«Техника-молодежи» 1993 г. №8, с.42-43
Основатель СКБ ЗИЛа В.А. Грачев. |
Началось же все, по словам главного инструктора СКБ И.И. Сальникова, с неудачной посадки «Восхода-2». В 1965 году его экипаж в составе Павла Беляева и Алексея Леонова, совершившего первый выход в открытый космос, попал в аварию. Отказала система автоматической посадки, и Беляеву пришлось сажать корабль вручную. В итоге вместо привычных казахстанских степей - пермская тайга, из которой экипаж эвакуировали двое суток. Да и то эвакуация состояла в том, что космонавтам пришлось встать на лыжи и по глубокому снегу выйти на поляну, откуда их смог забрать вертолет. Тогда С.П. Королев и обратился к В.А. Грачеву - основателю и первому руководителю СКБ. Попросил его сделать машину, которой было бы нипочем любое бездорожье. Грачев и его команда, в составе которой тот же Сальников прошел все ступени от стажера до руководителя, начиная с конца 50-х годов, работали над семейством автомобилей специального назначения. Они предназначались для доставки на стартовые позиции баллистических ракет.
На стенде, выставленном в КБ по случаю 90-летия со дня рождения Виталия Андреевича Грачева, я насчитал около полусотни таких автомобилей. Остановимся на нескольких наиболее интересных идеях и конструкциях.
Очень часто при разработке транспорта высокой проходимости ставку делают на гусеницы. Испробовали этот вариант и в СКБ. Гусеницы испытывали и металлические, и резиновые, и совсем уж необычные. Представьте себе десятка два полых цилиндров-катков, соединенных эластичной цепью. Катки перемещаются, словно траки гусеницы, и, опираясь на них, машина движется, хоть по суше, хоть по воде... Однако, как и в случае с луноходом, испытания показали, что надежность традиционных колес - выше.
Испробовали грачевцы и разные варианты приводов и трансмиссий: механические, гидравлические, электрические... Например, мне показали изображение некой «ноги», опирающейся на мотор-колесо. «Это макет элемента многоколесной большегрузной платформы для транспортировки крупногабаритных конструкций», - пояснил Сальников. Королев даже хотел доставлять ракеты к местам старта не по рельсам, как ныне, а на такой платформе. Но с его смертью интерес к ней со стороны заказчика угас.
И все же в СКБ «синюю птицу» для космонавтов сделали. Название, насколько я понял, обусловлено ее непривычным небесно-синим цветом. И другими необычными вещами. Начать хотя бы с того, что стеклопластиковый (заметьте, не металлический) кузов опирается на стальную раму, а та уж на шесть колес, объединенных в три ведущих моста. Передний и задний - управляемые, что дает возможность 9-метровой машине разворачиваться «на пятачке».
Давление в баллонах колес регулируется водителем: приспустит он шины, и машина проходит по самому слабому грунту. 150-сильный мотор и рационально подобранная коробка передач позволяют брать подъемы до 30 градусов, преодолевать завалы, а независимая торсионная подвеска смягчает тряску, неизбежную при езде по бездорожью.
В рейд «синяя птица» обычно выходит не одна. В составе поисково-спасательного комплекса - три машины. Распределение ролей тут такое.
Пассажирский вариант вместо кузова имеет дополнительную закрытую кабину с кондиционером, рассчитанную на троих (если помните, одно время экипажи на «Восходах» и «Союзах» состояли из трех человек). Причем каждый космонавт может не только сидеть, но и лежать - кто знает заранее, какая ситуация сложится после спуска. По той же причине здесь предусмотрено и медицинское оборудование для оказания первой помощи. А в экипаж машины, кроме водителя, механика, входит еще и врач.
Моменты рабочих испытаний: подъем преодолевает шнекоход; на плаву - «синяя птица» (модификация - подъемный кран). |
Грузовая несет на себе «пассажира» иного рода - шнековый вездеход и механизм для его выгрузки-погрузки.
Сам шнекоход - это и есть третья машина комплекса - настолько необычен, что достоин особого описания. Вместо колес или гусениц у него - два полых цилиндра-поплавка с наваренными сверху спиралями архимедовых винтов. При вращении они позволяют двигаться по рыхлому песку, глубокому снегу, засасывающей трясине. Машина уверенно перемещается даже там, где и танки безнадежно садятся на брюхо. Запаса топлива ей хватает на четыре часа хода. Что в переводе на привычные километры означает: по снегу, например, она может пройти порядка 100 км.
Выйдя по радиопеленгу в нужную точку, шнекоход подбирает космонавтов и возвращается. Космонавты переходят в кабину пассажирского вездехода, грузовой взваливает на себя изрядно потрудившийся шнекоход, и вся команда направляется к ближайшему аэродрому.
Надо сказать, что подобного пермскому ЧП больше не было и возможности комплекса, к счастью, ни разу не использовались «на все сто». Космические системы стали надежнее, прицел при посадке достаточно точным, так что развернуться «синим птицам», проявить свои ходовые качества пока не выпал случай. Это, кстати, побудило разработчиков задаться резонным вопросом: «Нельзя ли пристроить специализированный комплекс в народном хозяйстве?»
Пластиковый, не боящийся коррозии корпус как нельзя лучше подходит для мелкосидящего речного судна с двумя гребными винтами А оно весьма пригодится в прибрежных хозяйствах для ловли рыбы, организации водолазных работ, перевозки на острова, где, как правило, хорошие выпасы, дойного стада, да и доярок, молочных фляг.
Шнекоход же вообще освоил необычную специальность. Камыш - сущее бедствие для рыбоводческих хозяйств. Пруды обрастают им столь густо, что даже рыбе становится тесно. Попытки косить с лодок ни к чему хорошему не приводят - срезанные на уровне воды стебли разрастаются еще пуще. Тогда пару лет назад в одном из хозяйств Астраханской области провели такой эксперимент. Пруд приспустили, чтобы камыш побольше показался из воды, поставили на шнекоход косилку и... Вскоре стебли были скошены даже на мелководье, куда ни на лодке, ни пешком не пробраться. Затем уровень воды в пруду восстановили, и большая часть растений, лишенная доступа воздуха, погибла. Что в данном случае как раз и требовалось доказать.
Ну и, конечно, транспортировка бригад по обслуживанию нефтепромыслов и линий электропередачи в Западной Сибири. Обычно сменные вахты и продовольствие удается забросить лишь по зимнику. Летом - надежда только на вертолет. А если нелетная погода?.. Поисково-спасательный комплекс позволит наладить регулярное курсирование, без нервотрепки и «героического» преодоления трудностей.
Кое-что для претворения этих идей уже делается. Сальников показал мне в экспериментальных мастерских СКВ новые модификации «синих птиц». Отличает их от «спецназовских» прежде всего широкое использование узлов от серийных автомобилей. На них ставятся зиловские кабины, бензиновые моторы заменяются более экономичными дизелями...
На одной из моделей, оборудованной утепленным закрытым кузовом, телескопической антенной для четырех прожекторов, предусмотрена загрузка специального инструмента для разбора завалов, комплекта медицинской аппаратуры для оказания скорой медицинской помощи. В итоге получилась машина для работы в районах стихийного бедствия, крупных катастроф и аварий. Такая, способная повсюду пройти, окажется весьма кстати и геологам, строителям, лесорубам...
Неспроста же зиловскими разработками интересуются, помимо отечественных, и избалованные зарубежные покупатели. Порой, правда, не обходится без курьезов. Так, некий японский бизнесмен, завороженно понаблюдав за теми фортелями, которые «синяя птица» выделывала на бездорожье, восхищенно воскликнул: «Это ж надо, на какие хитрости идут русские, чтобы не тратиться на хорошие дороги!» Не знаю, может, в Стране Восходящего Солнца и впрямь всюду проложены автострады, и вездеходы там просто не нужны. Но вот, скажем, нефтедобытчики Ближнего Востока, пастухи Африки, строители Азии посчитают встречу с «синей птицей», наверное, за счастье. Что, впрочем, и не удивительно - машину-то наши специалисты сделали отличную!
P.S. Всех, участвовавших в ее создании, мне, конечно, не назвать - в СКВ работает более сотни человек. Некоторых, по просьбе И.И. Сальникова, я все-таки упомяну. Это ведущий конструктор В.Б. Лаврентьев, ведущий специалист по плавающим машинам Ю.И. Соболев, ведущий испытатель А.И. Алексеев, разработчики трансмиссий В.В. Шестопалов и Н.М. Никонов... И, наконец: иллюстрации для публикации предоставлены работниками СКВ Ю.А. Комаровым, Ю.М. Полесиным и А.Н. Рылеевым. Спасибо.