«Техника-молодежи» 1990 г. №9, с.42-43
ВОЗДУШНО — КОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ. Французский национальный центр космических исследований совместно с фирмой «Дассо» завершили конструктивную проработку воздушно-космического самолета (ВКС) «Стар-Эйч». Это аппарат горизонтального взлета массой около 400 т. Обе его ступени, снабженные крылом, возвращаемы и могут использоваться повторно.
Первой ступенью служит гиперзвуковой самолет с размахом крыла 40 м и длиной 80 м. Его воздушно-реактивный двигатель работает до высоты 35-40 км, на которой происходит разделение ступеней. Вторая ступень оснащена ракетным двигателем, работающим на криогенном топливе. В носовой части второй ступени может быть размещен и выведен на низкую орбиту (высотой до 515 км) планирующий спускаемый космический аппарат массой до 20 т.
КОНКУРЕНТ «ЭНЕРГИИ». Используя опыт пилотируемых космических челноков, НАСА собирается разработать новый беспилотный вариант «Шаттл-С». В этом аппарате будут использованы те же основные конструктивные принципы: внешний топливный бак, твердотопливные ракетные ускорители, аналогичные маршевые двигатели. С целью экономии средств НАСА намеревается оснащать его старыми двигателями, снятыми с пилотируемых «Шаттлов».
«Шаттл-С» не будет возвращаемым аппаратом, но это и должно дать ему ряд преимуществ: так как он не имеет крыльев и экипажа, то сможет доставить в космос в три раза больше грузов, а стоимость полета во столько же раз снизится. Если НАСА получит деньги на эту программу, первый «Шаттл-С» можно запустить уже в конце 1993 года. Новая транспортная система, по мнению НАСА, способная составить конкуренцию советской «Энергии», может запускаться до трех раз в год и выводить на низкую орбиту элементы космических станций и зонды для исследования дальнего космоса.
ПАДЕНИЕ И ВЗЛЕТ КОСМОНАВТА. Как известно, в мае 1981 года 29-летний подполковник румынских ВВС Димитриу Прунариу полетел в космос вместе со своим советским коллегой Леонидом Поповым. Работа самого молодого в восточноевропейских странах космонавта на борту станции «Салют-6» была успешной, но вот на Земле после этого он сразу же допустил «непростительную» оплошность. Высокопоставленный представитель одной из румынских организаций, которые разрабатывали аппаратуру для полета, напомнил Прунариу, что тот не отметил заслуги «родной матери румынской науки, академика, врача, инженера» Елены Чаушеску в успехе его космической миссии. Космонавт же не нашел ничего лучше, как наивно спросить: «А при чем здесь Елена?»
Один опрометчивый вопрос обрек Прунариу на забвение и изоляцию в течение многих лет. Его снимки и само имя исчезли со страниц газет и из телевизионных передач. Он не участвовал даже в семинарах и конференциях, непосредственно связанных с его профессиональными интересами.
Только победа декабрьской революции вернула Прунариу честь и славу первого румынского космонавта. Кроме того, сейчас он заместитель министра транспорта Румынии.