"Техника-молодежи" 1983 г №2 с.36-38
Рассел ШВЕЙКАРТ родился 25 октября 1935 года. В отряде астронавтов с 1963 года. Орбитальный полет совершил в марте 1969 года совместно с Джеймсом МАКДИВИТТОМ и Дэвидом СКОТТОМ на космическом корабле «Аполлон-9». В ходе полета проводились испытания лунной кабины, а также автономной системы жизнеобеспечения перед следующим этапом программы «Аполлон» — высадкой человека на Луну. Автономную систему жизнеобеспечения испытывал Р. ШВЕЙКАРТ. Выйдя из люка лунной кабины на платформу, он, держась, за поручень, оставался в открытом космосе более получаса. Весь этот период люки лунной кабины и отсека экипажа были открыты, и оба космонавта, Макдивитт и Скотт, находились в условиях вакуума. Самым сложным экспериментом полета была расстыковка корабля и лунной кабины. В течение шести часов корабли совершали раздельный полет на расстоянии 175 км друг от друга. ШВЕЙКАРТ и МАКДИВИТТ, находясь в лунной кабине, после ряда маневров осуществили ее стыковку с кораблем. Летом этого года Рассел ШВЕЙКАРТ приезжал в Советский Сою в качестве туриста. Он побывал в Ленинграде, в Звездном городке, где встречался с советскими космонавтами, посетил Институт космических исследований АН СССР. Американский астронавт был гостем нашего журнала. Сегодня мы публикуем запись беседы астронавта с сотрудниками редакции, сделанную нашим корреспондентом Натальей Хаэановой. Его прогрессивные высказывания о борьбе за мир, безусловно, представляют интерес для наших читателей. |
— Уже более ста человек побывало в космосе, и почти треть из них выступила с ответами нашей анкеты «Покорители космоса — о жизни, о Земле, о вселенной». В обмене мнениями приняли участие и американские астронавты Вэнс Бранд и Томас Стаффорд (см. «ТМ», № 8 и 10 за 1979 год). Не могли бы вы присоединиться к ним?
— С удовольствием. Я вообще считаю, что такие публикации весьма полезны. Чем больше космонавтов примет участие в подобном разговоре, тем лучше. Обмен мнениями — самый эффективный способ узнать и понять друг друга, подружиться. Это особенно важно сейчас для расширения контактов между нашими странами.
— Что вас побудило стать астронавтом?
— Дело в том, что моя профессия связана с авиационной техникой. До НАСА я работал научным сотрудником в астрономической лаборатории Массачусетского технологического института, занимался исследованиями в области физики верхних слоев атмосферы. Кроме того, в течение семи лет служил пилотом в ВВС, имею 3900 летных часов, 3500 из них — на реактивных самолетах. А теперь посудите: было что-либо неожиданное в том, что в 1963 году я стал астронавтом?
— С какими новыми, ранее неизвестными явлениями столкнулись вы во время полета? Можно ли говорить всерьез о возможной встрече космонавтов с инопланетянами?
— Не удивляйтесь, но таким явлением стала для меня Земля. Разумеется, я знал, как она выглядит из космоса по многочисленным фотографиям и фильмам. Но то, что я увидел и ощутил, находясь в космосе, было мне раньше неведомо. Расскажу об этом подробнее.
Полет «Аполлона-9» был очень напряженным. Только после того как мы с Джеймсом Макдивиттом провели сначала расстыковку, а затем стыковку лунной кабины с кораблем, после того как, перейдя в кабину экипажа, очутились в объятиях Дэвида Скотта, после того как, усталые до изнеможения, мы поняли, что сделали свою работу как надо, — лишь тогда впервые за весь полет у меня появилась возможность взглянуть в иллюминатор. Я увидел почти неправдоподобное по красоте зрелище — далеко внизу плыла красавица Земля. Каждые полтора часа мы совершали одно кругосветное путешествие за другим. Вычерчивая орбиты, я пролетал над родной Калифорнией, видел Северную Африку и Ближний Восток, Средиземное море и Тихий океан. Не видел я лишь границ между государствами, условных линий, которые прочертили люди, чтобы отгородиться друг от друга. Я подумал: «А ведь там, внизу, в это время люди убивают друг друга из-за этих самых границ, которых я не различаю отсюда, воспринимая Землю как единое целое, как огромный космический корабль, на котором мы все — пассажиры», Мне захотелось схватить их за руки и крикнуть: «Остановитесь! Посмотрите на Землю отсюда, и вы поймете, что нет ничего прекраснее нашей планеты и нет ничего важнее мира на ней!»
Сквозь молчание и темноту космоса я смотрел на Землю, думал о тех, кого знал и любил на ней, и, ощутив себя частицей всеобщей жизни, вдруг почувствовал огромную ответственность не за себя, а за всех там, внизу. Захотелось крикнуть: «Берегите голубую планету — колыбель жизни в мертвом космосе!» Наверное, каждый космонавт в той или иной степени пережил это. Надеюсь, вы поняли, что неожиданно острое ощущение ответственности за Землю было для меня совершенно новым. Вероятно, его можно испытать, только побывав в космосе.
Что же касается возможной встречи с инопланетянами, я думаю, что все это вполне вероятно. Только очень важно, чтобы наши лидеры договорились между собой до того, как эта встреча произойдет. Иначе могут возникнуть разного рода осложнения.
— В печати сообщалось, что корабль многоразового действия «Шаттл» будет использован в военных целях. Каково ваше отношение к идее милитаризации космоса?
— Президент Кеннеди когда-то сказал, что мы не должны в космосе повторить ошибки, сделанные нами на Земле, имея в виду вторую мировую войну. Если начать разрабатывать космические виды оружия, процесс этот будет очень трудно остановить. Его нельзя начинать. Проблема сложная, но ее надо решать сегодня. Она, безусловно, связана с установлением взаимопонимания между Советским Союзом и США. Вот почему мы должны сделать все для расширения контактов между нашими странами, устанавливать их через науку, культуру, искусство. Мы приехали в Советский Союз в составе туристской группы и ищем пути укрепления связей с советскими учеными, космонавтами, творческими работниками. Чем шире и теснее будут такие связи, тем меньше вероятность возникновения войны.
Р. Швейкарт подарил редакции журнала плакат от всех американских детей, которые хотят жить в мире. |
— Вы только что посмотрели часть работ выставки научно-фантастической живописи «Время — Пространство — Человек». Свое название она унаследовала от международного художественного конкурса, проводимого нашим журналом. Каковы ваши впечатления?
— То, что я увидел, грандиозно. Мне нравится, что в картинах этих художников есть не только дух поиска, устремленность к другим мирам, но и большая любовь к родной планете. Вот, кстати, область искусства, которая объединяет людей, позволяет им лучше узнать друг друга.
— Мистер Швейкарт, с чем сейчас связана ваша работа?
— К сожалению, ныне я уже бывший астронавт. Я по-прежнему предан этой профессии душой и телом, но из отряда космонавтов мне пришлось уйти. Появилось много молодых, прекрасно подготовленных специалистов, которые справятся со сложнейшими задачами в космосе не хуже, а даже лучше меня. Сейчас я являюсь председателем Калифорнийской энергетической комиссии, которая занимается проектированием и размещением энергетических станций, а также разработкой новых источников энергии. Так что моя работа связана с энергетической проблемой, которая, как известно, остро стоит перед США.
— А как вы проводите свободное время?
— Интересуюсь психологией, состою членом многих организаций, занимающихся этой проблематикой. Очень люблю рыбалку, охоту, увлекаюсь велосипедным спортом.
— Не могли бы вы рассказать о смешной или курьезной ситуации, в которой вам довелось побывать во время полета или после него?
— Есть деликатная тема, которую даже дотошные корреспонденты стараются обходить стороной, а вот любознательные и непосредственные дети проявляют к ней неизменный интерес. Встречаясь с ними, я всегда со страхом ожидаю каверзного вопроса: «Мистер Швейкарт, а вы ходите в космосе в туалет?» Попробуйте-ка популярно ответить на него, не вникая в подробности этой, кстати, весьма сложной в условиях невесомости процедуры...
— Вы, наверное, не случайно заговорили о детях. Мы знаем, что у вас пятеро потомков. Что бы вы хотели пожелать им, да и всем детям Земли?
— Мира, Я принципиальный сторонник мира и поддерживаю все объединения борцов за мир. Позвольте подарить вам плакат одной из таких организаций. Его распространяют у нас с таким подрисуночным текстом: «Когда дети гуляют по радуге, войне не бывать!»
— А что бы вы пожелали нашим читателям?
— Все мы — дети Земли. Но по ряду причин исторически и психологически разобщены. И я хочу сказать всем — сделайте все возможное для того, чтобы разрушить разъединяющие людей барьеры, постарайтесь понять друг друга, чтобы быть достойными священного дара жизни и мира на земле.