«Техника-молодежи» 1985 №4, обл, с.29-30






Здесь воспроизведены экслибрисы, которые выполнили следующие художники: 1 — В. МИЦУК, г. Симферополь, рисунок пером, клише, 1980; 2 — Р. ТОТХ, ВНР, линогравюра, 1975; 3 — А. МОСИИЧУК, Москва, ксилография, 1978; 4 и 12 — В. ЗВЕРЕВ, г. Кемерово, рисунок пером, клише, 1966 и 1971; 5 — А. МИКЛОВДА, г. Киев, линогравюра, 1979; 6 — Б. СКЛЯРУК, г. Ульяновск, офорт, 1975; 7, 9 и 13 — В. РЕСНИС, г. Рига, рисунок пером, клише, 1978; 8 — М. ПАНЬКОВ г.. Сочи, рисунок пером, клише, 1973; 10 — К. КОЗЛОВСКИЙ, г. Киев, ксилография, 1973; 11 — В. МАРЬИН, г. Томск, рисунок пером, клише, 1972.

Н

а нашей выставке «Время-Пространство-Человек» наряду с живописью много графики: гравюры, просто рисунки. Многие из них воспроизводились на страницах журнала. Но оказалось, что в графической коллекции «ТМ» имеется существенный пробел; на это указал читатель Г. Ф. Полковский из города Ессентуки. Проработав 33 года геологом-разведчиком, Георгий Федосьевич успел собрать богатую коллекцию минералов и обширную библиотеку. А страсти коллекционера и библиографа, слитые воедино, нередко воплощаются в еще одном виде собирательства: экслиброфилии — коллекционировании знаков книголюбия, экслибрисов. Коллекция, которую Г. Ф. Полковский собирает уже 10 лет, насчитывает более 20 тыс. экслибрисов. Но как возник этот популярный жанр графической миниатюры? Напомним вкратце его многовековую историю.

В старину книга стоила очень дорого. Ведь, кроме творческого труда автора, в нее вкладывался и многомесячный (иногда многолетний) труд переписчиков и художников-копиистов, от руки воспроизводивших каждый штрих объемистых фолиантов. Естественно, что владельцы (цари, князья, монастыри) не жалели средств, чтобы обозначить принадлежность книги к своему собранию. Это делалось так, чтобы не только не испортить книгу, но и подчеркнуть ее ценность: лучшие мастера выписывали на переплете герб, имя и титул владельца. По мере распространения печатных книг (которые далеко не сразу стали дешевыми) среди их обладателей появились и менее знатные особы. Они заказывали художникам изображения, отражающие историю рода, профессию, интересы. А сверху значилось по-латыни Ex libris (из книг такого-то).

Рисованный на каждой книге экслибрис еще в XV веке сменился гравюрой, с доски которой можно было снять нужное количество оттисков. Их наклеивали на внутренней стороне передней обложки. Как только экслибрисы начали тиражироваться их стали коллекционировать собиратели гравюр. Ведь эти гравюры несут и дополнительную информацию в виде каких-то назидательных изречений, любимых поэтических строк, наконец, имени владельца.

Так что по возрасту экслиброфилия значительно превосходит такие массовые виды коллекционирования, как собирание почтовых марок, открыток, спичечных этикеток. А уж по эстетической ценности никакая этикетка не сравнится с художественным экслибрисом! Ведь авторами «книжных миниатюр» были многие выдающиеся художники: от А. Дюрера до знаменитых советских графиков В. Фаворского, И. Павлова. Работы художников нашей страны и собрания наших коллекционеров постоянно занимают первые места на международных выставках экслибриса. А по числу их всесоюзных, республиканских и местных выставок, по беспрецедентным тиражам посвященных им изданий, по количеству создающих их художников — профессионалов и любителей — СССР превосходит все остальные страны мира, вместе взятые.

Открытие космической эры привело к взрывоподобному росту количества экслибрисов на темы, связанные с освоением Вселенной. Если раньше таковые можно было буквально пересчитать по пальцам, то теперь устраиваются специальные выставки экслибрисов на космические темы, обычно ко Дню космонавтики и к 4 октября. Естественно, что сюжеты этих произведений малой графики бесконечно разнообразны: здесь можно найти портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королева, Ю. А. Гагарина, изображения космических аппаратов прошлого, настоящего и будущего, сценки из научно-фантастических произведений, космические пейзажи, гипотетические образы наших неведомых братьев по разуму... Так, один из публикуемых книжных знаков отражает мечту Г. Ф. Полковского пройтись с геологическим молотком по далекой планете, столь созвучную стремлению К. Э. Циолковского «стать ногой на почву астероида, поднять рукой камень с Луны, устроить движущиеся станции в эфирном пространстве, образовать живые кольца вокруг Земли, Луны, Солнца»... (Интересный сюжет избрал Г. Ф. Полковский для экслибриса, украшающего его книги по истории космонавтики. В нем обыгран курьезный исторический факт о ссылке в глухое поселение Байконур в 1848 году смелого мечтателя Никифора Никитина, дерзнувшего рассуждать о полете на Луну задолго до Жюля Верна, практически одновременно с Сирано де Бержераком.

Особое место среди космических экслибрисов занимают личные знаки космонавтов. Первый из них создал известный тамбовский коллекционер Н. А. Никифоров для Ю. А. Гагарина сразу же после сообщения ТАСС о первом полете человека в космос. В тот же день отпечатанный тираж знака был послан в подарок космонавту. Это стало доброй традицией: многие художники дарят первопроходцам космоса свои лучшие произведения.

А дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков, картина которого «На работу» воспроизведена на 1-й стр. обложки, уже давно делает экслибрисы сам.

Да, экслибрис — дело серьезное...

ЮРИЙ БИРЮКОВ