«Техника-молодежи» 1990 №5, с.28-29
Американская военная программа стратегической оборонной инициативы непременно должна быть реализована. Ни в коем случае нельзя допускать полной ликвидации ядерного оружия, считает старший научный сотрудник ИОФАН СССР, кандидат физико-математических наук Сергей Наскидович Попов. Напротив, к участию в программе нужно привлечь как можно больше других государств, но использовать ее, как и ядерное оружие, необходимо в совершенно иных целях, чем те, для которых они разрабатывались...
О том, что Земля постоянно подвергается бомбардировке из космоса, известно давно. В темном августовском небе яркие штрихи сгорающих метеоритов — явление обычное. Их остатки время от времени падают на поверхность планеты, и это событие производит впечатление разве что только на специалистов. Однако гигантские метеорные кратеры, разбросанные по всему земному шару, позволяют с уверенностью говорить: не всегда на третьей от Солнца планете была тишь да гладь, сотрясали ее сильнейшие удары космических пришельцев, после которых Земля «приходила в себя» не одну сотню лет. С такой же уверенностью можно предположить подобные катаклизмы в будущем.
Лауреат Нобелевской премии, американский физик Луис Альварес считает: падение на планету огромных космических тел приводило к глобальным изменениям климата, а это, в свою очередь, к «перетряскам» в животном и растительном мире, к вымиранию целых видов живых существ, обитавших на материках. Л. Альварес показал, что столь крупные космические катастрофы случаются на Земле раз в 26—33 млн. лет.
Не исключена периодичность, при которой в 40—50-летние отрезки времени на поверхность планеты обрушиваются из космоса достаточно тяжелые тела, приносящие ощутимые последствия. Достаточно вспомнить тот же Тунгусский объект, Сихотэ-Алинский метеорит (1947 год), Чулымский болид (1984 год) и совсем «свежий» астероид около 1 млрд. т, «промахнувшийся» мимо Земли в апреле 1989 года.
По минимальной оценке (Кулик, 1938—1939 гг.) энергия Тунгусского взрыва составляла около 1014 Дж, а по современным расчетам — до 1017 Дж или, другими словами, от 25 тыс. до 25 млн. т тротилового эквивалента (ттэ). В первом случае — ядерный заряд порядка того, что разметал Хиросиму, во втором — могучая термоядерная бомба. Что такое Хиросима, известно всем. Что такое термоядерная бомба в 25 млн. ттэ в действии, к счастью, широкая публика не только не знает, но даже отдаленно не представляет. Можно полагать, что она сотрет с лица Земли целую область, штат или большой промышленный район.
Незаживающая рана Земли — метеорный кратер в Аризоне. Его диаметр — 1200 метров. |
Известно, что некоторые астероиды из так называемого «пояса Фаэтона», расположенного между орбитами Марса и Юпитера и образовавшегося якобы из осколков некогда существовавшей планеты, обладая вытянутой эллиптической орбитой, периодически приближаются к Земле на угрожающе близкое расстояние. Кроме того, астероиды, сталкиваясь друг с другом или под влиянием сильной гравитации Юпитера, изменяют свою орбиту, и тогда опасность столкновения с Землей значительно возрастает. А ряд астероидов, такие, как Икар, Адонис, Аполлон, Гермес и др., имея в поперечнике 2—3 км, настолько близко подходят к нам, что могут перейти на критическую орбиту соударения с Землей. Например, Гермес приближается на расстояние 600 тыс. км, то есть проносится всего лишь вдвое дальше Луны. Если он столкнется с нашей планетой, то выделится энергия порядка 1022 Дж. Это чрезвычайно большая величина. Она равна всей энергии, вырабатываемой на Земле в течение 30 лет, считая потребление на уровне 1988 года.
... Итак, история предупреждает: столкновение нашей планеты с крупным космическим телом не гипотетическая возможность, а реальная угроза. Смогут ли люди предотвратить гибельное нашествие с неба? Еще полвека назад об этом не могло быть и речи. Наш общий корабль был абсолютно беззащитен перед космическими айсбергами, его благополучное плавание в безбрежном пространстве зависело лишь от прихоти судьбы... Впрочем, пока положение ни в чем не изменилось. Однако современный мировой уровень развития науки и техники таков, что уже в ближайшем будущем вполне реально свести эту угрозу на нет.
Надежным щитом от космической бомбардировки могла бы стать созданная международным сообществом система Круговой Обороны Земли на базе разработанной американцами системы СОИ. Такое ее применение, вместо стремления устрашить других членов экипажа «корабля», задача, несомненно, куда более благородная.
Развернутые на 180° «орудия» спутников, создаваемых в рамках программы СОИ для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет, могут держать в своих прицелах совсем другие мишени — угрожающие неприятностями Земле крупные метеоры и астероиды. |
Ориентировочные оценки, которые не могут рассматриваться как техническое предложение, показывают, что защиту нашей планеты, аналогично системе ПВО, можно будет организовать с помощью динамичной сети внеземных станций обнаружения, одновременно являющихся стартовыми площадками ракет, снабженных боевыми средствами (ядерными зарядами). Если станции располагать в пределах сферы (назовем ее Сферой Защиты) с радиусом, равным расстоянию до Луны и в пределах 100 тыс. км друг от друга, то для обеспечения круговой обороны их понадобится всего 150—200. При дальности обнаружения нежелательного «гостя» около 500 тыс. км и скорости его вторжения порядка 29 км/с, подлетное время составит около часа. За это время посланная со станции ракета сможет перехватить этот объект в районе Сферы Защиты и либо скорректировать его траекторию, либо разрушить. Оценки показывают: чтобы предотвратить падение на Землю тела массой 30 млрд. т при заданной скорости, достаточно передать ему реактивный импульс от нескольких бомб с суммарной энергией в 1 млрд. ттэ. Тогда траектория космического тела отклонится примерно на величину, равную радиусу земного шара.
Тревога за судьбу цивилизации, связанная с тем, что арсеналы государств переполнены ядерным оружием, понятна всем. Но не менее, если не более, опасна катастрофа, инициированная космическими явлениями. И тут, естественно, встает вопрос о приоритете. С чем прежде всего бороться: со злом человеческим или космическим? На мой взгляд, из двух этих зол первое — меньшее, его еще как-то можно укротить путем переговоров и компромиссов, опираясь на нравственные принципы. А вот второе никаким разговорам не внемлет. (Нет такого шамана, который смог бы заговорить астероид!) Здесь нужно обороняться силой оружия, притом сверхмощного.
Кстати, первые шаги к защите Земли уже предпринимаются. Например, комиссия НАСА, по инициативе профессора Альвареса, еще в 1980 году составила план непрерывного отслеживания неба телескопами и радарами с целью выявления космических тел с критическими для Земли траекториями. На составление карты с маршрутами астероидов комиссия запросила 500 тыс. долларов. В ее предложениях содержится также проект боевых действий против угрожающего планете астероида, основой которых должен стать запуск ракеты с ядерной боеголовкой.
Небольшая вероятность крупных неприятностей из космоса не должна нас успокаивать. Нужно всегда помнить о факторе неожиданности. И о другом. Если вероятность даже исчезающе мала, а масштабы события бесконечно велики (например, прекращение жизни на Земле), то, выражаясь математическим языком, его «статистическая цена» имеет очень даже конечное значение. Очевидно, не считаться с явлением такого порядка просто безрассудно.
Статья поступила в наш журнал 11 лет назад, когда с идеей защиты планеты от космической опасности не выступали ни американцы, ни кто другой. Тогдашний редактор отдела науки Ю. В. Бирюков отказал автору в обращении к читателям по той причине, что «в условиях, когда от человечества еще не отведена угроза самоуничтожения, отвлекать внимание молодежи и общества в целом от борьбы за мир, за разоружение и разрядку на борьбу с мифической космической угрозой не только нецелесообразно, но и вредно». И сообщил: если и «планировать подобную публикацию, то именно как разоблачение призывов «неких западных и прозападных гуманистов», пытающихся переключить внимание с борьбы против империализма на борьбу с космической угрозой».
Меняется мир, переосмысливаются ценности, меняемся мы. Уходит в прошлое холодная война, стушевываются разногласия между социально-экономическими системами перед лицом общей экологической беды. Смешно сейчас расценивать тему этой статьи как попытку идеологической диверсии, диковато делить гуманистов на прозападных и провосточных.
Сейчас, когда у народов наконец-то появился шанс избавиться от страха друг перед другом и сообща заняться проблемами нашей планеты, предложение С. Н. Попова уже не выглядит фантастикой.