«Техника-молодежи» 1999 №10, с.34-38
Игорь БОЕЧИН, специальный корреспондент | «ЗЕМЛЯ — ВОЗДУХ» И ДАЛЕЕ... |
Не случайно они заняли достойное место в экспозиции МАКС-99. Вот, например, РЛС «Гамма-С1Е». Она состоит из антенного устройства, кабины обработки принимаемой информации и дизель-электрической станции, делающей комплекс энергонезависимым. Расчеты «Гамм» способны обнаруживать любые воздушные цели на дистанции 10 — 400 км и высоте до 30 км.
Станция имеет фазированную антенную решетку, обеспечивающую повышенную точность определения параметров цели. Над основным антенным полотнищем размещена дополнительная антенна — запросчика системы «свой—чужой».
Расчет РЛС может одновременно следить за 100 объектами, определяя их азимут, угол места и удаление (а по последним двум параметрам и высоту). В 60-х мне довелось служить на пеленговой станции разведки и целеуказания П-12 зенитно-ракетного дивизиона С-75. Дальность до цели и направление на нее мы определяли без особого труда, по меткам на экране индикатора кругового обзора, а вот высоту приходилось рассчитывать отдельно
Автоматика «Гаммы» делает это сама. Полученная информация обрабатывается на цифровых устройствах и направляется потребителям, которыми могут быть командные пункты ПВО, посты наведения истребительной авиации, зенитных ракет и артиллерии, а также диспетчеры гражданских аэропортов.
И еще, как особо подчеркнули стендисты, по особенностям эхосигналов операторы способны классифицировать цель, определив, самолет это, вертолет, крылатая или баллистическая ракета, постановщик помех или что-то другое.
«ШИЛКА» БЕССМЕРТНА? После появления в 50 — 60-е гг зенитных управляемых ракет летчики вынуждены были осваивать бреющий полет на предельно малых высотах, скрываясь от радаров и — тогда еще — не очень совершенных головок самих ЗУР. С этим тоже нужно было бороться, причем наиболее критической ситуация стала для колонн войск и бронетехники — прикрывающие их средства должны быть не менее мобильными, чем то, что они защищают.
Едва ли не самой удачной среди мобильных зенитных установок этого поколения оказалась советская «Шилка» ЗСУ-23-4.
Ее оснастили четырьмя 23-мм автоматическими пушками, чудовищная по тем временам скорострельность которых (1000 выстр./мин) должна была компенсировать относительно низкое разрушающее действие малокалиберных снарядов. По существу, навстречу приближающемуся самолету летело облако, рой снарядов, шансов уйти от которого было немного. Сначала предполагали разместить автоматы по бокам башни, но это оказалось неоптимально по распределению масс, что затрудняло создание точных и высокоскоростных следящих приводов — ведь стволы и локаторы должны были отслеживать быстро перемещающиеся цели. Поэтому четыре ствола установили в передней части башни, справа и слева от них — укладки боеприпасов, а локатор — сзади, сверху. Компоновка корпуса была классической: отделение управления, боевое, моторное...
«Шилка» наглядно проявила свои достоинства не только на испытаниях и учениях, но и в боях практически во всех частях света. При удаче самоходка может бороться и со стратегической авиацией, что показали в 1991 г иракцы, сбив В-52. Помимо решения тех задач, под которые создавалась, она проявила и другие способности: так, в многочисленных локальных войнах «Шилка» зарекомендовала себя отличным средством поражения живой силы противника в горах и лесах.
Однако ничто не стоит на месте; стареет и прославленная самоходка. Ей уже давно создана замена — пушечно-ракетные комплексы «Тунгуска» и «Панцирь» (успевшие тоже стать завсегдатаями аэросалонов). Но и возможности «Шилки» еще не исчерпаны; так, ее глубокую модификацию совместно предлагают Ульяновский механический завод, белорусские предприятия «Минотор-сервис» и «Пеленг».
Имеющиеся в войсках установки могут модернизироваться сразу «по полной программе» или по частям, а именно: устанавливаются новые двигатель и трансмиссия; система противодействия боеприпасам с лазерным наведением; комплекс теленаблюдения механика-водителя; прицельный радиолокационный комплекс заменяется на новый (на твердотельной, а не ламповой, элементной базе); добавляется оптиколокационная станция поиска и прицеливания (РЛС в этом случае можно и снять вообще); наконец, на синхронизированных со стволами опорах ставятся 4 переносных зенитных ракетных комплекса «Игла», созданные в коломенском КБ машиностроения.
Кроме того, соединение из 6 модернизированных ЗСУ-23-4М4/М5 может управляться подвижной станцией разведки воздушных целей «Сборка М1».
К.С. Все предельно просто: шасси, например, модернизированной по варианту М4/М5 «Шилки» стоит НА ПОРЯДОК дешевле, чем шасси для «Тунгуски». Да только не рациональнее ли попытаться поставить зенитную башню на стандартный танковый корпус?
И не случайно же в свое время разработка новой установки началась буквально когда еще чернила на приемном акте 23-мм зенитки не высохли!.. Другое дело, что «Тунгуска» явно не способна заменить «Шилку» в ее противопехотной ипостаси, новая самоходка строго зенитная.
Нет никаких сомнений в том, что модернизированная «проматерь боевых роботов» (да, «Шилку» с полным правом можно именовать и так) найдет спрос в небогатых армиях. Но... для чего?
«ДЛИННЫЕ РУКИ» ПВО. «Печору-2» новинкой можно назвать только с ОЧЕНЬ большой натяжкой. Однако именно она подтверждает, что воюет не ракета сама по себе, а КОМПЛЕКС!
Итак, на складах, причем не только (и даже не столько) в нашей стране, имеется несметное количество старых, но грозных, зенитных ракет 5В27 комплекса «Печора». Кроме того, они же применяются и в корабельных M1, стоящих, например на противолодочных кораблях проекта 61-МЭ, поставлявшихся в Индию. Ракеты хороши, но точность попадания и нижняя граница зоны поражения оставляют желать лучшего.
В самих 5В27 мало что изменилось: новое топливо и новое сопло стартового ускорителя, да новый радиовзрыватель (старый на малых высотах путал цель с поверхностью Земли). Зато — совершенно новая наземная часть, особенно — кабина управления. На салоне они — старая и новая кабины — стояли рядом, так что можно было «почувствовать разницу»... И пусковые установки, ранее перевозимые и долго разворачиваемые, заменили на мобильные, на МАЗовских шасси. Результат — вполне современный многоканальный ЗРК, способный бороться с крылатыми ракетами и вертолетами, поражать наземные цели. И, пожалуй, самое главное: новая «Печора» может сопрягаться с комплексом С-300.
Несмотря на то, что в боях система С-300 еще не участвовала, она стала уже легендарной, эталонной для систем противовоздушной обороны. Речь сейчас — о С-300П, созданной в НПО «Алмаз» для войск ПВО страны (сейчас объединенных с ВВС), не путать с С-300В для армейской ПВО, разработанной НПО «Антей», и корабельной С-300Ф (НПО «Альтаир»).
Сначала — в конце 70-х — появились С-300П, пусковые установки и кабины управления которых располагались на автоприцепах. В С-300ПМ их поставили на МАЗовские 4-осные шасси, а потом началось совершенствование «начинки». От С-300П к С-300ПМУ-2Е, получившей собственное имя «Фаворит», дальность ракет выросла в 4 раза при тех же габаритах! Помимо совершенствования технологии производства ракет, позволившей улучшить их весовые характеристики, основной выигрыш в дальности обеспечили новые алгоритмы управления, экономящие скорость снарядов. В дополнение к штатным локаторам обнаружения целей и наведения ракет, «Фаворит» получил еще одну дополнительную РЛС, оптимизированную для решения именно противоракетных задач.
Соперником С-300 (в том числе и коммерческим) является американский комплекс «Patriot», созданный почти одновременно с ним фирмой «Raytheon». Правда, опыт боевого применения показал как сильные, так и слабые стороны заокеанской системы. Вот как сравнивает комплексы капитан А.В.Царевский.
Во-первых, антенны «Patriot'a» неподвижны, и для кругового обзора нужно несколько станций. Наши же РЛС вращающиеся, совмещают точность секторного обзора с электронным сканированием и круговой охват. Во-вторых, раннее обнаружение целей американцы выполняют самолетами ДРЛО, а баллистических ракет — даже спутниками, без них комплекс буквально слепнет. С-300 также может использовать и внешнее целеуказание, но работает и в полностью автономном режиме. В третьих, «Patriot'ы» стартуют наклонно, т.е. их необходимо наводить в сторону цели; наши ракеты стартуют вертикально, в полете разворачиваясь в любую сторону. И наконец, способности американского комплекса перехватывать баллистические цели, даже весьма примитивные, сильно преувеличены...
Однако при всех своих достоинствах, «300-е» семейство имеет одну общую черту, ограничивающую возможности комплексов — радиокомандное наведение. И если со всевозможными постановщиками помех локаторщики бороться научились неплохо, то проблема повышения дальности стрельбы при сохранении точности этими средствами не разрешима в принципе. Да и постоянно работающие стрельбовые РЛС в современных условиях, все-таки, уязвимы. Снимает эти вопросы семейство «400», пусть и по частям, но представленное на МАКС.
Говорить о каком-то одном комплексе С-400 «Триумф» сложно. Это, по словам разработчиков, система «опционная», т.е. ее состав варьируется в широчайших пределах, под конкретные желания конкретного потребителя. В ней могут использоваться как существующие ракеты 5В55 и 48Н6, применяемые в С-300П, так и новая (вернее — только что рассекреченная) 9М96Е, заслуживающая отдельного рассказа.
Это — ПЕРВАЯ действительно отработанная и готовая к серии зенитная ракета с активной головкой самонаведения. Первый результат почти 40-летней работы! Лишь сейчас стало возможным не только создать сверхкомпактные радиолокатор и блоки управления, но и испытать их, полностью отладить, чтобы потом безбоязненно 10 лет (гарантия!) хранить и в любой момент использовать.
Небольшое изделие массой всего 333 кг может поражать цели на удалении до 40 км (420-килограммовый вариант 9М96Е2 с удлиненным двигателем — на 120 км). Это достигается благодаря легкой — всего 24 кг — боевой части, которой достаточно при полученной точности попадания. А кроме того, — траекторией полета в верхних, разреженных слоях атмосферы с последующим снижением до высоты цели. Повышению точности способствует газодинамическая система управления, реализующая режимы «сверхманевренности» на любых высотах В стандартных ложементах вместо одной ракеты комплекса С-300П можно установить четыре 9М96Е.
К.С. Рост дальности от С-300П к С-300ПМУ-2Е, конечно, впечатляет. А 9М96Е будет поражать зарубежных экспертов еще очень долго. Да только представители «Факела» — разработчика этого чуда сказали прямо: ну, еще на один салон нам задела хватит; а дальше? Ведь за последние 10 лет не начата ни одна новая разработка!.. Утешает только одно: новая ракета способна достать любые самолеты, вертолеты и беспилотники, которые появятся в обозримом будущем. Да только техника неоднократно насмехалась над почившими на лаврах (не о «Факеле», конечно, речь — о заказчиках...).
«ХРИЗАНТЕМА» РАСЦВЕЛА! Всем хорош противотанковый управляемый ракетный комплекс «Штурм» разработки упоминавшегося Коломенского КБ машиностроения: и дальность подходящая, и бронепробиваемость приличная, маневренность (при установке на бронированный тягач МТ-ЛБ) хорошая... Но защищенность танков растет, они маскируются и противодействуют лазерным системам наведения. И наконец, никто не думал, ни гадал, а оказалось важно: МТ-ЛБ разработаны и выпускались в Харькове, потом — в Болгарии. В каком кошмаре могло присниться, что центр советского танкостроения, колыбели легендарной «тридцатьчетверки», окажется за границей, бывшая же «братская» Болгария будет ломиться в NATO, как голодный за хлебом?!..
Последнее соображение возникло далеко не на первом этапе разработки «Хризантемы», и, в конце концов, весь комплекс — автоматизированная укладка ракет в транспортно-пусковых контейнерах, поднимающаяся спаренная пусковая установка, выдвижные лазерный комплекс и радиоантенна — разместились на шасси курганской БМП-3.
Мы привыкли к термину «многоканальность» применительно к зенитным ракетам или истребителям-перехватчикам. А вот, пожалуйста, — многоканальный противотанковый комплекс. «Хризантема» одновременно может обстреливать две цели, причем одна ракета идет по радиолучу, другая — по лазерному; один канал (любой, на выбор!) управляется автоматически, другой при этом — оператором. Вид наведения и тип боевой части можно выбрать исходя из характера цели (танк, катер, вертолет, ДОТ) и помеховой обстановки (дым, пожар, радиопомехи...).
К.С. Хоть раз выступлю оптимистом. Макет «Хризантемы» на стенде могли видеть посетители еще прошлого салона МАКС-97, но сейчас на площадке красовалась СЕРИЙНАЯ машина, выпущенная в Саратове! Как же хочется верить, что серия не ограничится одной установкой! Что «Хризантемы» будут «цвести», уничтожая окопавшихся бандитов и сохраняя жизни наших солдат в «горячих точках», число которых, увы, не сокращается...
«СМЕРЧ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ. В свое время наш журнал рассказывал об отечественных реактивных системах залпового огня — РСЗО («ТМ», № 12 за 1992 г). Напомню, что самым мощным образцом является «Смерч», одна установка которого накрывает двенадцатью 300-мм снарядами площадь в 672 тыс. кв. м на дальности 20 — 70 км.
Но нет предела совершенству. Модернизацию «Смерча» его разработчик — тульское НПП «Сплав» — повело в двух направлениях. Во-первых, усовершенствовали ракету, в результате чего дальность повысилась до 90 км, — теперь РСЗО может работать по прифронтовым аэродромам противника.
Но мало долететь, нужно еще попасть, и потому, во-вторых, ряд усовершенствований установки позволяет улучшить точность стрельбы и уменьшить время прицеливания. Для этого в лаборатории ковровского ВНИИ «Сигнал» под руководством В.А.Коломийца создали всепогодную автоматическую систему управления наведением и огнем.
Она включает аппаратуру спутниковой навигации, причем положение установки (а не только штабной машины, как раньше) постоянно отслеживается и высвечивается на электронной карте. По прибытии на место, координаты «Смерча» вводятся в счетно-решающее устройство, определяющее углы возвышения и горизонтального наведения, а также вырабатывающее полетное задание для ракет (они у «Смерча» с упрощенной инерциальной системой управления). Управление подготовкой к залпу расчет производит, не выходя из кабины, — как и свертывание машины в походное положение.
|
Та же навигационная система выводит пусковую установку в точку встречи с транспортно-заряжающей машиной, причем, как и остальные операции, эта выполняется независимо от погоды и времени суток.
К.С. Спутниковая навигация каждой установки, а не батареи, как раньше, — вещь, конечно, полезная. Но... мало кто знает, что спутниковая навигация отнюдь не всепогодна: УКВ-сигнал далеко не безупречно проходит сквозь облака!
И еще, некоторые инозаказчики (а основной расчет, будем откровенны, на них) не очень в восторге от использования космических систем, рассуждают же предельно просто: владеют спутниками США и — пока — Россия, а если они договорятся и отключат их в решающий момент? Воевать-то надо... Лучше уж автономная «инерциалка», оно куда спокойнее...