«Техника-молодежи» 1985 №6, с.35



ПОД
ШИФРОМ
«10X»


ВАЛЕРИЙ РОДИКОВ, кандидат технических наук


В ночь на 13 июня 1944 года на Лондон впервые обрушились нацистские самолеты-снаряды «Фау-1» (ныне подобного рода беспилотные летательные аппараты именуют крылатыми ракетами). «Фергельтунгсваффе» (оружие возмездия) — назвала «Фау-1» и баллистическую ракету «Фау-2» геббельсовская пропаганда. И хотя обе «Фау» поступили на вооружение со многими недоработками, урон англичанам они нанесли немалый. Достаточно сказать, что только за три месяца они полностью разрушили 25 тыс. лондонских зданий, убили и ранили 21 тыс. человек.

...Летом того же года, когда подразделения вермахта все еще оккупировали часть Советской Прибалтики и Карелии, у главарей СС возникла мысль применить самолеты Хе-111, оснащенные «Фау-1», для налетов на наши промышленные центры. «Бомбардировке должны были подвергнуться индустриальные комплексы Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, — вспоминал бывший начальник разведывательного управления Главного управления имперской безопасности, группенфюрер СС Шелленберг, — а также районы, расположенные за Уралом». При этом беспилотные доселе «Фау-1» на цель должны были наводить летчики-смертники. С этой целью небезызвестный диверсант О. Скорцени приказал набрать в люфтваффе и частях СС 250 нацистов-фанатиков. Кстати, с помощью пилотов-смертников гитлеровцы намеревались бомбардировать и Нью-Йорк двухступенчатыми ракетами А9/А10. Эта ракета, впрочем, как и «Фау-1», была сконструирована В. фон Брауном, обосновавшимся после войны в СШA.

Ставка Советского Верховного Главнокомандования, учитывая возможность применения противником «Фау-1» против тыловых городов, приказала командующему артиллерией Красной Армии Н. Н. Воронову принять необходимые меры по защите Ленинграда, который мог в первую очередь подвергнуться ударам беспилотных самолетов-снарядов.

Для перехвата «Фау-1» командование ленинградской ПВО выделило четыре истребительных авиаполка, оснащенных машинами новейших марок, свыше 100 зенитных батарей и более 200 аэростатов заграждения. При этом зенитчики дислоцировались так, чтобы появившуюся цель могло обстрелять сразу три батареи, взлетно-посадочные площадки для истребителей разместили там, где скорее всего могли появиться «Фау-1», а наблюдательные посты и радиолокационные станции могли обнаружить ракеты на расстоянии 120 км от города. Были предприняты и другие меры.

...В июне 1944 года в Государственный Комитет Обороны вызвали наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина, командующего ВВС генерала А. А. Новикова и конструктора В. Н. Челомея, работавшего над реактивными двигателями. Им предложили создать новое оружие — беспилотную боевую технику. Главным конструктором был назначен Владимир Николаевич Челомей. Но почему выбор ГКО выпал именно на него?


Артиллеристы-ракетчики заряжают боевую машину БМ-21-12. Снимок военных лет.

Во второй половине 1942 года, когда линия фронта проходила далеко от столицы, как-то ночью в одном районе Москвы вспыхнула частая стрельба. Неизвестную «батарею» обнаружили быстро. Оказалось, что столь необычно заявил о себе пульсирующий воздушно-реактивный двигатель конструкции Челомея. Приехав в Центральный институт авиационного машиностроения, Шахурин и Новиков убедились, что шум, издаваемый новой силовой установкой, действительно выдержать нелегко. Зато нарком и командующий остались довольны — такой двигатель как нельзя лучше подходил для самолетов-снарядов, которыми предполагалось оснастить наши дальние бомбардировщики. Тогда, не входя в зону ПВО противника, за сотни километров от цели, летчики запускали бы крылатые снаряды и благополучно возвращались бы на свои аэродромы. К тому же стоимость снарядов была невелика, и особых затруднений, связанных с их производством, не предвиделось. В 1943 году работа над самолетом-снарядом, которой руководил Челомей, в основном была завершена, в декабре 1944 года (спустя менее чём полгода после упомянутого решения ГКО) были испытаны десятки «летающих бомб». Запускали их с тяжелых бомбардировщиков Пе-8, а потом с фронтовых Ту-2. Новое оружие оказалось весьма эффективным.

«В начале 1945 года мы были уже готовы применить его, — вспоминал Шахурин, — но ЦК ВКП(б), Советское правительство приняли решение отказаться от применения этого оружия. Не менее сильное и, пожалуй, более эффективное, чем у врага, оружие у нас было, гитлеровцы знали о нем. Но мы не стали уподобляться фашистским варварам, воевавшим с помощью своих «Фау» с мирными жителями Британских островов. Ведь наибольший эффект приносили удары самолетов-снарядов по городам, где было много мирного «аоеления. А советский народ сражался только с гитлеровской армией, а не с мирными жителями Германии. Поэтому готовые к бою эскадрильи тяжелых бомбардировщиков с подвешенными к ним снарядами, получившими название «10Х» (десятая модификация, неизвестного оружия), так и не взлетели со своих аэродромов для нанесения боевых ударов».

Гитлеровцы не рискнули применить «Фау» против наших городов. Они явно опасались ответного удара большей силы. Так «изделие 10Х», не побывав в боях, оказало существенное влияние на планы главарей «третьего рейха».

А работа по созданию «10Х» не пропала даром. Накопленный опыт позволил советским конструкторам, в том числе дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий, академику Владимиру Николаевичу Челомею, начать мирное освоение космического пространства.