«Техника-молодежи» 1994 №4, обл, с.9



Время — Пространство — Человек

АМЕРИКАНСКОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Вильям Хартманн (США). Земля, Луна, Солнце.

В свое время на страницах «ТМ» довольно много рассказывалось о становлении научно-фантастической и космической живописи и графики в России и нынешнем ближнем зарубежье. Изредка читателя знакомили и с творчеством художников-фантастов из стран среднего зарубежья: Болгарии, Польши, Венгрии... Этим география раздела «Время — Пространство — Человек», в общем-то, и ограничивалась. Но как обстоят дела с «космическим» изобразительным искусством в дальнем зарубежье?

История возникновения современного течения «спэйс арт» в США еще ждет своего подробного исследования, но в целом она развивалась вполне аналогично отечественному. И неудивительно: есть все основания рассматривать их постепенное становление в контексте единых для изобразительного искусства Европы и Северной Америки процессов. Уже на рубеже веков «космическая окраска» стала характерной для символистских, а затем авангардистских концепций художественного творчества. Одних привлекало в ней стремление к мистическим откровениям и уитменовский «космический энтузиазм», других — возможность радикального разрыва с «земными» началами — предметностью, традиционными формами и классической в своей основе эстетикой. При всем различии национальных и художественных школ обращение к космическим темам объединяло Э.Мунка («Встреча в космосе», 1899) и У.Т. Хортона («Тропа к Луне», 1899), Д.Северина («Звездный свет», 1912) и Ф.Купку («Космическая весна», 1911 — 1912), Д.Сикейроса («Взрыв в городе», 1935) и С.Дали («Атомарный крест», 1952).

Если не считать многочисленных иллюстраторов космических комиксов, необычайно популярных в США в 30 — 50-е годы — а среди них особенно выделялись художники-графики Френк Пол, Губерт Роджерс, Брайан Льюис, — то первыми представителями темы космоса в американском искусстве окажутся Р.Кент, К.Кребс и Р.Форнер. Вместе с выходцами из Индии и Европы они в течение 2 — 3 лет представляли «космик арт» — особую разновидность американской «космической фантастики», в которой соединялись традиции позднего европейского символизма, трансформировавшегося в сюрреализм и метафизическую фантастику. «Человек в лодке» (1933) Рокуэлла Кента, пожалуй, наиболее верная отправная точка в начавшемся движении большого искусства США к освоению космической темы.

Разительная перемена произошла в конце 50-х под несомненным воздействием реальных успехов советской и американской космонавтики. Даже в журнальной графике наряду с броскими иллюстрациями к космическим «боевикам» и «вестернам» стали появляться работы совершенно иной направленности. В журнале «Missils and Rockets», издаваемом NASA в те годы, опубликовал множество далеких от популярных НФ-рисунков художник Саймпсон-Майдлмэн. Свой стиль он называл «научно-художественным» и во многом ориентировался на графику советских конструктивистов 20-х годов: А.Родченко, Л.Поповой, П.Митурича. В том же журнале в 1950 году начал свой путь к теме Вселенной талантливый мастер Чесли Бонстелл. Его способности в полной мере раскрылись лишь спустя десятилетие, во время работы в группе из более чем полусотни художников, приглашенных NASA участвовать в программе первых полетов на Луну.


Кара Затмари (США). Мечта человечества.

Об этом эпизоде стоит рассказать подробнее: впервые космическая тема привлекла внимание стольких мастеров. Во время подготовки к старту «Аполлона-11» и после завершения полета было создано несколько сотен картин и рисунков, среди которых произведения весьма известных, признанных в США художников — Роберта Раушенберга, Роберта Маккола, Джеймса Уайета, Людека Пешека, Пола Калле... От архитектурно— дизайнерских воплощений космической темы искусство Америки сделало шаг к станковой живописи и графике. Собранные NASA и приглашенные на космодром художники глазами очевидцев сумели подметить и запечатлеть самые разные моменты грандиозного и увлекательного события. Вполне естественным было стремление к «репортажному» стилю и, одновременно, к показу «фееричности» вполне реального, но еще вчера немыслимого события.

Другая отличительная черта — реалистичность, иногда нарочито подчеркнутая и доведенная до уровня «гиперреализма». Впрочем, для воображаемых космических пейзажей такой подход вполне объясним: отсутствие атмосферы должно придавать особую четкость изображениям и резкую контрастность цветам. Несомненно и специфическое воздействие на художников «заказа», которым в конечном счете была предопределена стилистика большинства работ, неизменно тяготеющих к фотографизму. Трезвомыслящие руководители NASA оказались далеки от желания пригласить к участию в своей культурной программе представителей авангардных направлений искусства.

К лучшим произведениям всего этого грандиозного космического сериала следует отнести натурные зарисовки, сделанные на космодроме. Мастерски выполненные акварели Джеймса Уайета «Ночь. 3 часа 30 минут до старта» и Джулио Фернандеса «Взлет Аполло», острые и романтические. Рисунок Джона Пайка «На космодроме. Испытательный блок», напротив, до предела «снижающий» эмоциональное звучание темы. Беглый «репортерский» стиль зарисовки Леонарда Дермотта «Аполло-9» поднимают на борт»...

Впрочем, последняя работа вряд ли была написана с натуры. Как и добрая половина альбома «Очевидцы Вселенной», выпущенного NASA в начале 70-х и состоящего из 250 иллюстраций. Мы находим здесь инопланетные и лунные пейзажи, наделенные по воле их авторов большим или меньшим фантастическим содержанием. Одно из самых выразительных произведений лидера американской школы «спэйс арт» Роберта Маккола — «Аполло-8» возвращается домой». Оно довольно точно демонстрирует главное отличие американского космического искусства от советской живописи и графики образца 70 — 80-х годов. В центре внимания американцев — реалии космической техники, подчеркнутая «информативность» сюжетов, интерес к инопланетной «экзотике». Для отечественных же художников, бесспорно, важнейшим являлся образ человека в космосе. Вокруг него располагаются иные более частные темы и сюжеты. На 1-й стр. обложки представлена картина Виктора Червоненко «Гимн света» (1966), по-своему решающего тему Космоса.

Расширение в последние годы российско-американского культурного диалога, несомненно, окажет свое воздействие и на развитие космической темы в изобразительном творчестве обеих стран. Но значительно важнее начавшийся плодотворный обмен духовными ценностями двух великих народов. И, быть может, в результате этих совместных усилий на наших глазах возникнет то самое «искусство будущего», поиском которого были заняты многие ведущие мастера XX столетия?

Валерий КЛЕНОВ