«Техника-молодежи» 1993 г. №2, с.2-5
После этого в США решили оснастить тактическую авиацию оружием, которое позволяло бы поражать цели, не входя в зону действия ПВО. В 1954 — 1959 годах была создана авиационная управляемая ракета АГМ-12Б «Булпап» с дальностью полета 9,5 км. После отделения от самолета она шла к цели, подчиняясь радиокомандам летчика типа «да — нет». Позже «Булпап» оснастили системой пропорционального наведения, когда усилие на ручке передатчика соответствует углу поворота рулей ракеты. Ракеты этого класса создавались и в Западной Европе — первыми примеру американцев последовали специалисты французской фирмы «Норд-Авиасьон». А вот в Советском Союзе этим оружием занялись с опозданием.
В 1956 году нашему заводу, производившему авиационное вооружение, предложили освоить и управляемые ракеты РС-1-У класса «воздух — воздух» для истребителей МиГ-17ПФУ и Як-25П и создали новое конструкторское бюро, на основе которого позже сформировали ОКБ «Звезда». В апреле 1965 года ему и поручили разработать тактическую ракету Х-23 класса «воздух — земля» для нового фронтового истребителя МиГ-23. На «Звезде» учли опыт применения «булпапов» во Вьетнаме и решили сделать ее пригодной и для других самолетов аналогичного назначения. Правда, до тех пор системы наведения подобного оружия проектировали применительно к бомбардировщикам, теперь же потребовалась аппаратура гораздо компактнее. Создать ее в отведенный срок не удалось, и тогда руководство «Звезды» предложило Министерству авиационной промышленности СССР и командованию ВВС сделать новую ракету на основе серийных, класса «воздух — воздух». В ОКБ знали об экспериментах, проведенных в НИИ ВВС, — там с истребителя МиГ-19ПМ пробовали обстреливать наземные цели противосамолетными РС-2-УС, однако их боевая часть оказалась для этого недостаточно мощной. Теперь, с 1966 года, эту работу продолжили на «Звезде» под руководством Ю.Н.Королева.
Генеральный конструктор ОКБ «Звезда» Г.И.Хохлов на международной выставке «Мосаэрошоу-92» (слева) и один из авторов статьи Н.ВЯкубович. Х-66: стартовая масса — 278 кг, масса боевой части — 103 кг, длина — 3,63 м, диаметр корпуса — 0,27 м. Х-31П: стартовая масса — 600 кг, масса боевой части — 90 кг, длина — 5,2 м, диаметр корпуса — 0,36м, дальность полета — 100 км. Х-35: стартовая масса — 480 кг, масса боевой части — 145 кг, длина — 3,7 м, диаметр корпуса — 0,42 м. Х-23: стартовая масса — 286 кг, масса боевой части — 108 кг, длина — 3,59 м, диаметр корпуса — 0,27 м. |
Судя по расчетам сотрудников теоретического отдела, возглавляемого Н.В.Апуриным, стартовая масса задуманной ракеты Х-66 со 100-килограммовой боевой частью составила бы 270 кг. Двигатель заимствовали у серийной Р-8 класса «воздух — воздух», дополнив двухсопловым блоком, чтобы разместить в хвостовой части такую же, как у РС-2-УС, систему управления, чтобы применять Х-66 и на машинах, оборудованных подвеской для РС-2-УС. Уже в сентябре летчики-испытатели М.М.Комаров, Г.А. Горовой, П.М.Остапенко, А.Г.Фастовец и другие выполнили пуски опытных образцов с МиГ-21ПФМ, а в мае 1968 года летчик В.Г.Плюшкин весьма эффектно продемонстрировал новое оружие членам правительства — с первого захода попал ракетой в кабину списанного радиолокатора. Однако при атаке с большого расстояния центральная метка прицела перекрывала цель, и летчику было трудно корректировать полет Х-66.
Пока шла доводка Х-66 на «Звезде», смежники изготовили для Х-23 макетный образец пропорциональной командной системы управления «Дельта», твердотопливный двигатель перевели на более энергоемкое горючее (таким его стали применять и на других ракетах). К концу 1967 года собрали десяток улучшенных Х-23 с новой аппаратурой управления, устроили пуски и тут-то сделали неприятное открытие — установленный в хвосте трассер (с его помощью летчик следил за полетом ракеты) мешает работе антенного устройства «Дельты-PIM». Трассер заменили и перенесли на кронштейн, под хвостовую часть. Для истребителей других типов продумали компоновку встроенных («Дельта-Н» и «Дельта-НМ») и контейнерной («Дельта-НГ») командных систем управления. Чтобы летчики быстрее овладели навыками боевой работы с новым оружием, спроектировали наземный тренажер ТНР-23 -хватало 5 — 6 ч тренировок. Осенью 1973 года усовершенствованную Х-23 приняли на вооружение.
Но и у нее имелись изъяны. К примеру, после пуска ракеты летчику приходилось одновременно совмещать центральную метку прицела с изображениями ракеты и цели, следить за обстановкой, маневрировать, уклоняться от самолетов противника и зенитного огня. Выход из положения нашли, оснастив аппаратуру наведения бортовой станцией подсветки цели «Прожектор-1». Выпущенный ею лазерный луч отражался от цели и воспринимался новой головкой самонаведения 24Н1 и приемником в пилотской кабине — летчику оставалось только удерживать метку прицела на атакуемом объекте. Кстати, подсветку можно производить и с наземной станции.
Так появилась Х-25. В ее носовой части разместили аппаратуру самонаведения и автопилот СУР-71, в хвосте, вместо «Дельты», дополнительную 24-килограммовую боевую часть с осколочно-фугасным зарядом. Х-25 создавалась совместно со специалистами ОКБ П.О.Сухого и отраслевыми институтами для оснащения истребителей-бомбардировщиков Су-7БМ и Су-17М. Однако после испытаний зимой 1973 года работы продолжили только на более новом Су-17 — на нем удалось добиться большей точности прицеливания, и осенью следующего года на государственные испытания представили авиационный ракетный комплекс Су-17МКГ. Потом Х-25 запускали, но не с пикирующего, а с горизонтального полета с истребителей ОКБ А.И.Микояна, оснащенных станцией лазерной подсветки «Кайра».
Кроме того, на основе Х-25 создали и управляемую тактическую ракету класса «воздух — земля», предназначенную для разрушения систем радиолокационного наблюдения неприятельской ПВО. Иначе говоря, для «ослепления» ее радаров, которые ведут поиск атакующих самолетов и наводят на них свои перехватчики и зенитную артиллерию. Для этого разработали управляемые ракеты с пассивным самонаведением, вроде применявшейся во Вьетнамской войне американской АГМ-65 «Мейверик», они идут к чужому радиолокатору, ориентируясь по его же излучению.
Х-25МЛ: стартовая масса — 300 кг, масса боевой части — 90 кг. дальность полета — 10-20 км. Х-25МП: стартовая масса — 302 кг, масса боевой части — 89 кг, дальность полета — 40 км, длина — 4,19 м, диаметр корпуса — 0,2 м. Х-25МР: стартовая масса — 300 кг, масса боевой части — 90 кг. |
К работе над подобным оружием на «Звезде» приступили в 1972 году под руководством главного конструктора И.И.Картукова. Моторостроители подготовили двигатель, обеспечивающий ракете значительно большую дальность полета, при этом автопилот вел ее на малой высоте, а на завершающем участке она делала «горку», чтобы спикировать на цель под углом 20 — 30°, тогда действие осколочно-фугасного заряда бывает наиболее эффективным. Добавим, что бортовая аппаратура отечественной противорадиолокационной ракеты не только улавливает излучение радаров независимо от высоты, на которой находится истребитель, его курса и положения в пространстве, но и принимает данные о цели от других «напарниц», а вся информация об атакуемых объектах и стремящихся к ним управляемых снарядах высвечивается на табло в пилотской кабине.
В 1975 — 1976 годах, после государственных испытаний, проведенных на новых истребителях-бомбардировщиках МиГ-27, на вооружение приняли улучшенную ракету аналогичного назначения Х-25МП с высокоточной головкой самонаведения на небольшие цели и Х-25МР с радиокомандным управлением и осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначалась и для поражения боевых кораблей.
Для следующей модификации — Х-25М разработали еще три варианта наведения — телевизионное, тепловизионное и действующее по принципу «выстрелил и забыл», когда летчику достаточно найти цель и выпустить ракету, остальное она сделает сама, без корректировки в полете. Она применялась и на иных видах летательных аппаратов, в частности, на вертолетах.
А на «Звезде» создали уже всепогодную и многоцелевую Х-31, оснащенную маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, сообщавшим ей сверхзвуковую скорость, что практически исключало возможность перехвата. Ее производили в двух версиях: в сопле Х-31П устанавливается ускоритель — он обеспечивает разгон после пуска и после выработки горючего выбрасывается — включается ПВРД, с которым ракета шла к цели, «прислушиваясь» к ее сигналам — импульсам радаров зенитно-ракетных комплексов вроде американских «Хок» и «Пэтриот». Противокорабельная же Х-31А оснащалась системой активного самонаведения, а ее дальность действия составляла 50 км.
С 1983 года конструкторы «Звезды» приступили к разработке управляемой тактической ракеты класса «воздух — вода» Х-35. Ее оборудовали турбореактивным двигателем и комбинированной аппаратурой наведения, позволяющей уверенно поражать цели, несмотря на любые радиоэлектронные помехи. Х-35 приспособили к пускам и с корабельных установок, подобно американским «Гарпунам» (см. «ТМ» № 11 за 1992 г.), оснастив дополнительным разгонщиком, который не понадобился ее самолетному варианту. Через некоторое время эту ракету приняли и для оснащения береговой обороны — так появился комплекс многоцелевого высокоточного оружия.
Сейчас специалисты ОКБ трудятся над новым поколением управляемых тактических ракет. Это будут снаряды класса «воздух — море», предназначенные для поражения боевых кораблей водоизмещением до 8 тыс.т, и «воздух — воздух» с дальностью полета от 10 до 200 км. Истребитель, оснащенный последней, сможет атаковать и «снять» тщательно охраняемую армадой перехватчиков летающую станцию дальнего радиолокационного наблюдения типа АВАКС...
Еще недавно изделия с индексом X считались сугубо секретными... Теперь конструкторам приходится самим искать заказчиков.