«Техника-молодежи» 1994 №7, с.30-31
Катастрофа, которая грозит Земле, требует «безумных идей ее спасения, считает заместитель директора научно производственной фирмы «Магеллан» Александр Анатольевич РАСНОВСКИЙ. Вот что он рассказал нашему корреспонденту Юрию МЕДВЕДЕВУ. |
У |
А какие перспективы у всеми нами любимой космонавтики? Во что она превратится, лишившись военной подпорки? Ведь по оценкам НАСА и НПО «Энергия», чтобы удовлетворить потребности связистов, метеорологов, геологов и т.д., достаточно запускать 25 — 30 спутников в год, то есть в несколько раз меньше, чем сейчас.
Перевести же космонавтику на коммерческие рельсы, как показывает опыт США, не удастся: при ежегодных затратах 30 млрд.долл. доход едва достигает 4 млрд. Куда выгодней вкладывать деньги в другие области, где капитал дает более быструю и весомую отдачу.
Кто-то сказал, что создание ядерного оружия и обслуживающей ее космонавтики можно объяснить только тем, что человеческое сознание находится в младенческом возрасте. Люди, как дети, радовались и любовались техническими новинками. И только поумнев, прозревают — какую же супердорогую и смертоносную игрушку произвели на свет. Такую, что и непонятно, как с ней быть.
Действительно, как? Неужели просто-напросто порезать ракеты, выбросить из цехов уникальное оборудование, разогнать мощнейшие коллективы? Неужели нельзя найти им достойное применение?
Можно! Причем именно сейчас, когда множество земных проблем связалось в тугой узел, который, кажется, и не разрубить. Благодаря тому, что еще существуют у нас и ядерное оружие, и космонавтика, выпал редкостный шанс их решить — и вряд ли он повторится в истории.
Экологи мрачнеют при одном упоминании — «парниковый эффект». Он неумолимо растет в связи с промышленными выбросами, прежде всего углекислоты. Скапливаясь в атмосфере, она поглощает отраженное планетой солнечное тепло, не дает ему вырваться в космос. Результат — перегрев, изменение климата и множество апокалиптических последствий, которые не раз описаны в литературе.
Даже нынешний уровень выбросов раза в 3 превосходит способность биосферы поглощать избыток углекислоты. Но это, как говорится, цветочки. Основной техногенный ее поставщик — энергетика, работающая на органическом топливе. И несмотря на все разговоры, что энергопотребление надо снижать, ибо Земля не выдержит такой нагрузки, непонятно, как это сделать. Недаром же количество киловатт на душу населения считается показателем качества жизни. Например, в США на человека приходится 12 кВт, в Японии и Европе 3,5 — 5,5 кВт, а в развивающихся странах Африки, Азии, Латинской Америки — менее 0,6 кВт. И последние тоже стремятся «жить как люди», потреблять столько же энергии. Тогда выбросы СO2 возрастут еще в 1,5 раза.
Изменение орбиты астероида с помощью ядерных взрывов. |
Как же быть? Выдвинуто немало предложений. Вот только некоторые. Попробовать всем странам договориться о добровольном ограничении выбросов. Или ввести квоты на их количество и штрафы за превышение. Технологический уровень промышленно развитых, может, и позволит им это претворить, а что делать развивающимся?
Другой вариант — резко (в 6 раз) увеличить мощности АЭС и соорудить на северных островах гигантские ядерные могильники. Увы, он создаст массу сложнейших проблем: захоронение радиоактивных отходов, увеличение вероятности аварий АЭС, рост ядерной угрозы из-за накопления плутония и т.д.
Конечно, ничто не мешает использовать экологически чистые возобновляемые источники — Солнце, ветер, приливы и пр. Одно только плохо: несмотря на научно-технические достижения, в ближайшие 30 — 50 лет, прогнозируют ученые, их доля в общем энергопотреблении едва ли превысит 10%.
Наконец, рассматривался и такой проект: разместить солнечные электростанции (на фотоэлементах) в космосе, а выработанную электроэнергию передавать на Землю радиоволнами. Около 60 их, общей площадью 3000 км2 и массой 3 млн.т, смогли бы на четверть обеспечить нужды США в электроэнергии.
Однако и у этого проекта немало недостатков: необходимы огромные грузоперевозки в космос, которые нанесут вред окружающей среде; неясны экологические последствия передачи на Землю больших потоков энергии; очень дорога наземная система по ее приему и преобразованию.
Сказанное касается и другого проекта — размещения зеркал на околоземной орбите. А ведь какие блага он сулит! Дополнительное освещение сэкономит энергию в городах, повысит урожайность растений, продлит сроки сельхозработ и т.д. Причем, если интенсивность отраженного излучения достигнет 150 Вт/м2, станет существенной его роль в теплоэнергетике. А ведь именно как тепло надобна энергия. (По крайней мере, в развивающихся странах 3/4 ее используется в таком виде.) Уже к середине XXI века за счет зеркал можно было бы покрыть до 30% потребности энергии на Земле. Да и особо сложных научно-технических проблем с их созданием не предвидится. Специалистам ясно, как это сделать. Все упирается в злополучные грузоперевозки.
Вот мы и предлагаем от них отказаться: изготовить отражатели не на Земле, а прямо в космосе, из металла астероида. Правда, сначала придется изменить его траекторию, пригнать к нашей планете. Как? С помощью ядерных взрывов (вот где пригодится избыток грозного оружия!). Скептики наверняка воскликнут — безумная идея! Если кто-то всерьез и размышляет над подобным, то — наоборот, как уберечься от астероида, от его возможного падения. Даже созданы специальные научные группы, занимающиеся этой темой. А самим тащить его сюда? Сумасшествие! Однако не спешите с выводами.
Для торможения небесного тела весом 50 млн.т на 10 км/с ему необходимо сообщить кинетическую энергию, эквивалентную 385 млн.т тротила. Но, учитывая различные потери, «взрывчатки» потребуется в несколько раз больше. Тогда к Земле будет доставлено 10 млн. т внеземных материалов.
Обладают ли земляне такой энергией? Да! Ядерный потенциал США и СССР оценивается в 15 Гт тротила. Нынешними договорами о разоружении предусмотрено его сокращение наполовину. Даже при пессимистическом к.п.д. ядерно-взрывного «двигателя» в 3 — 4%, этого количества (7500 млн.т) вполне хватит, чтобы начать космические маневры.
У операции может быть несколько этапов. Из баллистических ракет извлекают боеголовки, а из них, в свою очередь, — взрывчатое вещество. Затем в таком обезвреженном виде оно теми же ракетами доставляется в космос, где «боезапас» накапливается в орбитальных хранилищах. Здесь международные экипажи подготовят самодвижущиеся «бомбы».
Допустим, найден подходящий (по составу) астероид весом около 50 млн.т, из группы АСЗ (астероиды, сближающиеся с Землей). Поскольку он то удаляется от Земли, то приближается к ней, «местом действия» выбирается ближайший участок его траектории, находящийся на расстоянии менее 30 млн.км. Туда заранее направляются корабли-носители с 40 — 50 «бомбами» на борту. Они зависают в ожидании предстоящей атаки. При появлении цели немедленно следуют удары, причем не очередями, а отдельными залпами, по 10 — 15 «выстрелов». Ведь над астероидом взметнется огромное облако ионизированных газов, которое не пробьет никакой локатор. Так что придется сделать паузу, переждать, когда оно рассеется, и затем «нападать» вновь.
Управление такой операцией требует ювелирной точности. С одной стороны, для бомбометания необходимо найти такую зону, чтобы траектория астероида корректировалась оптимальным образом. С другой — каждое мгновение меняется его расположение относительно носителей. Кроме того, после очередной серии взрывов астероид уже «не тот» — он испаряется, его конфигурация меняется, а значит, смещается его центр масс.
Использование энергии, посылаемой к Земле отражателями, изготовленными из металла астероида. |
Отслеживать и управлять процессом с Земли крайне трудно, а главное — неэффективно. Ведь пройдут минуты, пока из Центра поступят команды. За это время картина резко изменится. Куда лучше, если «вести» практически всю операцию станут суперЭВМ, установленные на борту носителей.
Конечно, взрывы для огромной скалы — комариные укусы. Но недаром говорят, капля камень точит. Атак потребуются тысячи. Как мы уже отмечали, нападение будет идти только в зоне траектории астероида, ближайшей к Земле. Следовательно, в несколько заходов.
Так постепенно, в результате бомбежки, небесное тело начнет приближаться к нашей планете. Примерно через 10 лет оно перейдет на орбиту вокруг нее. Но на подлете придется выполнить еще одну очень тонкую операцию: разрезать астероид. Вернее, взорвать, да так, чтобы он треснул, а не разлетелся. Иначе последующая его переработка превратится в проблему.
Наконец космический гость, «присмиревший» и похудевший, попадет в нужную точку, где подготовлены производственные «цеха». Космос позволяет создать уникальные технологии плавки, напыления, механической обработки, ведь здесь вакуум, невесомость, возможность свободного перемещения. Энергии же — предостаточно. От Солнца, за счет отражателей, сначала доставленных с Земли, затем изготовленных уже в космосе.
Серьезная задача — как корректировать расположение гигантской, в сотни тысяч тонн конструкции с множеством отражателей, чтобы лучи попадали в заданный район Земли? Варианты решения есть. Так наши специалисты придумали, как при корректировке обойтись вообще без топлива (пока «ноу-хау»).
И наконец, главный вопрос: безопасно ли все это? Ядерные взрывы, транспортировка большого количества радиоактивных материалов, металлургия в космосе.„Что здесь наиболее страшно? Падение носителя с ядерным взрывчатым веществом на планету. Но в таком случае взрыв исключен. Ведь атомные бомбы случайно падали, и ничего экстраординарного не последовало. То есть опасность минимальна, тем более что транспортируется уран-235, у которого слабая радиоактивность.
Если «повезет» с поиском подходящих астероидов, то имеющегося ядерного потенциала хватит для доставки 4 — 5 небесных тел, если не «повезет» — всего одного. Ну а дальше? Да-да, для продолжения сооружения космической энергетической сети потребуется увеличить производство ядерных зарядов и ракет.
Значит, опять ядерное оружие? Опять ядерные технологии, загрязняющие планету? Оказывается, дела пойдут иначе. Космическая энергетика не только решит проблемы с «парниковым эффектом», но и значительно уменьшит число наземных АЭС, радиоактивные отходы которых так тревожат людей. Обогащение же урана, используемого для бомбардировки астероидов, является гораздо более чистой и почти безотходной технологией.
И последнее. Реализация проекта особенно важна для нашей страны, перед которой сейчас стоит вопрос: возродится ли она, вернет ли себе статус великой державы? Ведь именно в космических и ядерных технологиях мы были «впереди планеты всей».
Что же, развалить, разрушить и это? Превратиться в сырьевой придаток развитых государств? На такое способен лишь дикий народ. Авторы надеются, что подобной участи удастся избежать, и предлагают миру цель, способную сплотить человечество.
Проект, о котором здесь рассказано, вынесен на обсуждение участников международного симпозиума «Космонавтика, экоэнергетика и экоцивилизация». Он состоится летом в Москве.