«Техника-молодежи» 1984 №3, с.10-11


В 1983 году в Будапеште состоялся очередной конгресс Международной астронавтической федерации. К этому событию была приурочена выставка научно-фантастической живописи, развернутая в городском планетарии. Работы венгерских художников-фантастов расположились рядом с моделями космических кораблей, скафандрами для работы на орбите, документальными фотоснимками... Так состоялась встреча науки и искусства — первый контакт, выражаясь языком НФ.

Какое отношение имеют выставленные работы к изучению космоса? Ведь наука и техника, казалось бы, далеки от мечтаний. Они достаточно осторожно высказываются, например, о возможности встречи с внеземным разумом и различными загадочными объектами. Наука и техника занимаются конкретными, повседневными проблемами, оставляя мечту фантастам — писателям и художникам.

Но все-таки взаимосвязь между наукой и фантастикой, несомненно, существует.

Корни НФ-живописи и графики восходят к изображениям Дедала и Икара, однако первое изображение космического путешествия, основанное на научных данных, принадлежит иллюстраторам Жюля Верна — Э. Байарду, А. Д. Нювилю и X. Монто. Неудивительно — ведь и сам великий французский романист широко использовал арсенал современной ему науки. Именно иллюстраторы Ж. Верна открыли путь современному научно-фантастическому изобразительному искусству. Показывая снаряд «Колумбиады», «Наутилус», летательный аппарат Робура, они вселяли в читателя веру в научно-технический прогресс, в светлую миссию разума.

С тех пор прошло много лет. Современная НФ-живопись — это самостоятельное направление изобразительного искусства, разрабатываемое сотнями художников из большинства стран мира. Но, как и во времена Ж— Верна, она черпает живительные соки из научных источников. А в последние годы наблюдается м обратный процесс — ученые обращаются к помощи художников-фантастов. Такие мастера, как, например, японец Ивасаки (не говоря уже о космонавтах А. Леонове, В. Джанибекове и А. Бине), создают художественно достоверные «отчеты» о результатах, достигнутых в изучении вселенной.

Ласло КЕВЕШДИ. Безмолвие.

Янош ГАДО. Туннель.


Венгерской научно-фантастической графике и живописи более ста лет. Стоит вспомнить роман Иштвана Макан «Самолетом на Луну» с отличными иллюстрациями Кароя Мюхльбека. Созданные художником лунные пейзажи, изображения космонавтов в скафандрах как нельзя лучше соответствуют сегодняшним представлениям. Нельзя не упомянуть и великолепные иллюстрации Алмоша Яшика к романам Г. Дж. Уэллса. А современный этап венгерского научно-фантастического изобразительного искусства начался в середине 60-х годов — он совпал с началом «периода возрождения» НФ-литературы и неразрывно связан с двумя именами: Дёрдь Корга и Иштван Хегедюш.


Золтан ХЕРПАИ. Луна.

Янош ГАДО. Марс.


Первой НФ-работой Д. Корги были иллюстрации к роману Р. Брэдбери «Марсианские хроники», затем последовали многочисленные книжные обложки, иллюстрации для нашего журнала «Галактика». (Кстати, это главная «трибуна» венгерских художников-фантастов. Мы публикуем как зрелые вещи опытных мастеров, так и первые произведения молодых. Во всей Венгрии не найти ни одного художника-фантаста, который не печатался бы в нашем журнале.) Корга прекрасно и точно рисует, его занимают не фантастические машины, а человек в фантастических мирах. Еще он постоянно разыскивает молодые таланты, помогает начинающим художникам, организует их выставки, следит за их работой... А Иштван Хегедюш — один из выдающихся венгерских карикатуристов. Иллюстрированием НФ-произведений он занимается с начала 60-х годов.

Золтан Херпаи, работа которого «Луна» здесь воспроизводится, принадлежит к среднему поколению венгерских художников. Его творчество несет отпечаток былой увлеченности сюрреализмом; он с удовольствием создает фантастические миры, с юмором и гротеском изображает немыслимых чудовищ, «гибриды» современных и устаревших машин... Он — художник-универсал, выступающий в самых различных сферах деятельности: от создания мультфильмов до оформления грампластинок. Как и большинство профессиональных художников, занимающихся НФ, Херпаи — выпускник факультета графики Института прикладного искусства, а не Академии художеств. Видимо, не случайно на выставке дипломных работ этого института всегда много научной фантастики.

Панорама венгерского научно-фантастического изобразительного искусства не будет полной, если не упомянуть художников-любителей, которые на равных с профессионалами участвуют в выставках и конкурсах. Полотна Яноша Гадо с большой выразительностью подают традиционные темы НФ: космические корабли мчатся в безвоздушном пространстве, приземляются на неведомых планетах, люди встречаются с невиданными обитателями дальних звездных систем... Картины Гадо насыщены цветом, они контрастны и эффектны.

Это же можно сказать и о работах братьев Кёвешдн.

Естественно, творчеством перечисленных художников, как и публиковавшегося уже в «ТМ» Ласло Деманта, венгерское научно-фантастическое изобразительное искусство отнюдь не исчерпывается. Оно богато и многосторонне, обладает самостоятельной эстетической ценностью, глубоко гуманистично по содержанию, для него неприемлемо то, что так часто вызывает отвращение в искусстве Запада. Венгерская НФ-живопись, несмотря на довольно давние традиции, еще очень и очень молода. Лишь в последние два десятилетия она обрела все возможности для возрождения и расцвета. Маститые венгерские художники-фантасты стали уже признанными мастерами отечественной культуры, молодые же упорно завоевывают себе «место под Солнцем». А главное — те и другие работают, работают много и плодотворно. В их творчестве — залог прекрасного будущего венгерской научной фантастики.

ПЕТЕР КУЦКА,
главный редактор журнала
«Галактика» (ВНР)