«Техника-молодежи» 1998 №6, с.44-45


Американская самоходная артиллерийская установка М40: скорость — 85 км/ч; мощность карбюраторного двигателя — 60 л.с; запас хода — 270 км; база — легковой вездеход «Виллис». Безоткатное орудие: калибр — 106 мм, вес кумулятивного снаряда — 7,9 кг, дальность стрельбы прямой наводкой — 20О0 м, дальность эффективной стрельбы по танкам — 1500 м, бронепробиваемость — 450 мм.Самоходная артиллерийская установка с пушкой конструкции Л.Курчевского (справа — ствол, слева — сопло), выполненная на базе танкетки Т-27 образца 1931 г. Характеристики базовой машины: вес — 2,7 т; скорость — 40 км/ч; мощность карбюраторного двигателя — 40 л.с; запас хода — до 120 км; бронирование — 10 мм; длина — 2600 мм, ширина — 1825 мм, высота — 1443 мм, клиренс — 240 — 340 мм. Двигатель, коробка перемены передач и дифференциал заимствованы у грузовика ГАЗ-АА.

На схеме безоткатного орудия с центральным соплом цифрами обозначены: 1 — затвор; 2 — казенник; 3 — гильза; 4 — ствол; 5 — снаряд; 6 — порох; 7 — регулирующее кольцо; 8 — сопло.

На схеме действия кумулятивного снаряда цифрами обозначены: 1 — действие заряда на облицовку; 2 — выемки (в момент выстрела она обжимается); 3 — кумулятивная струя; 4 — броня.

Устройство кумулятивных снарядов с головным и донным взрывателями: 1 — корпус; 2 — головная часть; 3 — центральный канал; 4 — кумулятивная выемка; 5 — капсюль-детонатор; 6 — детонатор; 7 — разрывной заряд; 8 — головной и 9 — донный взрыватели.

Рис. Михаила ДМИТРИЕВА



БЕЗОТКАТКИ НА ДОРОГАХ

Всем огнестрельным системам присущ врожденный недостаток — когда при выстреле пороховые газы выбрасывают из ствола снаряд, то тут же толкают оружие в противоположную сторону. И если стреляющий из винтовки испытывает лишь толчок в плечо, то артиллеристам приходится вручную возвращать откатившуюся от отдачи пушку на место и заново приступать к наведению на цель. Поэтому с конца XIX в. пушки и гаубицы начали дополнительно оснащать противооткатным устройством и накатником, что заметно утяжеляло их, но создатели артиллерийского вооружения не прекращали попыток получить нечто, не испытывающее отдачи. В связи с этим напомним, что впервые такое удалось в 1916 г. русскому инженеру Д.Рябушинскому. Кстати, созданная им безоткатная пушка, у которой часть пороховых газов выбрасывалась назад, послужила прототипом для немецких фаустпатронов, применявшихся в конце второй мировой войны.

А в мае 1923 г. советские изобретатели Л.Курчевский и С.Изенбек разработали для Красной Армии динамореактивное орудие (название авторов). У такого, и у позднейших безоткатных, отдача после выстрела сильно уменьшалась потому, что часть пороховых газов тоже выбрасывалась в направлении, противоположном движению снаряда через клинообразное сопло, помещенное в затворе. Поскольку лафет не испытывал обычных нагрузок, он стал служить только для размещения ствола и механизмов его наведения. Отпала необходимость и в противооткатном устройстве, накатнике, значит, уменьшился вес всего орудия. Кроме того, безоткатка была проще конструктивно, обладала высоким коэффициентом использования металла. Однако и ей были свойственны определенные недостатки.

К ним относятся демаскирующий огневую позицию выхлоп раскаленных газов из сопла, рядом с которым возникала опасная для расчета зона, повышенный расход пороха (поскольку часть его использовалась не по назначению), сравнительно небольшая начальная скорость снарядов — в частности, у противотанковых безоткатных эффективность была куда меньше, нежели у обычных. Зато их удавалось разместить почти на любом транспортном средстве.

Именно так и поступил в 1930 г. Курчевский, установив такую 76-мм пушку своей конструкции (со стволом от скорострельной того же калибра образца 1902 г) в коляске мотоцикла «Харлей-Давидсон». Войсковым испытаниям подвергли небольшую партию этих мини-самоходок.

Спустя три года Курчевский предложил для разведывательных подразделений стрелковых и кавалерийских соединений более крупную самоходку СУ-76К с динамореактивной пушкой ДРП-К. В первой половине 1934 г. изготовили несколько таких машин на шасси танкетки Т-27 и грузовых автомобилей «Форд-ЗА», «Морленд» и ГАЗ-ААА. На трех последних ДРП-К монтировали на открытой платформе за кабиной. На испытаниях из СУ-76К выпускали 6-килограммовые снаряды на дистанцию до 7 км, делая 15 — 20 выстрелов в минуту. Вот только военные сочли это недостаточным, ибо упомянутая пушка образца 1902 г., при снаряде того же веса и калибра, поражала цели на расстоянии свыше 10 км, а с 500 м пробивала броню толщиной 56 мм.

В те годы для Курчевского создали Особое техническое бюро, где проектировали динамо-реактивные орудия калибром от 37 до 500 мм, которыми их автор собирался заменить все классические армейские, авиационные, танковые и флотские артсистемы. Однако после тщательных проверок у этих орудий обнаружили ряд существенных недостатков, и работу Особого технического бюро постепенно свернули. С 1939 г. подобным вооружением занялись и в Германии, отдавая предпочтение противотанковым пушкам, поскольку к тому времени были разработаны кумулятивные снаряды, чья бронепробиваемость не зависела от их начальной скорости.

Под кумуляцией (от лат cumulatio — скопление) понимают концентрацию энергии взрыва в определенном направлении. Этот эффект открыл еще в 1864 г. русский военный инженер, генерал М.Боресков и использовал в саперном деле. Суть его заключается в том, что взрывчатое вещество помещают в головной части бронебойного снаряда не как обычно, а в выемке, облицованной медью или цинком (либо никелем, сталью и другими материалами) и обращенной раструбом вперед. При попадании подобного снаряда в цель и взрыве происходит уплотнение газов, и они превращаются в струю; мгновенно возрастает ее температура и скорость истечения — так, последняя достигает 15 тыс. м/с, а давление более 100 тыc.кг/cм2 Образовавшаяся узкая, направленная струя раскаленных газов буквально прожигает броню любой толщины. При этом действие кумулятивных боеприпасов не зависит от дистанции, степени износа ствола орудия, других факторов, а на формирование кумулятивного потока благоприятно сказывается именно невысокая начальная скорость снаряда. Что и свойственно безоткаткам, у них она находится в пределах 300 — 500 м/с.

Немцы к подобному оружию поначалу относились с известным скепсисом, но так было до высадки их воздушного десанта в 1941 г. на Крит. Тогда германские парашютисты доставили англичанам немало неприятностей огнем 75-и 105-мм безоткатных пушек образца 1940 г. По устройству те почти не отличались от советских, 30-х гг., но несколько уступали им в мощности.

В Советском Союзе инженер М.Васильев также попробовал применить кумулятивные заряды в противотанковых боеприпасах, и в начале 1942 г. появился первый такой отечественный — в головной части 76-мм снаряда находилась выемка со стальной оболочкой, наполненная сплавом тротила с гексогеном. В том же году приняли на вооружение к 122— и 152-мм гаубицам кумулятивные выстрелы со взрывчаткой, изготовленной на основе гексогена. Последующие исследования показали, что их эффективность во многом зависит не столько от величины разрывного заряда, сколько от конфигурации выемки — наиболее оптимальными нашли полусферическую и коническую.

...Высадившись в Северной Африке, американцы поначалу применяли для борьбы с немецкой бронетехникой самоходные артиллерийские установки, представлявшие собой полугусеничный транспортер МЗА1 с размещенной на нем противотанковой пушкой калибром 75 мм, но такие машины были недостаточно эффективными и защищенными. А тем временем на вооружение армии США приняли ручные безоткатные гранатометы (знаменитые «базуки»). Возникла идея увеличить их калибр до артиллерийского и помещать их на автомобилях повышенной проходимости.

К разработке такого оружия в США приступили в 1943 г., но лишь спустя два года армия получила 57— и 75-мм безоткатные орудия с низким давлением пороховых газов при выстреле.

Первую послевоенную самоходную безоткатку против танков изготовили в 1950 г. — на четвертьтонном легковом вездеходе «Виллис» установили 105-мм пушку М27. Она находилась на станке, на месте задних сидений, и могла вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиций, в первом случае, когда дальность стрельбы не превышала 2300 м, расчет пользовался телескопическим прицелом, во втором, когда собирались поражать цели и в 7000 м от позиции, — панорамным. Наведение осуществлялось вручную, с помощью маховиков подъемного и поворотного механизмов, углы возвышения ствола были от -13 до +50°, горизонтального обстрела — по 80° на обе стороны.

В боекомплекте состояли осколочно-фугасные снаряды весом по 14,9 кг, кумулятивные — 13,2 кг, они пробивали броню толщиной до 280 мм, и дымовые. Во время войны в Корее (1950 — 1953) самоходки М27 служили основным противотанковым средством американских пехотных батальонов. Вместе с тем, в ходе того вооруженного конфликта, выплыли и недостатки этих машин. Так, большая высота затрудняла их маскировку на местности, передвигаться они могли только по немногочисленным тогда хорошим дорогам, а ничем не прикрытые расчеты несли неоправданно высокие потери от ружейно-пулеметного огня неприятеля.

Специалистам пришлось заняться совершенствованием колесных безоткаток. В частности, за счет внедрения в конструкцию металлопластиков удалось заметно уменьшить вес орудий. Например, на американской M40A1 калибром 106 мм ствол выполнили двуслойным — внутренний из прочного алюминиевого сплава, а наружный из стеклопластика; в итоге масса машины в боевом положении не превышала 216 кг.

На основе этого орудия и того же вездехода «Виллис» создали новую подвижную установку М40 монтировали на станке в кузове, но при необходимости снимали и размещали на земле, на легкой треноге. Углы возвышения нарезного ствола с поршневым затвором, в котором имелись отверстия для выпуска назад части пороховых газов, составляли от -20 до +60°, горизонтальный обстрел с треноги был круговым (с машины — меньше). И эта самоходка могла стрелять с открытых и закрытых позиций.

Интересная деталь — сверху, на орудии, монтировался 12,7-мм пулемет, предназначенный не столько для самообороны, сколько для пристрелки. Прежде чем открыть огонь снарядами по вражескому танку, по нему выпускали очередь трассирующими пулями, подправляли наводку, делали выстрел из пушки — и вновь очередь. Опыт показал, что такой способ корректировки значительно сокращает время наведения безоткатки, почти исключает преждевременную демаскировку огневой позиции и повышает вероятность поражения цели первым же снарядом.

В боекомплекте имелись унитарные выстрелы с кумулятивными, бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, обладавшими весьма высокой начальной скоростью — 503 м/с. Кроме того, специально для М40 разработали новый бронебойно-фугасный боеприпас с пластическим взрывчатым веществом и донным взрывателем.

...В 50-е гг. появились танки и самоходные артиллерийские установки, у которых толщину бронирования довели почти до 600 мм. Значит, потребовались более мощные противотанковые пушки, в том числе безоткатные, что, в свою очередь, повлекло нарастание их калибров и веса.

Новые модели самоходных безоткаток принялись создавать на базе гусеничных бронетранспортеров, обладающих лучшей, нежели автомобили, проходимостью. Продолжали экспериментировать — изготовили образцы, оснащенные несколькими такими орудиями, чтобы вести огонь не только одиночными выстрелами, но и залпами, по площадям. Правда, эти машины нередко выходили изрядно перетяжеленными, что отрицательно сказывалось на их боевых свойствах.

Василий МАЛИКОВ,
академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук