Желательно смотреть с разрешением 1280 Х 800
«Техника-молодежи», 1991, №4, с. 30-36.
Сканировал Игорь Степикин
Космические вехи
Тридцать лет назад, 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с первым космонавтом на борту. Человечество шагнуло за пределы атмосферы. Но прежде чем начался штурм Космоса, был штурм на Земле.
Сегодня мы публикуем дневниковые записи Сергея Андреевича АЛЕКСЕЕНКО, одного из тех, кто в 50-х годах строил «Гагаринский старт», или «Стадион», как его называли сами строители.
Взгляд из котлована
на строительство первого космического старта.
ВМЕСТО ПРОЛОГА. Однажды, много времени спустя после ввода в строй первого стартового комплекса космодрома, А. А.Ниточкин1 с которым мы за время строительства стали хорошими друзьями, повез меня «на природу» отдохнуть. Мы подкатили к высокому песчаному кряжу, поросшему верблюжьей колючкой, взобрались пешком наверх и там расположились.
«Вот здесь и должен был быть первый космический старт, — сказал А. А. Ниточкин, — геологическая разведка была сделана в этом месте. Но ты знаешь наш Генштаб? Не знаешь! Когда проектная рекогносцировка была уже полностью завершена, приехал оттуда маскировщик Гаранин (или Гранин?) и сказал, что тут ракета будет наблюдаться издалека и может быть поражена выстрелом. Мол, надо старт перенести в низинку. Куда деваться? Перенесли. Но сроки строительства никто не изменял. А так как все считали, что пустыня есть пустыня, где ни копни — песок, то чертеж для отрывки котлована выдали со старого места. Я все-таки решил тогда подстраховаться — настоял, чтобы и на новом месте пробурили геоскважину. Представить себе не могу, что с нами было бы, если бы мы этого не сделали!»
С уверенностью могу предсказать, что произошло бы. Советский спутник взлетел бы двумя годами позже. Американцы первыми запустили бы свой искусственный спутник, а на нашу космическую промышленность обрушились бы незаслуженные упреки и, может даже, репрессии. По крайней мере «кадровые перестановки» и «оргвыводы» грянули бы неминуемо. Страна потеряла бы тех, кем сегодня по праву гордится.
Линейно-уступчатый метод отрывки котлована позволил сократить сроки на 75 суток. Одновременно на трех уровнях работают 15 экскаваторов (Львов) и 150 — 250 самосвалов (Медиевский). Рабочими из Семипалатинска руководили Ф. Марков и Н. Масленкин.
После того как уточненные геологические данные показали присутствие грунтовых вод, взрывы были запрещены (с прорабов взяли подписку, вплоть до уголовной ответственности). Однако Шубников разрешил мощными взрывами (по 150 кг ВВ в каждом шпуре) отбить воду и, пока она будет возвращаться (по расчетам — 10 суток), снять грунт, заложить дренаж и бетонировать плиту.
Слой А — обычные мелкие взрывы; слой В — первый мощный взрыв 7 апреля; слой С — второй мощный взрыв 12 апреля; слой D — ниже проектной отметки вручную копается кольцевой дренаж 2 и дренажные колодцы 1 (прораб В.Головков).
Система иглофильтров обеспечивала надежный дренаж, но затягивала сроки работ как минимум на год. Уменьшить высоту старта на 13 метров — значит ухудшить отвод газовой струи. Перенос места строительства, как предлагал заказчик, это задержка, первого пуска на 1,5 года.
По доработанному варианту проекта фундамент лег на щебеночное основание. Всего за 7 суток 8 тыс. кубометров бетона были уложены в фундаментную плиту с наездных мостов. Технология, разработанная В. М. Янгичером, сэкономила 22 дня.
Фундаменты башенных кранов увеличили площадь опоры на 100 кв.м.(прораб Ю. Розаев).
Бетонирование пилонов идет одновременно с четырех сторон.
Второй драматический момент стройки. Заниженная несущая способность грунтов заставила изменить первоначальный проект. Было реализовано предложение Гришкова и Янгичера — «пчелиные соты». Вес сооружения снизился на 1,5 тыс.т. Сроки работ сократились на 25 суток. Экономия около 0,5 млн. руб.
Еще в феврале 1956 года в 100 метрах от бровки котлована началась сборка пролетного строения (прораб Бородин). 20 августа пролетное строение по рельсам надвинули на опорные пилоны.
1 сентября 1956 года все строительные работы на Первом старте завершены. Начинается монтаж оборудования. К «Стадиону» протянута железная дорога от монтажно-испытательного корпуса (прораб Баранов). Проходные каналы связали КП (Акинфиев) и старт. |
Но что попусту гадать, что было бы, если я отлично помню — как было на самом деле?..
Итак, включаем обратный отсчет...
(-777 дней.) 19 августа 1955 г. Отстучав за пять суток больше тысячи километров, эшелон нашего строительного управления, где я числюсь прорабом, прибыл на станцию Т-Т прямиком с Семипалатинского атомного полигона. Поставили палатки и уже на следующий день приступили к работе. Начали со строительства автодороги, фундаментов ЛЭП и резервуаров на 3 тыс. куб. м.
( — 754.) Сентябрь 1955 г. Ездил на котлован первого космического старта — «Стадион», где работами руководит мой знакомый прораб Володя Трайбман. Дела у него идут плохо.
— Каждый начальник, особенно приезжий из Москвы, обвиняет меня в бездарности и лентяйстве! А что я могу, если помощи ниоткуда? Техники — раз-два и обчелся! Посмотри: по проекту здесь один песок, а с глубины семь метров пошли ломовые глины — скрепер не берет.
(Ремарка: Тогда я еще не знал, что геология была сделана совсем на другое место — в нескольких километрах от «Стадиона», где действительно на все 50 метров глубины котлована — один песок. Природа тогда преподнесла первый сюрприз. В отличие от Генштаба она не приемлет волевых решений. А результат — из 1,3 млн. кубометров грунта в теплое время сняли всего 0,3.)
( — 645.) Декабрь 1955 г. Под Новый год из палаток переселились в землянки: и теплее, и пожаров больше не будет. Володя Трайбман попал в госпиталь.
( — 625.) Январь1956 г. Давно замечено: в жизни, как правило, все идет по закону зловредности!
Меня перевели работать на Первый старт. Нежданно-негаданно я остался за старшего прораба по отрывке котлована ( моему начальнику т. Черному бульдозер сломал ногу). Беспощадный «закон» И.В. Курчатова, руководившего нашей работой в Семипалатинске — «Объект сдается в требуемый срок!» — действует и на Байконуре. Вот почему я настрочил докладные во все инстанции (в том числе маршалам Воробьеву2 и Неделину3 с просьбой выделить необходимую технику. Уж не знаю, что там, «наверху» говорили, но реакция М. Г. Григоренко4 была однозначной: дать за две недели всю технику!
Совместно с механизаторами придумали, как эту технику толково использовать. Внедрили линейно-уступчатый метод отрывки котлована. Привлекли подрывников Союзвзрывпрома и теперь добились ежесуточной выработки грунта 15-18 тысяч кубов.
( — 598.) Февраль 1956 г. Уже второй месяц стоят сильные морозы: днем минус 25, а ночью опускается до 35.
( — 581.) Март 1956г. Оказывается, глина — это еще не самое худшее. Возникла угроза затопления! Из скважины, пробуренной рядом с котлованом на его проектную глубину, под напором пошла вода.
Глина — не песок! В ней был не то водоносный слой, не то водяной купол. Это надо же, чтоб так «повезло» — кругом на сотни километров сухая степь — пустыня, а тут копнули на сорок метров — подземное озеро! Если прорвет стенки — котлован затопит в несколько часов.
Виктор Тимофеевич Варфоломеев5 подтвердил мою догадку — геология «липовая».
(Ремарка: Возможно, он и сам тогда не знал, что она настоящая, но сделана годом раньше на взгорке, а не в низине. Геология первого проекта давала отличные результаты — ведь на возвышенности и в низине уровень грунтовых вод различается на добрые 50 метров — проектную глубину котлована.)
Оставалось снять всего 13 метров грунта, но из Москвы поступило категорическое распоряжение: взрывные работы прекратить, поскольку решается вопрос, как быть — начинать в другом месте все заново или бороться с водой здесь? В конце концов ученые предложили снижать уровень грунтовых вод с помощью иглофильтров и насосов. Промышленность обещала поставить необходимое оборудование в течение года. График работ насмарку!
С бюрократической точки зрения мое положение абсолютно безопасно: сиди и жди, пока придумают вожди!
( — 554.) Март 1956 г. Сидел у геоскважины, бросал камешки на мокрый песок и вдруг заметил: упадет камень — и на несколько минут песок вокруг него высыхает — вода отжимается. Вспомнил, что во время работы на проходке метро не раз видел — влажная порода «сохла» сразу после взрыва. Насыпал в ведро сырого песку, выбрал булыжник поувесистее и поехал к Г. М. Шубникову6. Повторил эксперимент и свои соображения. Тот внимательно выслушал и принял на себя весь риск. Приказал бурить шпуры и, увеличив в несколько раз мощность взрывов, отжимать воду, а пока она будет возвращаться, снимать грунт, класть дренаж и бетонировать фундаментную плиту. Если бы Шубников не пошел на риск, то потеряли бы минимум год! А так отстаем от графика всего на месяц-другой.
( — 532.) Апрель 1956 г. Василий Михайлович Янгичер7 в проекте организации работ заложил великолепное технологическое решение: сделать наездной мост по размерам фундаментной плиты и прямо с него самосвалами сваливать бетон в опалубку. По традиционной схеме «самосвал — бадья — кран — укладка в конструкцию» бетонирование заняло бы месяц. А с наездным мостом хватило семи суток! Можно считать, что время, потерянное на глине, хоть частично, но компенсировано.
( — 521.) Май 1956 г. Впервые за полгода побыл целый день с семьей. Вся степь в тюльпанах. Шубников приказал посадить арбузы, а в городке разбить парк.
Армирование пилонов идет строго по графику.
(-483.) Июнь 1956 г. Старт был уже забетонирован почти на половину своей высоты, когда Ниточкину наконец доставили данные настоящего геологического разреза. После чего он сразу схватился за телефон и дал команду прекратить укладку бетона. Нас ждал еще один «сюрприз». Оказалось, что несущая способность грунтов под фундаментом процентов на 20 меньше проектной.
(Ремарка: Кажется, Ниточкин предчувствовал это — он посылал нарочного в Ленинград за геологией. Из скважины вылилось целое озеро, значит подземная линза «похудела» и грунт мог осесть, перекосив, разорвав трещинами грандиозное сооружение.)
Нужно либо уменьшить вес сооружения, либо увеличить площадь опоры. И в том, и в другом случае начинать придется с нуля! Я было заикнулся, что, мол, надо уменьшить высоту пилонов, тогда и вес снизится, но мне быстро втолковали, что ухудшится газодинамика — на взлете ракету опрокинет собственный выхлоп. В тот день после ужина я долго не мог уснуть.
И вдруг вспомнил! В марте мы клали фундаментный монолит на подсыпку из щебня и сборные железобетонные плиты, концы которых (не по проекту, но с разрешения Варфоломеева) выпустили за границу фундамента на 70 см — на отмостках удобнее устанавливать щиты опалубки. Таким образом, площадь опоры увеличилась почти на 80 — 100 кв.м. Проектировщики могли и не помнить этого, поскольку в первоначальном расчете эта площадь не учтена.
Второе. Механик главка П. А. Боровиков сумел разыскать самоподъемные башенные краны, когда-то строившие высотное здание МГУ на Ленинских горах. Когда наш прораб Юрий Розаев делал фундаменты под эти краны, механизаторы попросили связать их с основным монолитом для устойчивости. Это увеличивало общую площадь опоры еще на 100 кв.м!
Когда утром следующего дня я напомнил Варфоломееву об изменениях в проекте и с его благословения приехал к Шубникову, выяснилось, что проблема уже во многом решена: Гришков8 с Янгичером нашли способ облегчить вес пилонов, используя принцип пчелиных сот. Гришков рассчитал, что пустотелые пилоны выдержат нагрузку. Уже начали делать чертежи.
Однако Шубников и Ниточкин внимательно прочли привезенные мною документы.
— Умеет же Варфоломеев все делать с запасом, — восхитился Ниточкин. — Эта его помощь решающая. Через пару суток бетон можно будет снова укладывать.
(— 450.) Июль 1956 г. Страшная жара! Возле «Стадиона» постоянно дежурят 4 — 5 пожарных машин: каждые 15 — 20 минут они тушат загорающуюся от сварки деревянную опалубку и создают «комфорт» монтажникам, обливая их водой из шлангов. Ночью термометр не показывает ниже 40 градусов — ложась спать, обливаем полы водой, заворачиваемся во влажные простыни. Из пустыни к воде пошли полчища скорпионов и тарантулов — забираются ночью в помещения и кусают всех подряд.
Жара донимает не только людей, но и бетон, особенно тонкостенный, на проходных каналах! Через них должны быть связаны кабельными сетями старт, бункер КП, сооружения заправки (позже в подобные туннели стали укладывать городские теплоцентрали, газовые и телефонные сети по всей стране). При такой жаре, в деревянной опалубке, бетон не набирает необходимую прочность — жара сразу «выжимает» влагу, необходимую для постепенного отвердения. Строит каналы прораб Геннадий Александрович Григорьев (все его почему-то называют «Саня»). Он предложил фантастический выход, от которого все поначалу просто шарахнулись в стороны.
Под окружавшим нас песком, как известно, залегает плотная глина, которая хранит в себе влагу в больших количествах. Григорьев бульдозером снимает песок до глины. Затем в ней вручную копают «литейную форму», укладывают арматуру и заливают бетон. Закрывают бумагой и засыпают песком. Каждый день поливают, ожидая, пока бетон «дозреет». Рядом с основными плитами закладывают пробные бетонные кубики. Через неделю-две-три эти кубики давят под прессом, определяя марку бетона и его пригодность для конструкции.
(-440.) Июль 1956 г. Чтобы сократить сроки работ, первый космический старт Байконура строится одновременно в двух разных местах: в котловане сооружают фундаментную плиту, пилоны и газоход, а наверху, метрах в 30 от бровки котлована, из клепаных металлоконструкций собирают пролетное
строение размером с трехэтажное здание — «стол». После клепки его предстоит обетонировать и по рельсам накатить на пилоны газохода. Выигрыш в сроках при такой технологии работ не менее полугода!
(Ремарка: Старые москвичи помнят, наверное, что до войны подобным образом расширяли улицу Горького, передвигая дома. А те, кто помоложе, видели в начале 80-х, как пятиэтажное здание (типография Сытина), стоявшее перед издательством «Известия», отъехало в сторону на добрые 30 метров.)
Еще в феврале 1956 года мы уложили железнодорожные пути, в каждом по три рельса, на них поставили специально изготовленные катки, и в начале марта началась сборка «стола» на заклепках. Впрочем, могла произойти еще одна задержка в строительстве первого старта.
По первоначальному технологическому графику после завершения бетонирования пилонов надо выждать 27 суток, пока бетон дозреет — наберет проектную прочность.
Но Варфоломеев месяц назад попросил Ниточкина запроектировать временные металлические опоры, которые могли бы держать только вес пролетного строения, и установить эти опоры в пилонах на такой отметке, чтобы к моменту установки «стола» под ними прочность бетона была достаточной и не пришлось бы ждать месяц, пока пилоны окончательно отвердеют.
( — 411.) 20 августа 1956 г. Сегодня ровно год, как мы здесь работаем. Свершилось! Пролетное строение медленно поползло по рельсовому пути к пилонам — даже у неспециалистов от этого зрелища захватывало дух!
Когда было пройдено полпути, раздался громкий треск и пролетное строение «клюнуло». Оказалось, в этом месте просела уложенная зимой насыпь и рельсы лопнули под шестисоттонной тяжестью. На устранение аварии понадобилось несколько часов, а потом пролетное строение опять поползло... и вот оно уже на пилонах. Все. Пролетное строение встало на свое проектное место отныне и на века!
( — 410.) Август 1956 г. Как образно заметил Варфоломеев, началось «григорьевское светопреставление»: из заранее изготовленных бетонных элементов собирают проходные каналы. Григорьевский конвейер набрал обороты — за смену полностью монтируют до 200 метров канала.
Дней через 10 после начала «светопреставления» Варфоломеев приказал подменить на двое суток Григорьева, которому надо было отвезти жену к врачу. За эти дни я понял точность варфоломеевского определения: часа в два ночи, уже не чувствуя под собой ног, я спросил одного бригадира:
— Где обычно спит ваш прораб? Пойду, пару часов отдохну на его постели.
Бригадир повел меня по проходному каналу, вскоре остановился и торжественно так говорит:
— Здесь пьет чай и иногда отдыхает прораб Григорьев.
Гляжу, на бетонном полу валяется ватный матрац неизвестного срока службы. Рядом — медный чайник и пиала. На стене — лист фанеры, к которому прикноплен график строительства канала. Присмотревшись, я обнаружил, что он составлен по часам. Я проверил по нему свои сутки — вроде мы не отстали, но спать как-то сразу расхотелось — глотнул чаю из пиалушки и вернулся к монтажникам.
( — 399.) Сентябрь 1956 г. Строго по графику, утвержденному еще до переноса места старта, строительные работы на «Стадионе» завершены. Впереди отделка и монтаж.
(-328.) Ноябрь 1956 г. Монтажники Минмонтажспецстроя сменили военных строителей на Первом старте и связанных с ним сооружениях (МИКе, КП, проходных каналах, измерительных пунктах).
( — 266.) Январь 1957 г. На «Стадионе» начались «примерочные» работы — макет ракеты вывозят из МИКа, устанавливают на стартовом столе, подводят коммуникации — идут тренировки ракетчиков.
( — 170.) Апрель 1957 г. Подписаны все акты на сдачу «Стадиона» в эксплуатацию. Мы уходим на другие объекты.
( — 143.) 15 мая 1957 г. Запуск межконтинентальной ракеты. Есть новое оружие.
(-055.) 21 августа 1957 г. Прицельный запуск межконтинентальной ракеты, она прошла точно по курсу и попала в заданную точку где-то далеко на востоке страны.
( 000 — Пуск!) 4 октября 1957 г. Со «Стадиона» стартовал первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра человечества.
(Ремарка: А. А. Ниточкин, вспоминая проектирование Первого старта, однажды сказал, что С. П. Королев завернул 37 вариантов проекта, а на 38-й заставил сделать макет, продуть в его присутствии и подписал всего на 10 пусков. Но к 1988 году с «Гагаринского старта» ушли в космос уже более 250 ракетных поездов. И, по моему твердому убеждению, этот старт проработает еще 250-300 лет!)
ВМЕСТО ЭПИЛОГА. Как-то раз на досуге сел и посчитал, во сколько обошлось решение о переносе «Стадиона». Как минимум 5 млн. рублей добавили к расходам глина, дренаж и коммуникации. Правда, сэкономили 0,5 млн. руб. на «пчелиных сотах» — бетон дорог. Да плюс к тому — если бы не удался штурм на Земле, результаты советского штурма в Космосе не оказались бы столь ошеломляющими для многих (в том числе и на Западе). Теперь, на склоне лет, я горжусь тем, что и мы — простые строители Байконура — сделали все, чтобы космическая эра началась точно в срок.
1) А. А. Ниточкин — главный инженер проекта.
2) Маршал инженерных войск М. П. Воробьев — начальник инженерных войск страны.
3) Маршал артиллерии М. И. Неделин — главком ракетных войск.
4) М. Г. Григоренко — главный инженер управления.
5) В. М. Варфоломеев — начальник производственного отдела строительного управления первого космического комплекса космодрома Байконур.
6) Г. М. Шубников — начальник строительства космодрома Байконур.
7) В. М. Янгичер — зам. начальника отдела управления.
8) В. И. Гришков — зам. главного инженера проекта.
От редакции. Читая записки С. А. Алексеенко, мы искрение восхищались людьми, способными оперативно найти выход из любого, самого сложного положения. Ну, прямо как в сказке — за ночь хрустальный дворец. А в жизни: за полтора-два года — сложнейшее сооружение, исправно работающее по сей день. Тем более это поражает нас, уже привыкших к массовому долгострою и городам, которые разваливаются от средней силы подземного толчка. Кстати, ни один старт на Байконуре потом не строился столь быстро и качественно: Так и хочется воскликнуть: умели же люди строить, творить! В любых условиях, экстремальных!
Но тут было, в общем-то, не до восторгов: мы все научились успешно преодолевать препятствия, нами же созданные...
И ладно бы случайность это, а то ведь система: как говорится, в капле воды... Вспомните БАМ, «Атоммаш» или хотя бы асфальт, который кладут на снег и лужи. А потом все мы поголовно становимся героями: одни — Чернобыля, другие — Афганистана, а третьи — просто социалистического труда.
Или, может быть, жертвами?