«Техника-молодежи» 1984 №4, с.61
Не так давно западногерманский аэрокосмический концерн МВБ («Мессершмитт Бельков Блом») создал ветроэлектростанцию «Гровиан-ll» мощностью 5 МВт, оснащенную одной лопастью длиной 70 м и весом 26 т. Лопасть сбалансирована 35-тонным противовесом.
Применение одной лопасти, по мнению специалистов, сулит большие преимущества. Упрощается конструкция головки ротора. Вращение лопасти и противовеса не создает сил, действующих на подшипники воздушного винта, поэтому они более просты и более легки. Уменьшается изгибающая нагрузка при маховых движениях лопасти. Единственная лопасть балансируется противовесом, ротор статически и динамически сбалансирован, поэтому практически отсутствует проблема распределения масс лопастей, что при двух или трех лопастях вызывает большие трудности.
Предшественником однолопастной ветросиловой установки немцы считают вертолет, построенный фирмой МВБ в шестидесятые годы.
Но с последним утверждением нельзя согласиться. В 1932 году по указанию Орджоникидзе ВСНХ объявил конкурс на проект ветровой электростанции для Южного берега Крыма на Ай-Петри. Подводя итоги конкурса, жюри признало лучшим проект сибирских авторов Николая Васильевича Никитина и Юрия Васильевича Кондратюка.
В процессе разработки проекта они предложили заменить четыре лопасти ветродвигателя одной с противовесом.
Н. В. Никитин — инженер-строитель, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный строитель РСФСР, доктор технических наук, автор проекта Останкинской телевизионной башни и других уникальных строительных объектов (МГУ, высотных сооружений в Москве, Варшаве и др.).
Ю. В. Кондратюк — в то время механик сибирской краевой конторы «Союз-хлеб». Это он — талантливый самоучка — первым доказал, что ракета, не сбрасывающая, не сжигающая своих баков, вылететь за пределы земного тяготения не может, вывел основные уравнения движения ракет. Им разработана теория промежуточных ракетных баз в виде спутников планет.
Его именем назван кратер на Луне.
Ю. КОРОЛЕВ,
кандидат педагогических наук
Тамбов