«Техника-молодежи» 1990 г. №9, с.20-21
Все сказанное относится к воздушному пространству. Но есть идеи создания и дискокосмолетов. Еще в 1929 году основоположник советского ракетного двигателестроения В. П. Глушко предложил первый в мире проект подобного аппарата — гелиоракетоплан. Корабль предназначался для межпланетного сообщения. Его электрические двигатели питались бы солнечным излучением — пример экологически чистого космического транспорта. Может быть, время затребует еще эту идею!
А если поближе к реалиям, то уже исследуются модели дискообразных аппаратов, у которых есть шанс прийти на смену американскому «Шаттлу» и нашему «Бурану». Космические диски способны возвращаться с орбиты на Землю, совершая как бы парашютирующий спуск под углом атаки около 45°.
А нельзя ли создать универсальный одноступенчатый космический дископлан, взлетающий с обычного аэродрома? Именно такой аппарат и был предложен в 1979 году группой советских конструкторов (в их число вхожу и я). Корабль стартует по-самолетному, а после выхода из плотных слоев атмосферы совершает ракетный полет. Отработав в космосе, он с помощью тормозных двигателей сходит с орбиты, парашютирует в воздухе и делает обычную самолетную посадку. После проверки и заправки — следующий старт.
Такой корабль был бы новым этапом в освоении космоса. Он бы упростил и удешевил сообщение между землей и орбитой. И тогда стало бы вполне реальным разместить в космосе заводы с наиболее вредным производством, оборудовать там солнечные электростанции, посылающие на планету энергию в виде электромагнитного излучения сверхвысокой частоты. Наконец, просто осуществлять пассажирские и грузовые перевозки между материками, которые окажутся более скоростными, чем на самолетах.
Что же тормозит создание космодископлана? Прежде всего отсутствие новых материалов. Они должны быть легче и прочнее тех, из которых делают самолеты. Думаю, их создание не за горами.
На этом можно было бы закончить, но читатель вправе спросить: «А вращение?» Действительно, полет вращающейся юлы должен быть эффективнее статических дисков — и по аэродинамике, и по устойчивости. Да и жесткость конструкции, растягиваемой центробежными силами, повышается. К сожалению, здесь сказать почти нечего. Слишком мало внимания уделялось таким вопросам. И кто знает, что дадут человечеству ответы на них!