«Техника-молодежи» 1983 г №12, с.4, 8-9




«На орбите» автопробега дважды Герои Советского Союза космонавты В. Джанибеков и О. Макаров.
С ОРБИТЫ КОСМИЧЕСКОЙ НА ЗЕМНУЮ...

Мы в шутку опросили Владимира Джанибекова, проехавшего с автоколонной самоделок большую часть пути: много ли общего между космическими полетами и автопробегами?

Участник нескольких космических программ призадумался и ответил неожиданно серьезно:

— По-моему, немало. Во-первых, непрерывное движение. Весь распорядок дня автопробега характерен для многодневного орбитального полета — почти тот же график: ранний подъем, сборы без проволочек, тщательный осмотр техники, ежедневное выполнение напряженной программы. По существу, и мы и вы экспериментируем с новой техникой. Правда, распорядок космонавта расписан по минутам, а здесь — по часам. Но интенсивность работы та же: все надо успеть вовремя, выбиваться из графика нельзя. Однако жизнь и здесь и на орбите вносит коррективы: то и дело приходится подтягивать «хвосты»...

— А если аппарат «забарахлил»?

— Приходится чинить на ходу. В основном по ночам, что и делают водители-механики и в космосе и в автопробеге.

— Ну а как насчет общения? Ведь вокруг нас все время тысячи и тысячи людей...

— Мы на орбите вовсе не чувствуем себя одинокими: поддерживаем непрерывный контакт с Землей, почти каждый день работаем для телевидения, ведем репортажи, общаемся с многомиллионной аудиторией. И еще существенное сходство: здесь здоровый психологический климат, хорошее настроение, полная совместимость работающих вместе людей. На орбите без этого нельзя. Но меня поражает, как участники пробега, такие разные по профессиям, возрасту, национальности, за короткий срок сумели создать спаянный и жизнеспособный коллектив. Как и у нас, здесь основной закон — выручка, взаимопомощь. Такое возможно только у единомышленников, людей творческих и увлеченных.

На орбите в течение суток день и ночь сменяются 17 раз. Но мы живем по земным часам. Мы наблюдаем нашу страну с высоты, поражаемся ее масштабам, величию и разнообразию ее природных богатств, ландшафтов. В автопробеге, двигаясь с колонной этих необычных машин по «земной орбите», я наслаждаюсь близким зрелищем знакомой из космоса земной красоты, еще раз убеждаюсь в ее неповторимости, непреходящей ценности для человека.

— Пожалуй, еще вопрос: как вы оцениваете нашу самодельную, отнюдь не космическую технику?

— Мне посчастливилось посидеть за рулем почти всех «самоделок» автопробега. Что я могу сказать?.. На мой взгляд, большинство из них на порядок-два выше промышленных образцов. Еще раз убеждаюсь: автомобили должны быть надежные, красивые и разные, должны удовлетворять самым разнообразным запросам людей. Наши улицы и дороги в идеале должны выглядеть так, как наша красивая и подтянутая автоколонна, на которую сегодня сбегаются смотреть десятки тысяч людей.

Мне очень понравился динамичный и комфортабельный автомобиль из пластмассы Ю. Алгебраистова. Выше всяких похвал принципиально новая и перспективная конструкция В. Миронова с вариатором, до предела упростившая управление. Незаменим для семейных путешествий элегантный «джип» С. Хапшоносова: комфорт, широта обзора, красота! А как привлекательны автомобили-амфибии, дачи на колесах, вездеходы и болотоходы, в которых так нуждается наша огромная страна.

Мне кажется, автопробеги за два десятилетия их существования выявили две важнейшие тенденции в современном автомобилизме. Общественную потребность в разных по назначению, цене, компоновке, внешнему виду автомобилях. И объективную возможность такие автомобили производить. Хотелось бы, чтобы руководители автомобильной промышленности не только заметили эти тенденции, но и поскорее откликнулись на них делом.