«Техника-молодежи» 1988 г №7, с.56
Неизвестное об известном
Открыв десятое издание «Межпланетных путешествий» Я. И. Перельмана, в разделе «Книги по реактивному летанию и звездоплаванию», рядом с работой С. П. Королева «Полет реактивных аппаратов в стратосфере» можно с удивлением встретить ссылку: «Дилин С. А. и Шифман М. Б. «Ракета СС1». Пьеса для детей на тему о звездоплавании...»
Шел 1932 год. В нашей стране широко отмечалось 75-летие Константина Эдуардовича Циолковского. И в рамках юбилейных торжеств в Ленинграде состоялась премьера спектакля «Ракета СС1», поставленного режиссером М. Дрозжиным в кукольных театрах ЛенТЮЗа (ныне это Ленинградский государственный театр кукол марионеток). Первый в долгой истории древнейшего кукольного искусства научно-фантастический спектакль был адресован школьникам младших классов и в доступной для них форме рассказывал о ракетах, космических полетах, межпланетных сообщениях.
Действие разворачивалось в одной из капиталистических стран. Профессор Гаррат создает новое горючее, которое позволяет ему запустить ракету на Луну. Он готовится к научной экспедиции, но военные мечтают использовать ракету только как оружие. Фарисейски помогая изобретателю, они лишь выжидают удобного момента, чтобы захватить ее. Но профессор вовремя разгадывает их гнусные замыслы, со своими друзьями забирается в кабину, стартует и после космического перелета приземляется в СССР.
Сюжет явно детективный и весьма распространенный в то время. Впрочем, социальные установки спектакля маленькие зрители воспринимали хорошо — исследования педагогов ТЮЗа, проведенные в 1934 году, это подтвердили.
Научный материал был органично вплетен в ткань спектакля: и в виде лекции с показом диапозитивов, и как активное действие — полет пассажиров в ракете.
В лекции, которую читал профессор Гаррат, речь шла о возможности полетов на другие планеты, о главной трудности — отсутствии мощного горючего, о ракетах — единственном средстве достижения Луны, изобретенном «ученым Советской Страны К. Э. Циолковским» (на экране в этот момент высвечивался его портрет). Когда профессор рассказывал об основах ракетного полета, это звучало как вполне удачно зарифмованное обоснование одного нз классических способов вывода формулы силы тяги.
Сцены космического перелета в исполнении кукол-марионеток выглядели особенно эффектно. Профессор и его спутники, как и положено, после старта испытывали перегрузку, затем попадали в невесомость и плавали по каюте вперемешку с различными предметами. При этом профессор невозмутимо давал пояснения.
В прессе тех лет отмечалось и мастерство актеров, и интересное раскрытие необычной темы. Успех у публики был стабильный, и спектакль сошел со сцены лишь перед самой Великой Отечественной войной.
М. ОХОЧИНСКИЙ,
инженер