«Техника-молодежи» 1998 №1, обл, с.12-13
В |
Виктор Охряпко, Ростовская область
ЛАЗЕРНЫЙ «ГИПЕРБОЛОИД» ПРОТИВ СПУТНИКОВ-ШПИОНОВ? Одной из ключевых позиций программы «звездных войн» был проект создания лазерного оружия, способного поражать технику противника на огромном расстоянии не только и не столько на Земле, в атмосфере, но и в космическом пространстве, где обычное оружие малоэффективно.
В скором времени, как известно, программа СОИ была свернута, ее вдохновитель — президент США Рональд Рейган — вообще покинул свой пост. Однако все это вовсе не означало, что о лазерных «пушках» позабыли...
В начале октября 1997 г информационные агентства мира дали короткую заметку об эксперименте американцев, заключавшемся во «взаимодействии наземного лазера и спутника на орбите». О подробностях никто особо не распространялся — акция, похоже, была строго засекречена. Но шила в мешке не утаишь... Кое-что разузнать по этому поводу все же удалось.
Действительно, инфракрасный химический лазер, базировавшийся на полигоне в штате Нью-Мексико, сделал два «выстрела» по спутнику ВВС США, находившемуся на орбите высотой 420 км. МИД России тотчас выразил свое беспокойство, посчитав, что данный эксперимент является нарушением международных договоренностей.
Однако давайте разберемся, есть ли тут основания для беспокойства не с политической, а, так сказать, с технической стороны? И да, и нет... Судите сами.
Эксперимент американцев закончился по существу неудачей, поскольку ни первая вспышка длительностью около 2 с, ни вторая — в 5 раз продолжительнее — не нанесли повреждений ни одной из систем спутника. Стало быть, беспокоиться в данном конкретном случае пока, вроде, не о чем. Однако правы и наши дипломаты, усмотревшие в эксперименте желание американской стороны втихую ликвидировать свое отставание в одной из важнейших областей современной боевой техники.
Не случайно, очевидно, телеграмме о лазерном эксперименте предшествовало еще одно сообщение. Уже после того как в печать была отправлена наша статья о возможностях современных спутников-шпионов (№12 за 1997 г), было получено вот какое известие. Как отмечает американский еженедельник Avation Week and Space Technology, в течение последних 3-4 лет Агентство национальной безопасности, ЦРУ и военная разведка США общими усилиями ведут совершенствование системы спутников-шпионов с таким расчетом, «чтобы от их всеслышащих «ушей» и всевидящих «глаз» не то что баллистическая ракета, но и муравей не укрылся».
В состав системы, кроме трех спутников электроннооптической разведки КН-11, о которых мы уже рассказывали, входят также три спутника радиоразведки Tramplet и два — радиолокационной разведки Lacros.
Каждый 15-тонный Tramplet, как предполагается, несет на себе широкополосную фазированную антенную решетку около 100 м в поперечнике, которая обеспечивает одновременное прослушивание нескольких тысяч наземных источников, включая «переговоры между Россией и его подводным ядерным флотом», а также все радиостанции, работающие на территории Китая.
Что же касается Lacros, то они должны заменить спутники, вышедшие из строя в марте 1997 г. Проведенные доработки аппаратуры позволяют получить «более четкие радиолокационные изображения объектов, представляющих повышенный интерес».
Стоят такие спутники немало — от 700 млн до 1 млрд долларов каждый. Так что их создателей, вероятно, интересовало, насколько подобные объекты устойчивы к воздействию контрмер, которые могут быть предприняты теми, за кем, хотят они или не хотят, эти спутники подглядывают.
Результаты лазерного эксперимента, вроде бы, должны успокоить американцев — с земли спутник лазером не сшибешь. Но так ли это? Во-первых, неизвестно, в полную ли силу работал их лазер. Во-вторых, если они не обладают квантовыми генераторами достаточной мощности, это еще не значит, что у других их нет — по крайней мере, у нас-то такие лазеры достоверно есть. Откуда известно? Да мы сами все рассказали еще при Горбачеве.
Именно тогда членам конгресса США было продемонстрировано «сверхсекретное русское чудо» — СО2-лазер мощностью 1 МВт, предназначенный для уничтожения неприятельской военной техники. То и был наш знаменитый «ассиметричный ответ», который, в конце концов, и привел к свертыванию программы «звездных войн». Зачем гробить кучу денег на космическую технику, которая довольно просто нейтрализуется с земли? (Справедливости ради отметим, что некоторые специалисты считают: бессмысленно говорить о свертывании СОИ, ибо она, по сути, так и осталась на бумаге. С самого начала эта программа, экономически совершенно нереальная, задумывалась как грандиозный пропагандистский блеф, рассчитанный на запугивание СССР).
Как оказалось, для того чтобы выводить из строя околоземные объекты, вовсе не надо посылать в космос одноразовые лазеры, инициируемые взрывом ядерного заряда и способные разнести цель, что называется, на атомы. Луча куда менее мощного лазера, находящегося на поверхности, вполне достаточно, чтобы вывести из строя оптические системы, навигационную аппаратуру, радиоэлектронное оборудование... Оставшееся же «железо» практически никому не нужно, оно превращается в космический «мусор».
Создан был чудо-лазер усилиями Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ), расположенного в Подмосковье. Когда же выяснилось, что он в качестве оружия скорее всего не понадобится, команда специалистов, в которую, помимо сотрудников ТРИНИТИ, вошли представители НПО «Алмаз», а также НИИ электрофизической аппаратуры им. Д.В.Ефремова и Государственного внедренческого малого предприятия «Конверсия», разработала на его основе мобильный лазерный технологический комплекс МЛТК-50.
Он показал превосходные результаты при ликвидации пожара на газовой скважине в Карачаганаке, резке корабельной стали толщиной до 120 мм с расстояния в 30 м со скоростью 1 м/с , разделке скального массива в каменоломнях, при дезактивации поверхности бетона на АЭС методом шелушения поверхностного слоя, выжигании пленки нефти, разлитой по поверхности акватории и даже при уничтожении полчищ саранчи.
Базируется комплекс на двух модулях-платформах, созданных на основе серийных автоприцепов Челябинского завода. На первой платформе размещается генератор лазерного излучения, включающий в себя блок оптического резонатора и газоразрядную камеру. Здесь же устанавливается система формирования и наведения луча. Рядом располагается кабина управления, откуда ведется программное или ручное его наведение и фокусировка. На второй платформе находятся элементы газодинамического тракта: авиационный турбореактивный двигатель Р29-300, выработавший свой летный ресурс, но еще способный послужить в качестве источника энергии; эжекторы, устройство выхлопа и шумоглушения, емкость для сжиженной углекислоты, топливный бак с авиационным керосином.
Каждая платформа оснащена своим тягачом марки «КрАЗ» и транспортируется практически в любое место, куда он пройдет.
Так что, как видите, российский «гиперболоид» с одинаковым успехом может применяться как для военных, так и для гражданских целей.
ЛАЗЕР НА БОРТУ — СМЕРТЬ РАКЕТЕ. Поняв, что они отстали, американцы забеспокоились. И в начале 90-х гг. развернули программу разработки лазерного оружия как наземного, так и воздушного базирования. Сегодня одной из наиболее перспективных представляется разработка фирмы TRW — установка получается настолько компактной, что может быть размещена на борту самолета или иного летательного аппарата.
И действительно, авиакомпании уже приступили к конструированию ударного самолета YAL-1A, могущего нести такое оружие. После рассмотрения нескольких вариантов, предпочтение было отдано проекту нескольких фирм с Boeing во главе. Они и получили контракт стоимостью 1,1 млрд долларов на выполнение первого этапа работ.
В течение 6,5 лет специалисты должны провести серию экспериментов с участием опытной лазерной установки, смонтированной на борту Boeing 747-400F с двигателями фирмы General Electric.
Схема He-Cd лазера с ядерной накачкой: 1 — кварцевая трубка; 2 — зеркало; 3 — защитная труба; 4 — вентиль; 5 — источник кадмия; 6 — электрическая печь; 7 — термопары; 8 — замедлитель нейтронов. |
Переоборудование первого самолета начнется весной 1999 г. Для этого Boeing подготовит летательный аппарат, TRW — лазер, Locheed Martin — оптику фокусирования луча, а также систему наведения и управления им.
Расчетная дальность действия бортового лазера — до 580 км, в чем разработчики и намерены убедить заказчиков, продемонстрировав им осенью 2002 г. перехват и уничтожение баллистической ракеты оперативно-тактического значения.
Пока использование группы ударных самолетов планируется следующим образом. Баражируя в тылу собственных войск, тотчас при получении сигнала от малоразмерных ДПЛА ( дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов), действующих непосредственно над территорией противника, о старте баллистической ракеты, проводят нацеливание лазера на нее и уничтожение в первые 80-140 с ее полета, когда она находится еще над расположением собственных войск. Таким образом, использование ракет становится нецелесообразным — вся их начинка валится на головы своих же солдат.
Кроме того, подобные системы могут оказаться эффективным оружием также и для борьбы с теми спутниками-шпионами, которые выводятся на низкую орбиту, непосредственно пролегающую через районы боевых действий.
Если испытания пройдут удачно, кроме первого самолета, будет подготовлено еще шесть. Первое звено должно быть готово к несению службы в 2006 г., а второе — два года спустя.
Предполагается, что запаса химических компонентов на борту каждого самолета хватит для ведения огня в течение 30,5 с. Стоимость одного выстрела — около 1000 долларов, причем большая часть этой суммы будет израсходована на компоненты, необходимые для работы йодно-кислородного лазера.
РОССИЙСКИЙ ГЕНЕРАТОР ДЛЯ АМЕРИКАНСКОГО ОРУЖИЯ? Программа, осуществляемая под руководством Boeing, — не единственная новинка для Пентагона. Многим экспертам не нравится, что бортовой лазер способен действовать лишь весьма короткое время. Ведь полминуты — это суммарная его длительность. Единичный же цикл составляет всего 6-10 с, после чего он должен перезаряжаться. Израсходовав же все 6 комплектов химических компонентов, самолет должен возвращаться на базу, где приведение оружия в исходное состояние отнимет, как минимум, несколько часов.
Все это заставило поискать другие источники энергоснабжения для питания мощных лазеров. Одним из них, как ни странно, явился мобильный МГД-генератор «Памир ЗУ» мощностью 15 МВт, разработанный в России. Да, эксперты Пентагона считают, что он вполне годен для питания лазерных или мощных СВЧ-систем дальнего радиуса действия.
Уже нынешние габариты установки 2,5x2,5x10 м и общая масса порядка 20 т позволяют в принципе разместить ее на борту того же Boeing. В будущем же, при соответствующей доработке — скажем, замене нынешних тяжелых электромагнитов, на которые выпадает около 65 % общей массы, легкими сверхпроводящими. — она станет куда более легкой и компактной.
Поначалу «Памир ЗУ» был разработан как источник питания для пеленгатора подводных лодок. Однако в связи с окончанием «холодной войны» и нынешним экономическим положением пеленгатор на российский флот не попал. Тогда конструкторы, занявшись конверсией, модифицировали энергетическую установку, приспособив ее в качестве источника питания для систем геофизической разведки полезных ископаемых. Она была испытана в горах Урала, Памира и в Хибинах, где с ее помощью, в частности, обнаружены запасы никеля и кобальта.
Потом ею заинтересовались японцы, решив, что она пригодится для систем прогнозирования землетрясений. А от них о возможностях «Памира ЗУ», вероятно, узнали и специалисты США.
Российский МГД-генератор был приобретен фирмой Tecstron Diffens Sistems у НПО Института высоких температур РАН. После проведения 8 испытательных пусков на стендах в Сакраменто в апреле 1995 г. «Памир» был переправлен в НИЦ ВВС «Эдвард», где им вплотную занялись военные эксперты.
По словам физика Дэвида Прайса, отвечавшего за покупку генератора, они получили «соответствующее представление о малогабаритной мобильной энергоустановке». Мы же добавим: фирма Tecstron Diffens Sistems известна своими разработками в области электронного вооружения, посему может оказаться, что российский МГД-генератор станет ключевым компонентом системы нового поколения.
Генератор практически не имеет движущихся частей, обладает исключительно высокой надежностью, а стало быть, годится для создания боевых систем, способных поражать компьютеры, которые используются в наиболее эффективных комплексах высокоточного оружия. Отсутствие же в самой установке элементов микроэлектроники делает ее неуязвимой для аналогичных ударов со стороны возможного противника.
ЯДЕРНЫЙ ЛАЗЕР: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Чтобы как-то скрасить ту горечь, которая, возможно, появилась у читателя при мысли: «Опять прошляпили!..» — скажем, что у России кое-что еще осталось на черный день.
Работы по совершенствованию лазеров в нашей стране не прекращаются вот уже 35 лет, с той поры, когда А.Прохоров и Н.Басов создали первый квантовый генератор. И вот на подходе новое поколение лазеров — с ядерной накачкой.
По словам директора Государственного физико-энергетического научного центра в Обнинске, профессора Анатолия Зродникова, такой лазер весьма перспективен. Генерируя большие количества энергии, он может быть использован, скажем, для нужд термоядерной энергетики, современной технологии, боевой техники... «Мы ожидаем его появления в скором будущем, — сказал профессор. — Ведь им занимаемся не только мы, но и исследователи Арзамаса-16, сотрудники лаборатории Scandia в Лос-Аламосе, в лаборатории Idaho и т.д. Пока исследователи стараются уяснить тонкости происходящих процессов. Параллельно ведутся работы по созданию энергетического макета, который должен продемонстрировать возможности ядерной накачки. Если такой эксперимент окажется удачным, тогда проблем с применением подобного устройства уже не будет».
Кстати, его ждут не только военные, но и инженеры. Ведь ядерные лазеры могут быть использованы и для создания высоких технологий XXI в. Например, ныне выращивать детали с помощью лазерной стереолитографии удается лишь из пластика. Если в распоряжении технологов появятся сверхмощные лазеры, то подобный метод, наверное, будут применять и для выращивания деталей, допустим, из керамики, которая не боится высоких температур.