороги, и радуги освещают им путь к далеким звездам, где поэзия полета и сказки («Над Луной»). А идиллически сказочный мир еще будет обжит («Новое начало»). И снова поиск, планы, проекты... Только надо суметь сохранить нашу «колыбель», сохранить наследие великой культуры прошлого, сохранить саму жизнь.
Те, кто воочию ознакомился с творчеством алтайского художника, единодушны в своей оценке. Книги отзывов о его персональной выставке заполнены теплыми словами благодарности и доброго напутствия. Приведу одно из типичных высказываний. Учительница школы № 75 города Барнаула Н. Кудрявцева пишет: «Картины С. Гавриша очень своеобразны и оригинальны, они жизненны и доступны пониманию всех. В них нет ничего ни поверхностного, ни заумного, а есть удивительно реальный в своих тончайших взаимосвязях и скрытых противоречиях мир. И художник изображает его таким, каким воспринимает. Любовь к жизни, стремление утверждать добро, нести людям радость, понимание счастья — вот главное содержание его работ. Впечатление необыкновенное, труднопередаваемое, смотришь и невольно веришь в доброе, светлое».
ВИКТОР ВИЗЕР,
заместитель директора ГПТУ-4
г. Бийска