«Техника-молодежи» 1993 г. №1, с.63




Морякам и летчикам ночных рейсов впору ориентироваться по ...рекламным надписям на небе.

КОСМОРЕКЛАМА

Самая неожиданная, а потому эффективная реклама, конечно же, на небе (см. «ТМ» № 12 за 1991 г.). Но вот беда — шлейф газогенераторного дыма развеивается порывами ветра. Минута, другая — и красивой надписи под облаками как не бывало. Транспарант, буксируемый самолетом, либо подвешенный к аэростату? Его увидят или на короткое время, или над ограниченным пространством. Выход — космическая реклама для Земли!

Как же ее создать? Ведь в космосе нет атмосферы, и цветной «дым» не застынет красивой лентой, полотнище не будет гордо развеваться на ветру. Да и размеры знаков, букв, слов нужны такие, чтобы их можно было различить с расстояния в сотни километров. Кроме того, они должны отчетливо выделяться на небосводе. Для осуществления этих условий предлагается разбрасывать из контейнеров, установленных на борту геофизических ракет или искусственных спутников Земли (ИСЗ), легкоионизируемые вещества — космозоли (барий, натрий). Облачка подобных металлопорошков, подсвечиваемые солнечными лучами (как, например, подсвечивается ими Луна), создадут на фоне звездного неба неповторимую картину: на горизонте появляется светящаяся «точка» спутника, из нее выплывают буквы и цифры, интригующе увеличивающиеся по мере движения к зениту.

Понятно, что «точки» рекламного текста должны двигаться компактно, каждая по своей траектории. Для этого ИСЗ как бы сам рисует картинку на небе, освобождаясь в нужных местах орбиты от капсул с космозолями. Со временем частички будут расходиться, буквы — расплываться, а их яркость — угасать. Потому, чтобы обеспечить первоначальное воспроизведение, придется надпись повторять.

Возможны и другие технические решения создания космической рекламы. Например, использование управляемых крупногабаритных пленочных отражателей, движущихся в групповом полете по околоземным орбитам. Ориентируя такие «зеркала» под определенным углом к солнечным лучам, можно получать на них (в заданные сроки) сочетания ярких точек, образующих целые изображения. Даже днем они будут достаточно хорошо видны; так и Луна порой видна в полдень в определенных фазах.

Конечно, такая реклама обойдется весьма дорого. Да и об очистке околоземного пространства от отслуживших свое капсул, пленок, космозолей не мешало бы подумать. И еще — романтично ли вместе с любимым человеком созерцать ночью, скажем... «МММ»? Но, как бы там ни было, «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»?

Рис. Раузы БИКМУХАМЕТОВОЙ и Михаила МАЯКОВА