«Техника-молодежи» 1994 №9, с.28-29
...Распавшись на фрагменты, комета-убийца врывается в атмосферу планеты — и?! Нет, это — не фантастический фильм, а реальные события июля 1994-го, и планета, к счастью, не Земля. Но даже Юпитер не мог не почувствовать пары десятков ударов силой по 10 млн. Мт! Из околоземного пространства были видны лишь следы бомбардировки — когда атакованная сторона Юпитера открывалась глазам и приборам наблюдателей. А вот находившиеся в выгодном положении Galileo, Voyager 2 и другие дальние космические зонды непрерывно посылали изображение и результаты измерений. До самого начала космической атаки ученые, выдвинув 4 возможных варианта, не знали, какой же из них осуществится... О том, что же случилось с Юпитером и кометой Шумейкера — Леви, читайте в ближайшем номере. |
Изучение физического состояния астронавтов, долго пребывавших на орбите, показало: под влиянием невесомости из костей человека быстро вымываются минеральные вещества, и они становятся хрупкими, а сердечно-сосудистая система теряет нормальный тонус — что при возвращении на Землю гарантирует учащенный ритм сердцебиений и пониженное кровяное давление. Судя по всему, с теми же проблемами столкнутся космические путешественники во время продолжительных визитов на Луну или Марс, где сила притяжения равна соответственно 17% и 38% земной. Лекс Шультхайс, профессор-ассистент из госпиталя Джона Гопкинса, полагает, что панацеей от подобных бед станет "виртуальная гравитация" — а точнее, специальная железная дорога, которая и обеспечит "тяжесть" земного уровня на любой из планет. Согласно его проекту лаборатории, офисы и жилые помещения монтируются в виде своеобразных вагонов, и составленный из них поезд кружится по наклонному пути кольцевой дороги. При этом к гравитации планеты добавляется центростремительная сила, причем уровень полученного в результате искусственного тяготения зависит от угла наклона пути, радиуса кольца и скорости поезда. Колонисты постоянно пребывают в своих движущихся апартаментах или, по крайней мере, наносят туда регулярные визиты. "Кольцевую дорогу новой технологией не назовешь! — поясняет автор. — Но построить ее куда проще, чем, скажем, разработать специальное лекарство — без всякой гарантии, что лет этак через десять оно не даст совершенно непредвиденного побочного эффекта". Сейчас Шультхайс экспериментирует с целью установить необходимую "дозу" гравитации, которая заведомо исключит неприятности с костями и сердечно-сосудистой системой, а также выяснить, как влияет длительное вращение на наш зрительный и вестибулярный аппарат. |