Желательно смотреть с разрешением 1280 Х 800
"Техника-молодежи", 1986, №3, с. 60-62.
Сканировал Игорь Степикин
ОРУЖИЕ АГРЕССИИ
Алексей ПОДБЕРЕЗКИН, Анатолий ЧАПИС, кандидаты исторических наук
«ЗВЕЗДНЫЕ МИРАЖИ»,
ИЛИ ЧТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СКРЫВАЕТСЯ ЗА ПЛАНАМИ МИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМОСА
АВИАЦИОННО-РАКЕТНЫЙ ПРОТИВОСПУТНИКОВЫИ КОМПЛЕКС АСАТ
Предназначен для поражения ИСЗ на орбитах высотой до 1000 км. В состав комплекса входит истребитель Ф-15 и двухступенчатая ракета, оснащенная отделяемым перехватчиком с инфракрасной системой самонаведения. Вылет самолета для пуска ракеты производится по командам из Центра противокосмической обороны командного пункта НОРАД. Ракета запускается на высоте около 15 км в расчетную область пространства, затем самонаведение и поражение цели путем прямого попадания в нее перехватчика. В 1984 году проведено два летных испытания комплекса. Начало развертывания намечено на 1987 год. |
МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА «МИДЖИТМЕН»
Стартовый вес — около 15 т, Дальность стрельбы — 10000 км, точность — 150 м. Разрабатываются различные варианты оснащения МБР головной частью мощностью около 600 кт. Поступление на вооружение намечается на 1992 год. Пентагон планирует иметь 1000 ракет такого типа. Их предусматривается развернуть в мобильном (на транспортно-пусковых установках) или стационарном (в сверхзащищенных шахтно-пусковых установках) вариантах. |
Несмотря на то, что 1986 год объявлен ООН Международным годом мира, на Западе наращивается пропагандистская кампания в поддержку планов Вашингтона распространить гонку вооружений на космическое пространство. Эту безумную идею пытаются преподнести чуть ли не как панацею против увеличивающейся угрозы ядерной войны.
О существе этих планов и их техническом обеспечении редакция попросила рассказать сотрудников Института мировой экономики и международных отношений АН СССР Алексея Ивановича Подберезкина и Анатолия Анатольевича Чаписа.
Чтобы дать объективную оценку агрессивным намерениям США в космическом пространстве, необходимо рассматривать не только конкретные военно-космические программы Пентагона. Эти устремления несут определенную политическую и военно-стратегическую нагрузку в контексте общей внешнеполитической стратегии США. Понять сущность военно-космической деятельности Пентагона можно, лишь рассматривая ее в комплексе и взаимосвязи с совершенствованием всех составных частей военной машины США. Такой подход диктуется реальными изменениями, происходившими в последние годы в мировой стратегической обстановке. А изменения эти следующие.
На рубеже 70 —80-х годов правящие круги США фактически подчинили всю свою политику стремлению взломать существующее военно-стратегическое равновесие и добиться военного превосходства США и НАТО над СССР и странами Варшавского Договора. В этих целях США предприняли широкомасштабные действия по качественной перестройке всей своей стратегической мощи, прежде всего путем создания вдобавок к уже существующим намного более опасных и разрушительных систем оружия стратегического назначения. Параллельно ведутся работы по подготовке военно-технического прорыва в космос, размещения там стратегических вооружений и современных систем связи и боевого управления для эффективной координации войн — как ядерных, так и обычных. Конкретно это выразилось в реализации Вашингтоном следующих программ. В октябре 1981 года президент США Р. Рейган объявил о широкомасштабной программе строительства стратегических наступательных сил, в соответствии с которой намечалось оснастить наступательный стратегический арсенал США качественно новыми системами, обладающими способностью наносить внезапные, высокоточные «обезоруживающие» удары по стратегическим объектам на территории СССР. Речь идет о развертывании межконтинентальных баллистических ракет (МБР) MX. К 1989 году планируется иметь 100 таких ракет, каждая из которых сможет нести на расстояние свыше 11 тысяч км по 10 боеголовок индивидуального наведения повышенной мощности (600 килотонн).
Огромное значение придается созданию МБР «Миджитмен», которые в количестве 1000 единиц планируется развернуть на территории США. Полным ходом ведется создание стратегических ракет морского базирования «Трайдент-2», двух новых типов стратегических бомбардировщиков В-1В и АТВ «Стелт». В Западной Европе размещаются все новые и новые ракеты «Першинг-2» и крылатые ракеты большой дальности наземного базирования. Крылатыми ракетами большой дальности оснащаются и стратегические бомбардировщики, а также атомные подводные лодки и надводные корабли, находящиеся в различных районах Мирового океана, в том числе и в непосредственной близости от территории СССР.
Одновременно форсированными темпами производится 17 тыс. новых ядерных боеголовок, предназначенных для оснащения этих систем.
Важнейшей частью стратегической программы Р. Рейгана является то, что впервые за всю послевоенную практику военного строительства в ней первой по практической значимости выделена задача создания единой, надежной и комплексной системы связи, боевого управления и разведки, с помощью которой Вашингтон планирует создать оптимальные условия для нанесения первого «обезоруживающего» удара по территории СССР. Не исключается Вашингтоном и ведение «продолжительных» и «затяжных» ядерных войн.
Осуществление этих программ идет по пути наращивания потенциала нанесения первого ядерного удара, способного предотвратить или, по крайней мере, резко ослабить силу ответного удара потенциальной жертвы агрессии. Важнейшая роль в реализации этих планов принадлежит использованию космического пространства в военных целях. В планах массированного «военного освоения» космического пространства можно выделить, по крайней мере, три важнейших направления, которые прямо нацелены на получение дополнительных преимуществ первого удара.
1. СОЗДАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ И БОЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Можно без преувеличения сказать, что ни одна из существующих и разрабатываемых в США стратегических систем оружия, будь то МБР MX, «Минитмен», «Миджитмен», БРПЛ, «Посейдон» или «Трайдент», баллистическая ракета «Першинг-2» или крылатые ракеты, не смогут выполнять предписываемые им функции по нанесению первого удара без современных систем связи и боевого управления. Именно эти системы будут обеспечивать одно из главных условий для нанесения первого ядерного удара высокую точность выведения ядерных боеприпасов к целям. При этом особая роль принадлежит системам, размешенным в космическом пространстве.
Все разрабатываемые сейчас в США системы стратегических наступательных вооружений иногда частично, а иногда и полностью зависят от приборов, размещенных в космосе и действующих через космос. Именно эти средства обеспечивают, например, точное определение координат пусковых установок противника, осуществляют корректировку полета ракет и боеголовок, определяют точное местоположение мобильных средств (подводных лодок и стратегических бомбардировщиков) для уточнения координат точки запуска. Эти же средства фотографируют советские военные объекты, следят за радиоэлектронной обстановкой в зоне противника, занимаются радиоперехватом. Ряд спутников США («Феррет-Д», «Ласп-14») ведут радиотехническую разведку в широком диапазоне частот, на которых работают радиоэлектронные средства Советского Союза. Они способны выявлять эти средства в полосе местности шириной около 3 тыс. км.
Через искусственные спутники Земли сегодня обеспечивается 80% военной связи США. Используя новейшие достижения в области микроэлектроники, вычислительной и космической техники, Вашингтон надеется, что ему удастся сделать свой наступательный ядерный потенциал «управляемым» в любых, даже самых экстремальных ситуациях.
2. ПРОТИВОСПУТНИКОВОЕ ОРУЖИЕ
Другим важнейшим направлением в американской программе милитаризации космоса являются реализуемые в США планы по созданию и последующему развертыванию противоспутниковых систем. Эти планы являются прямым шагом к непосредственной милитаризации космоса — созданию ударных космических вооружений. И разработка нового поколения противоспутниковых систем нацелена, конечно же, не на защиту американских спутников от советского упреждающего удара, как об этом лицемерно утверждает американская администрация.
Советский Союз против гонки вооружений в космосе. Он неоднократно обращался к США с предложением запретить создание ударных космических, в том числе противоспутниковых, средств. Еще с августа 1983 года действует объявленный в одностороннем порядке мораторий на вывод первым в космическое пространство каких-либо видов противоспутникового оружия на все то время, пока другие государства, в том числе и США, будут воздерживаться от вывода в космос противоспутниковых систем любого вида.
Истинная цель создания Соединенными Штатами противоспутникового потенциала в том, чтобы при внезапном упреждающем ударе по советским средствам контроля, связи, раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении в значительной степени дезорганизовать систему управления силами ответного удара СССР.
Основной упор в этом военно-техническом направлении делается в настоящее время на разработку авиационной противоспутниковой системы АСАТ на базе самолета-истребителя Ф-15. Средства поражения космических целей создаются и для пилотируемых космических кораблей многоразового использования типа «Шаттл».
Что представляет из себя система АСАТ, вы можете увидеть на схеме вверху.
Начало развертывания этого комплекса намечено на 1987 год. Предполагается иметь в боевом составе ВВС США две эскадрильи самолетов Ф-15 (не менее 36 единиц), расположенных на восточном и западном побережьях США. Но и это еще не все. Буржуазная пропаганда, тщательно рекламируя новое детище Пентагона, сообщает, например, что самолет Ф-15 можно превратить в противоспутниковую систему за шесть часов, причем стоимость таких работ может составить всего лишь 632 тыс. долларов. Отмечается также, что пока данная система может поражать ИСЗ на небольших высотах, в основном спутники наблюдения и некоторые навигационные средства. Не исключается поэтому, что следующие модификации противоспутникоаых систем смогут поражать спутники раннего предупреждения и связи, находящиеся на более высоких орбитах, в том числе на геостационарных, высотой порядка 36 тыс. км. К числу «преимуществ» системы АСАТ относят ее пригодность к массовому производству, возможность запуска практически с любого аэродрома, что значительно, по мнению Пентагона, облегчает проблему запуска противоспутниковых средств с разных широт в связи с разным наклонением орбит спутников-целей. В качестве значительного достоинства системы АСАТ называются ее небольшие габариты, что значительно затрудняет ее обнаружение, а малая масса позволяет сократить затраты на запуск. Все это, по расчетам американских стратегов, должно позволить США за короткий промежуток времени поразить огромное количество целей, а для большей надежности направить на одну цель по нескольку противоспутниковых ракет.
Как видим, в США пытаются учитывать все. Не уделяется лишь достаточного внимания тем последствиям, к которым неизбежно приведет их курс на приобретение потенциала «ослепляющего» удара. Ведь совершенно очевидно, что в случае вывода противоспутниковых систем в космос у США появится иллюзия возможности обеспечения эффекта внезапности, что, в свою очередь, является побудительным мотивом к разработке все новых и новых систем оружия первого удара, к усилению в военной доктрине США упора на применение ядерного оружия первыми.
Развертывание широкой сети противоспутниковых средств вело бы к неуклонной девальвации системы контроля за соблюдением целого ряда договоров в области ограничения гонки вооружений. В нынешней ситуации, когда по вине империализма доверие в отношениях между государствами серьезно подорвано, происходит ухудшение международной обстановки, а угроза национальным средствам контроля вооружений чревата ужесточением военного противоборства двух противоположных общественных систем.
Таким образом, противоспутниковое оружие — важнейший компонент создания потенциала первого «разоружающего» удара, так как его намереваются использовать на самом начальном этапе ядерного конфликта для вывода из строя советских спутников раннего оповещения, связи и навигации.
3. КОСМОС И ШИРОКОМАСШТАБНАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ
Да, США ускоренными темпами создают потенциал первого ядерного удара. Одним из важнейших его составных элементов наряду со стратегическими наступательными системами, противоспутниковым потенциалом и средствами связи, контроля и боевого управления ими является так называемый «стратегический оборонительный потенциал», созданием которого вот уже несколько лет шантажирует весь мир администрация США.
Этот потенциал «оборонительный» только по названию. На самом же деле он является неотъемлемой частью единого наступательного стратегического комплекса США, ориентированного на нанесение внезапного первого удара по СССР. Расчет здесь прост: с помощью такого удара парализовать стратегические силы и средства ответного удара СССР, а уцелевшие советские ракеты перехватить в космосе с помощью систем противоракетной обороны с элементами космического базирования. Речь, таким образом, идет о стремлении США получить возможность безнаказанного ядерного нападения, обеспечения благоприятных условий для постоянного ядерного шантажа Советского Союза и других стран.
Идея комплексного использования стратегических наступательных и, оборонительных сил возникла в США еще в 50-е годы в форме официально принятой концепции «ограничения ущерба». В соответствии с этой концепцией предусматривалось нанесение упреждающего массированного первого ядерного удара силами МБР, БРПЛ и стратегической авиации, одновременно введя в действие систему ПРО, способную перехватить уцелевшие советские ракеты ответного удара, снизив ущерб США до некоего «приемлемого уровня». В этих целях в США в те годы велись работы над созданием системы ПРО «Сентинел» и «Сейфгард».
Однако, убедившись в свое время в чрезвычайно опасном характере самой идеи нанесения первого ядерного удара под прикрытием ПРО, правящие круги США пошли на переговоры с СССР по ограничению гонки стратегических вооружений как на наступательном, так и на оборонительном направлении. Одновременно с заключением Договора ОСВ-1 в 1972 году был заключен и бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны.
Это отнюдь не означало, что Пентагон навсегда отказался от идеи создания широкомасштабной ПРО. Наоборот, все эти годы велись поиски научно-технических принципов, которые можно было бы заложить в системы ПРО новых поколений.
Особенно откровенная и интенсивная подготовка к войне в космосе началась с провозглашения президентом Рейганом 23 марта 1983 года программы «звездных войн». 6 январи 1984 года директивой № 119 («Инициатива в области стратегической обороны») милитаризация космоса была возведена в ранг первоочередной задачи государственной политики США до конца нынешнего столетия.
Что же представляет из себя так называемая «стратегическая оборона»? Согласно утверждениям ее авторов она нацелена на создание «противоракетного космического щита», который был бы способен защитить территорию США от стратегических баллистических ракет противника на различных участках траектории полета. Такой «щит» может состоять из трех и более эшелонов противоракетной обороны в космосе и на Земле.
Содержанием всей планируемой к развертыванию системы должны стать ударные космические средства, основанные на новых физических принципах. Это различные виды лучевого оружия, ускорители элементарных частиц, электромагнитные пушки, а также противоракеты.
Главная роль в этой системе отводится первому эшелону, средства которого, по расчетам Пентагона, должны уничтожить подавляющую часть советских МБР на начальном участке их полета на высоте до 500 км, то есть до разделения боеголовок. С помощью сотен космических платформ, оснащенных оптической системой фокусирования и устройств для наведения лазерного луча или пучка элементарных частиц на цель, основную часть уцелевших после первого американского удара советских ракет предполагается уничтожить всего за 2—5 мин после их старта.
На среднем участке траектории уцелевшим МБР и боеголовкам противопоставляются средства второго космического эшелона ПРО — электромагнитные пушки с самонаводящимися малогабаритными ракетами. Эти пушки способны, по мнению специалистов, сообщать боевым зарядам скорости до нескольких десятков километров в секунду. Предполагается разместить на околоземной орбите около 500 спутников, оснащенных 40-50 ракетами-перехватчиками на каждом, которые, как предполагается, будут способны поражать цели как на начальном, так и на среднем участке траектории полета.
На конечном же участке траектории в действие вступят средства третьего эшелона — противоракеты дальнего и ближнего действия наземного базирования. Часть таких средств уже находится в стадии летных испытаний.
Таковы планы Соединенных Штатов, которые разрекламированы под вывеской «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). В действительности это зловещие планы крупных военных приготовлений, планы создания ударных космических средств, планы резкого расширения поражающей способности наступательных ядерных вооружений США. В них ставится задача обеспечить прикрытие США противоракетным «щитом» и одновременно развернуть новые стратегические силы космического базирования, предназначенные для поражения объектов на Земле, на море, в атмосфере и в космосе. Они преследуют цель с помощью широкомасштабной системы ПРО «обесценить» оборонительный потенциал Советского Союза. Фактически речь идет о подрыве существующего стратегического паритета сил, о достижении решающего военного превосходства над СССР и другими странами социалистического содружества, что, как уже отмечалось, чревато губительными последствиями для международного мира и безопасности.
Ареной военно-технического соревнования на этот раз избран космос, где США рассчитывают обойти нас на электронике и компьютерах. Но ответ, как это уже бывало в прошлом, мы найдем. Причем, как подчеркнул М. С. Горбачев, «ответ действенный, достаточно быстрый и, пожалуй, менее дорогостоящий, чем американская программа».
Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что СССР делает все возможное для того, чтобы не допустить такого опасного развития событий. Об этом свидетельствует серия принципиально новых широкомасштабных советских инициатив, направленных на недопущение гонки вооружений в космосе и ее прекращение на Земле.