«Техника-молодежи» 1995 №4, с.19-21
Э |
Увы, смерть прервала его жизненный путь. Но все то страшное время, несмотря на мучительную болезнь — рак, — он проявлял удивительную исследовательскую и редакторскую активность. Обратите внимание на меткость и уместность примеров и сравнений, разнообразие использованных источников (Ж. Верн, А. Кларк, А. Толстой), достоверность фактической информации. И это синтезировано человеком, почти не встававшим с постели! Умело обработан и материал собственных произведений.
О них — особый разговор, ведь Михаил оставил научно-фантастическую повесть "Дипломный перелет (версия защиты)", над которой трудился последние годы. Но что-то с ней не выходило, а там также затрагиваются вопросы, сходные с тематикой "Фантастической космонавтики". И вот после выписки из больницы он вдруг с радостью объявил, что вещь завершена и что вскоре сдаст ее в ближайший номер. Но, судя по всему, наш коллега, подобно Моцарту, додумал все лишь у себя в голове, не успев записать это на бумаге (или дискете): сколько мы ни искали, пока так и не нашли повесть в законченном виде.
Данная статья, по-видимому, стала для ее автора каким-то завершающим интеллектуальным рывком. И, как только она была готова, у Михаила сразу же наступило ухудшение... Через несколько дней его не стало.
Михаил ПУХОВ | ПЕРТУРБАЦИЯ С ГЕНЕРАЦИЕЙ, | или НОВЫЙ ПУТЬ К МАРСУ |
Так ученые называют способ изменения величины и/или направления скорости космического корабля без затраты топлива, за счет взаимодействия с гравитационным полем встреченной планеты. Первым ПМ предложил Ю.В.Кондратюк. Впрочем, идея витала в воздухе: астрономы давно заметили, что кометы и астероиды, пролетая Юпитер, меняют траекторию — исполняют ПМ.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
Чтобы самостоятельно рассчитать простейший ПМ (все траектории располагаются в одной плоскости), не нужны ни компьютер, ни даже калькулятор. Достаточно одного графика и четырех диаграмм. На первой из них видим, как планета догоняет космический корабль (ситуация типична при ПМ во владениях Юпитера). На второй диаграмме скорости переводятся в систему координат, связанную с планетой: она теперь неподвижна, корабль приближается слева.
На третьей диаграмме с помощью графика рассчитывается угол поворота вектора скорости космического корабля при движении по гиперболе в окрестностях планеты. По горизонтальной оси отложено частное от деления постоянной поля тяготения планеты, помноженной на ее массу, на квадрат относительной скорости (той, что на диаграмме 2) и начальную прицельную дальность.
Наконец, на четвертой диаграмме новая относительная скорость корабля суммируется со скоростью планеты и переводится в прежнюю систему координат. ПМ завершен.
Очевидно, что выступать источником ПМ способны лишь достаточно массивные небесные тела, в противном случае корабль спокойно проследует мимо. Немаловажна и скорость — если даже очень массивное тело движется медленно или покоится, то ПМ приведет просто к смене курса.
ПМ В ФАНТАСТИКЕ И ПРОЕКТАХ
Первый в истории ПМ совершили герои Жюля Верна, хотя и не по своей воле. Результаты, однако, он дал отменные: спас от гибели при ударе о поверхность Луны, позволил ее облететь и благополучно вернуться на Землю. Началось со следующего эпизода:
"Барбикен уже двинулся было к противоположному ставню, как вдруг его внимание было привлечено каким-то приближающимся блестящим предметом. Это был сверкающий шар, колоссальные размеры которого трудно было определить. Поверхность его, обращенная к Земле, была ярко освещена. Его можно было принять за какую-то маленькую Луну, отражавшую свет большой Луны. Шар двигался с необычайной быстротой и описывал, по-видимому, вокруг Земли кривую, пересекавшую траекторию летящего снаряда. Поступательное движение этого тела дополнялось вращением его вокруг своей оси; таким образом, оно в своем полете ничем не отличалось от других небесных тел, движущихся в пространстве.
— Это еще что такое? — воскликнул Мишель Ардан. — Еще один снаряд?
Барбикен не ответил. Появление этого громадного небесного тела удивило и встревожило его. Он понимал, что их ядро вполне могло столкнуться с неизвестным болидом и такая встреча грозила путешественникам самыми плачевными последствиями: снаряд мог отклониться от курса или начать падать на Землю; астероид мог в силу законов притяжения втянуть снаряд в свою орбиту".
Описана встреча с гипотетическим вторым спутником Земли, который своим притяжением чуть отклонил снаряд в сторону, что и привело к изложенным выше результатам. Разумеется, столь малое космическое тело (хоть оно и кажется Барбикену "громадным") никак не могло повлиять на траекторию снаряда. Но весь яд критики в адрес Ж. Верна выпустил в свое время Перельман; воздадим лучше должное писателю как Первопроходцу.
Идея ПМ вновь всплыла в середине XX века. В разгоряченных военной гонкой великих державах, получивших к тому же доступ к немецким ракетным секретам, лихорадочно разрабатывались крупномасштабные проекты покорения Луны и Марса. Оказалось, путь на Марс с пролетом Венеры дает небольшую экономию топлива. Но в современных планах освоения Марса пролет Венеры пока не предусматривается: программа "Земля — Венера -Марс" отложена до лучших времен. Драматичнее сложилась судьба знаменитого проекта "Большой Тур".
Он был разработан в США на базе конкретного расположения внешних планет, сложившегося в конце 70-х — начале 80-х годов XX века и названного "Парад планет". Оно предоставляло уникальную возможность (поскольку повторится лишь в 2155 году) исследовать одним аппаратом большую часть внешних планет, у каждой из которых предполагалось выполнить ПМ для нацеливания на следующую. Самый сложный вариант предусматривал полет по маршруту Земля — Юпитер — Сатурн — Уран — Нептун, еще один включал Плутон, но за счет Урана и Нептуна.
К сожалению, денег в кармане NASA для финансирования проекта не нашлось, и от него отказались, решив ограничиться более простыми вариантами.
В фантастике идею "Большого Тура" в укороченном варианте использовал А. Кларк в романе "2001: Космическая одиссея". Корабль "Дискавери", совершив ПМ в окрестностях Юпитера, уходит к Сатурну:
"Словно шар на некоем космическом бильярде, "Дискавери" отразился от движущегося гравитационного поля Юпитера и приобрел от этого столкновения новую энергию. Не израсходовав ни одного грамма топлива, он увеличил скорость почти на десять тысяч километров в час.
Но в этом не было никакого нарушения законов механики. Природа всегда точна в своей бухгалтерии, и Юпитер потерял ровно такое же количество движения, какое приобрел "Дискавери". Планета затормозилась, но ее масса в секстильон раз превышала массу корабля, и поэтому изменение ее скорости было настолько ничтожно, что никакие приборы уловить его не могли".
Впрочем, в киноверсии романа полет завершается среди лун Юпитера — как и в "Одиссее-2". Ко времени ее написания поступили великолепные снимки планеты и галилеевых спутников, грех было не воспользоваться.
ТАНЦЫ С МЕРКУРИЕМ
Однако первой планетой, в поле тяготения которой был совершен ПМ для перелета к другому небесному телу, стала все-таки Венера. Хотя перелет на Марс вроде пока отпал, оставалась другая цель — Меркурий (добраться напрямую с Земли до него, кстати, почти так же трудно, как до Юпитера). Программа полета "Маринера-10" была разработана и утверждена.
"Первый блин" в данном случае вылился не в ком, а в лавину. Человек, не принимавший участия в программе, проигрывая на персональном компьютере различные варианты, вдруг обнаружил, что если слегка подправить параметры пролета Венеры, то можно обеспечить многократные встречи с Меркурием. И обнародовал свои соображения.
В NASA возликовали. Ведь это — полное картографирование одним-единственным аппаратом! Программу тут же подкорректировали.
"Маринер-10" стартовал 3.11.73, прошел на намеченном расстоянии от Венеры 5.02.74, передал на Землю тысячи превосходных снимков ее облачного покрова и вышел на проходящую мимо Меркурия гелиоцентрическую орбиту, период обращения по которой ровно вдвое превышает "год" самого "стража Солнца". Поскольку Меркурий в силу малой массы неспособен быть источником маломальского ПМ, "Маринер" будет встречаться с ним на каждом своем витке.
Для исследования использовались три первых прохода: 29.03.74, 21.09.74 и 16.03.75, причем в последнем случае "Маринер" прошел над планетой на высоте чуть больше 300 км. На Землю переданы около 3000 снимков с разрешением до 50 м. Потом работу прекратили в связи с исчерпанием бортовых ресурсов.
... Но они все еще вальсируют там, купаясь в сиянии солнечной короны — маленький Меркурий и совсем крошечный "Маринер".
"БОЛЬШОЙ ТУР" ПО ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Хотя с приоритетом на первый прицельный ПМ все, казалось бы, определилось, специалисты по навигации у внешних планет не без успеха вбили на спорной территории и свой заявочный столб. Их "Пионер-10", посланный на разведку 3.03.72, уже 4.12.73, за считанные недели до сближения "Маринера" с Венерой, прошел на расстоянии 131 тыс.км от облаков Юпитера, передал 80 снимков и, совершив мощный разгонный ПМ, в 1983 году миновал орбиту Нептуна и покинул пределы Солнечной системы. (В том же году Плутон "нырнул" внутрь орбиты Нептуна, передав ему титул "высочайшей планеты".)
Первоначально "Пионер-11 "следовал по тому же графику, только годом позже: запущенный 6.04.73, прошел близ Юпитера 3.12.74. Но потом пути разошлись: совершив точный ПМ, "Пионер-11" 1.09.79 прошел на расстоянии 20 тыс. км от Сатурна, сделал еще один ПМ и стал почти по прямой удаляться от Солнца.
Разведка обоих вариантов маршрута "Дискавери" подготовила трассу для более сложных машин. Роль космической "Формулы-1" успешно выполнили аппараты "Вояджер". Стартовали с гандикапом: первым 20.08.77 в дальнюю дорогу отправился второй. Ученые, имея кое-какие задумки, запустили "Вояджер-2" к Юпитеру по "медленной" траектории, так что пока забудем о нем.
Флагман серии стартовал 5.09.77, но по траектории "быстрой". Настиг и обогнал тезку 15.12.77 в поясе астероидов, уже 5.03.79 прошел систему Юпитера, сделал великолепные снимки планеты и спутников (сподвигнувшие А. Кларка вновь взяться за перо) и после снайперского ПМ направился к системе Сатурна. Оказался на месте 12.11.80, прошел всего в 4500 км от самого большого спутника — Титана, — сделал снимки и устремился за пределы системы.
Тем временем его неторопливый тезка шел следом, оставаясь как бы в тени. После почти не замеченного общественностью пролета Юпитера 9.07.79 — второй есть второй — и ПМ в направлении Сатурна программа стала свободной, в том числе и от обязательных научных задач: теперь экипаж удаленного на миллиард километров корабля на каждом этапе сам определял, куда его направить. И вскоре перед навигаторами встал решающий выбор: или проход между Сатурном и кольцами — это создавало уникальные условия для исследования как самих колец, так и Титана, — или ПМ в направлении Урана с перспективой выхода к Нептуну. Вероятность сохранения работоспособности в районе последнего оценивалась в 40%, у Урана — в 65.
Поколебавшись, экипаж выбрал "журавля в небе". Миновав Сатурн 26.08.81 и опять-таки не произведя фурора, "Вояджер-2" направился к следующей цели. Кто не рискует, тот не выигрывает — 24.01.86 аппарат поразил мишень в самое "яблочко" (в отличие от других, спутниковая система Урана как бы стоит "на ребре", поэтому схема ее прохождения "Вояджером" весьма напоминает иллюстрацию из пособия по стрельбе), передал, помимо другой информации, отличные снимки планеты и его ближнего спутника Миранды, отснятые с расстояния 29 000 км — ближе было нельзя, изображение смазалось бы из-за чрезмерной относительной скорости, — и отправился дальше (см. схему на стр. 21). И вскоре сенсацию затмила другая — в 1989 году аппарат вышел к Нептуну и передал на Землю снимки не только самой планеты, но и Тритона — последнего из крупных спутников планет Солнечной системы. Скептики помалкивали — аппаратура работала прекрасно. Радиолуч, кстати, нес информацию к Земле четыре часа.
...Так "Вояджер-2" в полном объеме выполнил программу "Большой тур", причем в самом сложном ее варианте.
ВООБРАЖАЕМЫЕ СИСТЕМЫ
После полета советских аппаратов "Вега-1" и "Вега-2", которые стартовали "дуплетом" 9 и 21.12.84, а в середине июня 1985-го не только синхронно выполнили сложнейший пространственный ПМ у Венеры со сменой плоскости орбиты, но и сбросили на "утреннюю звезду" по два зонда — аэростатному и посадочному, — а потом аккуратно явились 5 — 6.03.86 на рандеву с кометой Галлея, стало ясно, что возможности ПМ в Солнечной системе почти исчерпаны. Источников всего шесть — планеты-гиганты, Венера, Земля, вероятные цели тоже наперечет. Использованы две уникальные возможности (комета Галлея вернется только через 76 лет). Причем нам грех жаловаться — Солнечная система разнообразна, вроде все есть: и очень большие планеты, и не очень, и спутники, и даже пояс астероидов. Чего же здесь нет, что могло бы стать источником нового вида ПМ?
Наша система бедна звездами. У нас всего одно Солнце. И чтобы получить что-то новое, нужно отыскать на небе или мысленно сконструировать систему, в которой звезд больше.
Первую из них создал Ф.Дж. Дайсон (тот самый, чья "сфера Дайсона") еще в начале 60-х годов. Собственно, это просто тесная звездная пара из двух одинаковых компонент А и В, с большой скоростью V вращающихся по общей орбите. Если система лишена планет, их заменяет база космической цивилизации, обращающаяся вокруг звезд на приличном расстоянии.
И вот обитатели планеты или базы "запускают малую массу С по направлению к двойной звезде... Орбита рассчитывается так, что тело сближается с компонентой В в тот момент, когда та движется навстречу. В этом случае С совершает оборот вокруг звезды и улетает со значительно большей скоростью. Эффект почти таков же, как если бы два тела претерпели упругое столкновение: масса С придет в удаленную точку Q со скоростью несколько выше 2V. Там его могут встретить и преобразовать кинетическую энергию в полезную работу. Другой вариант — использование системы для разгона тел, причем в этом случае тело С просто продолжает движение со скоростью 2V до своего назначения. Последним может служить аналогичная система, расположенная на большом расстоянии, которая тормозит тело С с помощью того же механизма".
Наиболее эффективна тесная пара белых карликов. "Она могла бы ускорять даже хрупкие объекты до скорости 2000 км/с... Можно себе представить, что высокоразвитые цивилизации используют состоящие из белых карликов двойные звезды, рассеянные по Галактике, в качестве станций для дальней транспортировки тяжелых грузов".
Неплохую звездную систему, как ему кажется, сконструировал и автор этих строк в рассказе "Над бездной", опубликованном в журнале "Знание -сила" (№3/74). Она имела собственное имя — Нейтронное кладбище — и позволила совершить межзвездный полет, не тратясь на торможение у цели и последующий обратный разгон.
"Название зловещее, но этот район действительно таков. Там было когда-то шаровое скопление. Потом оно взорвалось... Это происходило миллиарды лет назад. Сначала просто Сверхновая. Уровень радиации резко возрос. Стабильность соседей нарушилась. Началась цепная реакция. Очень скоро все светила скопления стали Сверхновыми, оставив после себя множество пульсаров, или нейтронных звезд". Скопление понадобилось, чтобы после облета многих звезд с поворотом у каждой на некоторый угол обеспечить выход на обратный курс. А состоит из нейтронных звезд потому, что все другие, даже белые карлики, бессильны служить источником ПМ для корабля, летящего со скоростью, близкой к световой.
Любопытно, что А.Кларк в опубликованном четыре года спустя романе "Фонтаны рая" применил очень похожую схему "кругосветного путешествия" — с последовательными ПМ на неподвижных звездах. Однако сделал "кругосветника" автоматом и отдал в ведение какой-то суперцивилизации, фактор времени для которой ничего не значит. Поэтому его "Glider" скользит по свободному маршруту от солнца к солнцу, огибая их, как обычная гиперболическая комета.
...Кларку даже не пришлось придумывать какую-то особую звездную систему — он взял ее прямо с неба.
ПРОЙТИ ОГОНЬ И СДАТЬСЯ В ПЛЕН
Как уже упоминалось, в "Одиссее-2" А.Кларк отказался от ПМ к Сатурну. Зато его персонажи не без успеха применяют другой способ изменения скорости без затраты топлива.
"На экране застыл образ Юпитера: клочья белых облаков, пятнистые оранжево-розовые полосы и злобный глаз Большого Красного Пятна. Лишь четверть диска скрывались в тени; она-то и притягивала взгляды. Там, в ночном небе планеты, китайский корабль летел навстречу своей судьбе.
"Это абсурд, — думал Флойд. — За сорок миллионов километров мы все равно ничего не увидим. Да нам и не нужно видеть, мы все услышим по радио".
"Цянь" замолчал два часа назад, когда антенны дальней связи спрятались под защиту теплового экрана. Работал лишь всенаправленный маяк корабля, и его пронзительный радиозов — "бип! -бип! — бип!" — разносился над океаном титанических туч. Сигнал шел от Юпитера более двух минут; за этот срок "Цянь" мог давно уже превратиться в облачко раскаленного газа.
Сигналы затухали, теряясь в шумах. "Цянь" затягивала непроницаемая плазменная оболочка.
— Смотрите! — крикнул Макс по-русски. — Вот он!
У самой границы света и тени Флойд увидел крохотную звездочку, вспыхнувшую там, где никаких звезд быть не могло, — на затемненном лике Юпитера. Она казалась неподвижной, хотя Флойд знал, что ее скорость — около ста километров в секунду. Она разгоралась, уже не была безразмерной точкой, начала удлиняться. Искусственная комета неслась по ночному небу Юпитера, волоча за собой тысячекилометровый огненный хвост.
Антенны "Леонова" уловили последний сигнал маяка, потом в динамиках осталось лишь бессмысленное радиобормотание Юпитера — один из голосов космоса, не имеющий ничего общего с человеком или его творениями.
"Цянь" онемел, зато перестал быть невидимкой. Вытянутая искра все дальше уходила во тьму. Скоро она скроется за горизонтом, и, если все пройдет нормально, Юпитер возьмет корабль в плен, отобрав у него лишнюю скорость. Когда "Цянь" появится из-за планеты-гиганта, у нее станет одним спутником больше".
Так выглядит атмосферный ПМ, когда космический корабль для торможения временно погружается в газовую оболочку планеты, а по выходе оказывается на другой орбите — обычно так называемом тормозном эллипсе. Такой эллипс приводит китайский корабль "Цянь", за которым мы только что наблюдали вместе с экипажем "Леонова", на спутник Юпитера Европу, а сам "Алексей Леонов" после аналогичного маневра оказывается близ Ио.
Любопытно, что в первом романе об атмосферном ПМ никто и не помышлял:
"Курс "Дискавери" на этом участке был рассчитан так, чтобы, захваченный тяготением Сатурна, он превратился в новый спутник этой планеты и стал обращаться вокруг нее по резко эллиптической орбите, вытянутой на три миллиона километров. В ближайшей точке орбиты он почти коснется Сатурна, в наиболее удаленной — затронет орбиту Япета".
По вырванной из контекста цитате можно заключить, что все делает тяготение — это была бы ошибка. В действительности двигатель включается в перицентре на торможение и переводит корабль с гиперболы диаграммы 3 на описанный эллипс. Но интереснее другое — какое событие, произошедшее между написанием двух книг, могло столь резко снизить внимание автора к обычному ПМ и взвинтить интерес к атмосферному?
Именно в этот период NASA приняло к исполнению "Галилео" — проект детального, не "на лету", исследования Юпитера и его спутников. Для первоначального выхода в систему и кое-каких последующих эволюции используется атмосферный ПМ. Знаменитый фантаст и популяризатор, одной ногой всегда ступавший далеко впереди переднего края науки, но второй — все-таки чуть-чуть сзади, просто не мог не уловить веяний времени.
Но в связи с гибелью "Челленджера" все американские исследовательские программы были заморожены до лучших времен. Атмосферный ПМ и тормозные эллипсы остались пока только на страницах "Одиссеи-2" — да в документально-фантастическом отчете "Путь к Земле", публиковавшемся в *ТМ" в 1985 — 1986 годах. Последний текст, напомню, попал к нам на кассете якобы из будущего; он содержит некоторые ценные соображения по поводу атмосферного ПМ:
"Орбита, получающаяся после прохождения атмосферы — так называемый тормозной эллипс, — необычайно чувствительна к самым небольшим изменениям скорости входа. Для малых судов, вроде нашего, важен и другой фактор: масса корабля из-за расхода топлива заметно уменьшается, и он потом тормозится сильнее. "Бывает выгоднее просто слить топливо, — рассказывал Коршунов, — чем тормозить движком. Так иногда делают".
Надо учитывать, что атмосфера "дышит", ее плотность меняется в зависимости от времени суток и солнечной активности. Если корабль идет в атмосферу для посадки, это неважно: все маневры сдвигаются по высоте на несколько километров, и только. Но когда он, подобно "Кон-Тики", лишь задевает воздушную оболочку и снова уходит в космос, точная атмосферная сводка на данный момент столь же необходима, как прогноз погоды для авиаторов. Вот почему такие сводки — неотъемлемая часть космического радиовещания". ...Задачи атмосферного ПМ не обязательно ограничиваются окрестностями планеты. Легко представить себе, как космический корабль с Юпитера, "чиркнув" по атмосфере Марса, переходит на траекторию, ведущую к Земле.
ПМ НА НЕБЕСНОЙ ТВЕРДИ
За счет атмосферного ПМ список потенциальных источников пополняют Марс, Титан, Тритон, некоторые кометы. А как же с другими кометами, астероидами, небольшими спутниками, прочей "небесной мелочью"? Неужели они ни при каких обстоятельствах не могут повлиять на траекторию аппарата, сделанного руками человека?
Разумеется, это не так. Если он, скажем, пробьет встреченное тело насквозь, скорость значительно уменьшится — и он уже на новой орбите. Космический снаряд, прекрасно приспособленный для решения такого рода задач, придумал Алексей Толстой. Приведем слова инженера Корвина из повести "Союз пяти":
"Затем, — он ударил тростью о литые грани пирамидального бивня на другом конце яйца, — эта бронебойная головка. Она из сибирской молибденовой стали. Если предположить, что снаряд подойдет к поверхности Луны со скоростью пятьдесят километров в секунду, то при ударе он должен проникнуть в лунную почву на чрезвычайную глубину... По моим расчетам, снаряды упадут в область Океана Бурь. Один за другим, через промежутки в семь-десять минут, они будут вонзаться в глубь лунного шара... Я боюсь одного: что снаряды станут пронизывать Луну, как лист картона".
Снаряд Корвина мог бы выполнять самые разнообразные задачи. Представим себе: грузовик-автомат с Земли приближается к Марсу; форма его непривычно обтекаема. Из-за горизонта появляется убегающий Фобос. Грузовик упорно догоняет; скорость сближения — 2 км/с. Впереди вырастает высокий вал кратера. Но взрыва нет: оставив сравнительно узкую воронку, массивный заостренный цилиндр исчезает в стене и, пробив ее, "как лист картона", спустя секунды влетает в кратер уже на "автомобильной" скорости. И следует туда, где его ждут...
Не сложнее исполняются выходы в пояс астероидов, в системы планет-гигантов. Скорость столкновения во всех случаях не будет превышать 5,5 км/с.
Схема полета космического аппарата "Вояджер-2" около Урана. Цифрами обозначены: I — зона, невидимая с Земли; II — теневая зона; III — проход аппарата на минимальном расстоянии от планеты (арабские цифры указывают время в часах до и после прохода). |
Существуют ли на сегодня хотя бы отдаленный аналог снаряда Корвина? Да, и в некоторых космических программах даже запланировано его использование. Это разработанный учеными из Sandia Lab пенетратор — снабженная конической головкой цилиндрическая стрела с отношением длины к диаметру около десяти. После удара пенетратор продолжает движение в грунте. Перемещаясь с большой скоростью, коническим носком он как бы "расплескивает" его в стороны и успевает проскочить, пока сходятся стенки образовавшегося канала (отверстие, остающееся в земле после входа аппарата, обычно меньше его сечения). Когда скорость падает до некоторого предела, стенки плотно схватывают корпус, и он останавливается. В этот момент — как и при первом контакте с почвой — перегрузки максимальны. В проведенных экспериментах они не превышали 2000, однако типична величина 500 — 600.
Всего в 60-е годы построили 15 тыс. пенетраторов — от совсем маленьких до 3-тонного гиганта диаметром полметра. Их использовали для исследования горных пород; соответствующей была и конструкция, включающая отделяемую хвостовую часть, остающуюся на поверхности и связанную проводами с уходящей под землю стрелой. Пенетраторы пронзали пески, базальты, льды Арктики. Скорость входа варьировалась от 70 до 1000 м/с. Менялось и заглубление — от неполного входа в грунт до 70 м, пройденных в его толще.
В NASA заинтересовались пенетратором именно в этом качестве — как зондом для изучения поверхностных слоев планеты. Первый десант был даже включен в программу одной из уже запланированных марсианских экспедиций: с полярной орбиты в разные районы планеты должны были высадиться 4-6 аппаратов.
Как уже говорилось, после гибели "Челленджера" все "планетарные" проекты NASA были свернуты, и десант не состоялся. Но сейчас, когда стоит вопрос о российско-американской экспедиции на Марс, по крайней мере марсианским исследовательским программам будет, наверное, дан "зеленый свет". Тогда в космос возвратится и пенетратор. И хотелось бы, чтобы не только в качестве сбрасываемого зонда. И не только в заокеанские программы.
Американцы уже 30 лет назад добились скорости входа 1 км/с — при волочившейся за кормой "пуповине". Для начала надо всего-навсего вдвое больше. И тогда... — помните?
...Впереди вырастает высокий вал кратера. Но взрыва нет: оставив сравнительно узкую воронку, массивный заостренный цилиндр исчезает в стене и, пробив ее, "как лист картона", спустя секунды влетает в кратер уже на "автомобильной" скорости. И следует туда, где его ждут... А получасом позже на Земле инженер Корвин толкает тростью высокую дверь и докладывает:
— Господин Президент, груз медикаментов и продовольствия для российско-американской экспедиции доставлен.
...В другом своем произведении А.Толстой предложил идею гиперболоида, и ученые на протяжении десятилетий не уставали доказывать, что параллельные пучки света невозможны. Потом появился лазер. Интересно, как сложится судьба его лунного снаряда, против которого еще никто ни разу не возразил?