«Техника-молодежи» 1983 №1, с.16-19





ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ФАНТАСТИКИ

КЛОД АВИС — известный французский писатель-фантаст, автор многих книг, координатор Европейского комитета научной фантастики (впрочем, в научных кругах его лучше знают под настоящим именем — ПЬЕР БАРБЬЕ). Недавно ученый и литератор был гостем Союза писателей СССР. Корреспондент журнала «Советская литература» (на иностранных языках) АРИАДНА ИВАНОВСКАЯ задала ему несколько вопросов, ответы на которые, мы считаем, заинтересуют и читателей нашего журнала. Итак, отвечает Клод Авис.

— Скажите, пожалуйста, как относятся сейчас иа Западе, в частности во Франции, к научно-фантастической литературе?

— Фантастическая литература существует уже несколько столетий, она всегда привлекала и привлекает к себе повышенный интерес читателей. У истоков этого жанра стояли такие гиганты, как, например, Франсуа Рабле. Фантастика представляется мне в виде дерева, которое стало сейчас раскидистым, со множеством веток, обозначающих отдельные направления. Уже в XIX веке такие французские писатели, как Жюль Верн, Буссенар, н другие создали литературу, которую можно назвать чисто фантастической. Со временем от нее отделилась и сформировалась мощная ветвь — научная фантастика. В свою очередь, она дала новые ответвления — космическую фантастику и ряд других.

Кроме научной фантастики, мы на Западе выделяем в настоящее время, по крайней мере, еще две основные ветви — приключенческую фантастику, которую во Франции называют также героической, и разновидность, основывающуюся на мифологии, легендах, фольклоре, — разумеется, в новом, современном осмыслении.

Интерес к фантастической литературе на Западе сейчас очень высок. А во Франции популярность этого жанра не так давно скачкообразно увеличилась: произошел своеобразный взрыв, в результате которого 35 издателей начали публиковать научно-фантастические произведения. Со временем положение стабилизировалось, читательский спрос стал устойчивым, и теперь очень многие издательства систематически выпускают литературу этого плана.

Среди современных французских писателей-фантастов я бы отметил в первую очередь Клода Синьоля, который использует как раз фольклор, народный сказ, а подчас осовременивает старинные французские легенды, в которых имеются элементы фантастики. Его произведения уже переведены на многие иностранные языки. Фольклорные темы использует также Лэме из Ниццы. Интересно творчество Филиппа Кюрваля и ряда других французских писателей. Однако я должен заметить, что у нас публикуется и фантастика не самого высокого качества. К сожалению, в довольно больших количествах.

— Как относятся во Франции к советской фантастике? Что привлекает в ней личио Вас?

— Мы считаем советскую фантастическую литературу самой оптимистической в мире. Произведения Ивана Ефремова и других советских писателей ярко свидетельствуют об этом. Они оптимистичны по самой своей природе, по самой сути, ибо все они говорят о том, что у человечества есть будущее, что люди сумеют избежать всеуничтожающей войны. Впрочем, очень многие современные писатели-фантасты из других стран также исходят из того, что наука с ее достижениями сможет вовремя разрешить самые острые проблемы современности. К сожалению, этого нельзя сказать о ряде французских писателей, особенно молодых, которые пессимистично смотрят на будущее.

Мне лично представляется, что описывать опасности и ужасы ядерной катастрофы, безусловно, надо, — это тоже объективный вклад в дело мира, но при этом необходимо давать читателям и позитивную программу борьбы с нею.

— Как Вы думаете, способна ли современная фантастика успешно прогнозировать будущее?

— Писатели-фантасты издавна стремились заглядывать в грядущее, и часто весьма успешно. Вспомним хотя бы романы Жюля Верна, в которых он описал путешествие с Земли на Луну, угадав многое с очень большой точностью. А ведь они были написаны свыше века назад, когда технически эта проблема была еще совершенно неразрешима.

Что же касается прогностической функции современной фантастики, то, мне думается, она наиболее ярко проявляется в проблемах, связанных с освоением планет солнечной системы, в частности, с созданием крупных научных станций в межпланетном пространстве. Космическая фантастика — это, по-моему, одно из самых плодотворных и перспективных направлений жанра.

— Вы являетесь координатором Европейского комитета научной фантастики. Что это за организация, каковы ее цели?

Статья иллюстрирована работами с выставки «Время — Пространство — Человек».

A. КИРИЕНКО (Херсон). Кольцо Сатурна.

B. ХАКИМОВ (Ленинабад). Авиценна.

Г. ПОКРОВСКИЙ. Радиорелейная космическая станция.

— Это добровольная организация, охватывающая европейских писателей-фантастов от Атлантики до Урала. Наш комитет существует около семи лет; я был избран координатором три года назад. Председателем восточной комиссии комитета является советский писатель Алнм Кешоков, а председателем западной — писатель из Великобритании Джон Бруннер. Каждые два года мы созываем Еврокон — конгресс европейских писателей-фантастов. В 1978 году такой конгресс состоялся в Польше, в Познани, в 1980 году — в Италии, в 1982 году — в Швейцарии, где, кстати, находится постоянный центр нашего комитета.

Цель его деятельности — поддержание мирных отношений в Европе и улучшение взаимопонимания между государствами о разным общественным строем. Этому способствуют как наши конгрессы, так и личные встречи. Мы считаем, что писатели-фантасты должны всемерно пропагандировать идеи мира и дружбы между народами. По моим наблюдениям, фантастика уверенно вышла на мировую арену и в присущей ей форме решительно выступает за мир.

— И традиционный вопрос: над чем Вы сейчас работаете?

— Последнее время я работал над романом о большой межпланетной станции, находящейся между Землей и Луной. Деятельность этой станции базируется на мирном сосуществовании всех держав. В основу романа положены концепции выдающегося французского ученого Лагранжа, давшего в свое время знаменитое решение ограниченной задачи трех тел. Оно позволяет надеяться, что в космосе, в точке либрации системы Земля — Луна, появятся когда-нибудь огромные космические станции, оснащенные оранжереями и всем остальным, что необходимо для жизни многих тысяч людей.

По специальности я биолог, доктор фармакологии и биологии и, когда пишу фантастику, стараюсь привлекать побольше научного материала. Думая о будущем, я хочу быть разумным оптимистом: надеюсь, что человечество сможет избежать гибели, что у людей хватит для этого мужества, осторожности и мудрости. Но меня тревожит, что во Франции люди стали заметно привыкать к постоянной военной опасности, а ведь всемирная катастрофа пока не предотвращена. Она может произойти в любой момент, при этом убежища от гибели не будет ни для кого. Об этом никак нельзя забывать, и борьба за мир — главная наша задача.

Со временем я собираюсь написать оптимистический роман на эту тему.



КЛФ РАССКАЗЫВАЮТ О СЕБЕ

Обзор ответов на нашу анкету

Отклики на анкету для клубов любителей фантастики, опубликованную в июльском номере «ТМ» за прошлый год, поступили из 8 союзных и автономных республик, причем не только из республиканских, краевых и областных центров, но и из городов районного масштаба (Абакан, Горловка, Загорск, Сенгилей).

Каждый клуб, как выяснилось, охватывает от 15 («Гонгури», Абакан) до 150 («Циолковский» из Минска и «Черная дыра» из Загорска Московской области) человек. Средняя цифра — около 50 человек. Именно столько насчитывают «Контакт» из Горловки, КЛФ из Днепропетровска, «НИИЧАВО» из Петрозаводска, «Притяжение» из Ростова-на-Дону, «Кентавр» из Свердловска. Абсолютный рекорд по численности принадлежит клубу «Прогрессор» из Семипалатинска. Он включает в себя одноименный «взрослый» киноклуб, а также детский КЛФ «Икар» с детским же киноклубом «Солнечный город». Так вот, всего за этими названиями скрывается свыше тысячи человек, влюбленных в фантастику!.. Кстати, юношеские филиалы есть м при владивостокском «Комконе-3» («Голиаф»), абаканском «Гонгури» («Центавр»), волгоградском «Ветре времени» («Октант»).

Большинство откликнувшихся на анкету клубов образовалось совсем недавно: самым «старым» из них по 6-7 лет (свердловский «Кентавр» и хабаровский «Фант»), самому молодому (красноярский «Зов вечности») всего несколько месяцев. Правда, тбилисский «Фаэтон» является прямым «правопреемником» клуба «Стажеры», образовавшегося в 1972 году. Если не принимать во внимание незначительный «перерыв стажа» в 1981 году, «Фаэтон» — рекордсмен долголетия: ему пошел уже одиннадцатый год.

Клубы любителей фантастики, судя по полученным данным, охватывают энтузиастов всех возрастов — от пионеров до пенсионеров. Но в основном это молодежь 20-30 лет. Как правило, от 30 до 60% актива составляют учащиеся и студенты (в сенгилейском «Зодиаке» их почти 100%), от 25 до 60% — ИТР, служащие, творческая интеллигенция (в минском «Циолковском» доля этой группы — более 90%), от 10 до 40% (в Волгограде и Красноярске) — рабочие.

Каждый клуб подразделяется обычно на несколько секций.. Самая сложная и разветвленная структура у «Комкона-3». Здесь имеются литературный сектор, сектор синтетических спектаклей, группа технических устройств, сценарная группа, группа фонограмм, пресс-бюро, киностудия, библиографический сектор, сектор внешних связей, юношеский филиал «Голиаф». Более типично устройство хабаровского «Фанта» (всего четыре секции: творческая, переписки, переводческая и архивная) или «Альтаира» из Тирасполя (3 сектора: литературы, музыки и кино, живописи — и пресс-бюро).

Основные задачи, которые ставят перед собой клубы, — это пропаганда коммунистических идей, воспитание марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание человека будущего и развитие творческого воображения на базе научной фантастики. Например, в уставе тбилисского «Гелиоса» (прежнее название — «Прогрессоры») написано: «Основная цель — способствовать социальному прогрессу человечества через формирование в сознании людей с помощью научной фантастики заинтересованности в активном решении социальных проблем».

Словом, КЛФ ставят перед собой возвышенные и благородные задачи. А конкретные формы работы определяются конкретными же возможностями. Помимо регулярных собраний (ежемесячных, раз в две недели или еженедельных; рекорд частоты принадлежит владивостокскому «Комкону-3» — клуб собирается два раза в неделю), на которых члены клуба обсуждают новинки НФ-литературы, творчество известных авторов и членов клуба, встречаются с писателями-фантастами, критиками, работниками издательств, видное место в деятельности почти каждого клуба занимают такие формы, как лекции, публичные диспуты, викторины, театрализованные и тематические вечера, выездные заседания, коллективные посещения кино, театров, выставок, организация радио— и телепередач (хабаровский «Фант»). Ряд клубов занимается библиографией региональной фантастики. Работа семипалатинского «Прогрессора» в значительной мере «замкнута» на киноклубах; семипалатинцы выпустили даже собственный киноабонемент. Провел первую в республике неделю НФ-кино и тбилисский «Фаэтон»; регулярно устраивает просмотры НФ-фильмов и КЛФ «Контакт» из Горловки.

Большинство клубов имеет творческий (а отнюдь не «книголюбский») характер. Многие выпускают собственные клубные альманахи и методические пособия. Творческий уклон особенно заметен у тех КЛФ, которые имеют регулярный выход в местную (преимущественно комсомольскую) печать. Раз в квартал выпускают странички фантастики хабаровский «Фант» (в краевой газете «Молодой дальневосточник») и «Зодиак» из Сенгилея (в районной газете «Путь Ленина»); пока еще нерегулярно — волгоградский «Ветер времени» (в областной газете «Молодой ленинец»). А КЛФ «Циолковский» из Минска ухитряется публиковать свою страничку в республиканской газете «Знамя юности» ежемесячно! Это дает клубу возможности, которых лишены другие КЛФ, — проводить конкурсы рассказов, выявлять перспективных белорусских авторов, сообщать новости из «пограничных» с фантастикой областей науки и техники, публиковать беседы с советскими и зарубежными писателями-фантастами, оперативно перепечатывать материалы из других изданий. Страница, кстати, всегда прекрасно оформлена. Вообще сотрудничество КЛФ с комсомольской печатью надо, думается, всячески приветствовать: выигрывают от него обе стороны. Клуб твердо стоит на ногах, дает печатную продукцию, ему легко информировать коллег о своей деятельности, он практически гарантирован от распада. Газета же регулярно получает доброкачественный, хорошо организованный материал, привлекающий читателя. Такое взаимодействие полностью соответствует духу и букве решений ЦК ВЛКСМ о любительских творческих объединениях и клубах по интересам.

Воспроизводим еще две картины Г. И. Покровсного (1901 — 1979): «Стратосферная башня» и «Менделеев на воздушном шаре наблюдает солнечное затмение».

На отсутствие или недостаточность выхода в печать жалуются, в частности, днепропетровский клуб фантастов, тбилисские «Гелиос» и «Фаэтон». В отношении остальных проблем почти все клубы единодушны — нет помещений для заседаний и хранения литературы, нет материально-технической базы, нет фондов, нет книг. И нет никакого официального статуса (об этом пишут свердловский и хабаровский клубы; а вот ростовский КЛФ «Притяжение» и «Комкон-3» из Владивостока считают, что все нормально и никаких проблем нет вообще). Многие клубы поддерживают между собой постоянные контакты — путем переписки и личных нерегулярных встреч, в частности, на стихийно созываемых семинарах. Однако заметно желание большинства клубов проводить официальные ежегодные совещания (например, как это делают в Болгарии). Местом такого совещания, как правило, называют Москву — лишь «Альтаир» из Тирасполя и «Контакт» из Горловки предлагают для этой цели Свердловск. В большей части ответов указывается, что необходим единый координационный центр КЛФ — при ЦК ВЛКСМ, Союзе писателей или Добровольном обществе книголюбов (как пишут семипалатинцы, недавнее создание методического совета по КЛФ при ДОК РСФСР никак не решает проблем, стоящих перед клубами в союзных республиках).

Такой центр, по мнению клубов, должен выпускать всесоюзный НФ-журнал (а такие выходят во многих странах, в том числе социалистических), информационные и методические бюллетени, организовывать и финансировать всесоюзные и региональные встречи КЛФ, а также снабжать клубы НФ-литературой а централизованном порядке. Наконец, со стороны «ТМ» (в этом клубы также почти единодушны) требуется два пункта: страничка информации и какое-то место для самодеятельных авторов из КЛФ (кстати, в следующем номере «ТМ» мы представим материалы КЛФ «Циолковский»). Правда, «Контакт» из Горловки считает, что журнал для таких целей не годится из-за недостаточной оперативности — необходима, как минимум, помощь одной из центральных газет.

Ну что ж, мы готовы сотрудничать с клубами. Причем не только в тех формах, что они предлагают. В редакцию приходит очень много рассказов из разных городов; часто их пишут люди талантливые, но недостаточно опытные. Мы готовы рекомендовать их в местные КЛФ: клубы получат нужные кадры, мы не потеряем перспективного автора. С другой стороны, пусть клубы снабжают нас лучшим из своего творчества (опыт такого взаимодействия начался в № 10 за прошлый год и будет продолжен в текущем году). Еще один объект потенциального сотрудничества — утвержденная Секретариатом ЦК ВЛКСМ выставка научно-фантастической живописи «Время — Пространство — Человек», путешествующая по всей стране. Почему бы клубам не взять на себя (хотя бы частично) заботы о ее устройстве? А мы учитывали бы заявки от клубов при планировании маршрута ее движения.