«Техника-молодежи» 1990 №3, с.34-35
В.Черноволенко. Стихия огня. 1964 г. С. ШИГОЛЕВ. Лаборатория в космосе, 1929 г. А. САРДАН. В высь. 1931 г. |
П. ФАТЕЕВ. На планете двух солнц. 1912 г. |
Среди художественных предчувствий космической эры выделяется творчество группы «Амаравелла». Она существовала в Москве с 1926 по 1930 год. Это был тесный кружок единомышленников: 5-6 человек, в равной мере увлеченных и культурой древней Индии, и новейшими научно-техническими идеями. Но что означало само название группы? Лишь знатоки древних культур Востока могли различить в нем санскритские слова «Амаравати» и «Урувелла» — так именовались «обитель бессмертных» индуистской мифологии и священный лес Будды около Бенареса. Вот строки из манифеста группы: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира...» Важнейшим событием в истории группы было участие ее представителей в выставке «Корона Мунди», организованной Н. Рерихом в Нью-Йорке в 1927 году.
Основателем «Амаравеллы» и ее лидером считался Петр Фатеев (1891 -1971), первый русский художник-космист. Еще до революции он создал первые инопланетные пейзажи под воздействием живописи М. Чюрлениса, поэзии У. Уитмена и Р. Тагора, фантастических произведений К. Фламмариона и В. Крыжановской. На протяжении полувека в многочисленных работах из циклов «Опыты построения нового, иного мира», «Космические пейзажи», «Облака», «Космические цветы!» Фатеев развивал еще почти не изведанную искусством тему. Он стремился к «опережающему» эстетическому постижению мироздания, пытался понять «знаки небес», увидеть вечную красоту Вселенной, считая, что «художественная космология» может содействовать научному постижению мировых законов.
Начинающий композитор школы Скрябина и виртуозный график Александр Сардан (Баранов) (1901 -1974) был автором названия группы. Разносторонне одаренный человек, знаток восточной и европейской культур, он постоянно интересовался новейшими открытиями в области науки и техники. Этот уникальный сплав знаний и увлечений помог ему ввести в искусство ряд оригинальных тем и сюжетов: «Симфония радиации Земли» (1923), «Маяки Земли и сигналы из космоса» (1926), «Микродинамика пространства» (1935).
Старты первых ракет американца Р. Годдарда и немца Г. Оберта отразились в замечательных рисунках Сардана «В высь» и «С Луны — в космические дали», созданных в 1930 году.
В наибольшей степени воздействие идей космонавтики и космофизики, помимо Сардана, коснулось в «Амаравелле» Сергея Шиголева (1895-1952). Быть может, его романтическая увлеченность стала главной причиной появления в 1927 году поистине уникального в мировом искусстве цикла «Космос». Новаторскими были сюжеты: «Машины в космосе», «Работа в космосе», «Лаборатория космоса».
Удачной оказалась и попытка Шиголева передать средствами живописи состояние невесомости. Под влиянием теорий К. Циолковского и произведений Н. Рериха он продолжил поиск своего варианта искусства новой эры в сериях «Путь», «Идущий», «Радиосоната».
Для Виктора Черноволенко (1900-1972), экономиста по профессии и талантливого композитора-самоучки, был характерен свой, совершенно иной подход к изобразительному искусству, отличавшийся даже от наиболее близкой ему «цветомузыкальной» графики Сардана и полотен Чюрлениса. В ранних поэтически-созерцательных пейзажных сериях «Якутия» и «Ладога» 20-30-х годов он сумел соединить, отталкиваясь от реальности, образы земной природы с ее величественными «космическими прообразами». Его привлекала «чистая», немного сказочная фантастика.
Еще одним участником группы был Борис Смирнов-Русецкий (род. 1905). С первого же графического цикла «Прозрачность» стала формироваться особая философия пейзажа, мотивы сокровенной жизни природы, раскрытой в просторы Вселенной. Ближе всего ему было творчество Н. Рериха. В 1927 году он начал свой цикл «Космос», но одновременно, единственный из всей группы, увлекся древнерусской историей и архитектурой, природой русского Севера. Смирнов-Русецкий стремился создать цельный эстетический образ «очеловеченного мироздания» в живописных циклах «Север», «Острова в пространстве», «Надземные храмы»...
«Амаравелла» была запрещена в 1930 году. Затем последовали ссылки в лагеря двух ее членов, долгое мучительное одиночество, болезни других... Но в итоге — возвращение искусства «Амаравеллы».
Валерий КЛЕНОВ,
искусствовед