«Техника-молодежи» 2000 №2, с.20-21
Олег МИХАЙЛОВ, доктор химических наук, г.Казань | ТАЙНА «СОЮЗА-11»: ГРОЗНОЕ БЕЗМОЛВИЕ ИНФРАЗВУКА? |
И |
Злополучный полет «Союза-11» начался утром 6 июня 1971 г., в7ч 55мин, а в 8 ч 4 мин он уже вышел на расчетную орбиту. В 10 ч 45 мин, опять-таки в полном соответствии с заранее намеченным графиком, состоялась его стыковка с орбитальной станцией «Салют», и экипаж корабля благополучно перебрался в помещение научной станции. Программа полета была рассчитана на три с небольшим недели, и ничего особо сложного в ней не предусматривалось. Командир корабля подполковник Г.Т. Добровольский и инженер-исследователь В.И. Пацаев хотя и поднимались в космос впервые, были уже отнюдь не новичками в практической космонавтике; для борт-инженера В.Н. Волкова это был второй полет. Космонавты добрались до «Салюта» без приключений, да и в период их пребывания на орбитальной станции не случилось ничего такого, что хотя бы отдаленно предвещало беду. В положенное время, 29 июня 1971 г, экипаж «Союза-11» полностью завершил выполнение намеченной программы и получил из Центра управления полетом указание совершить посадку на Землю. Космонавты перенесли все собранные ими материалы научных исследований и бортжурналы в транспортный корабль «Союз-11» и перешли в него сами. Заняли свои рабочие места, тщательно проверили состояние бортовых систем, подготовили корабль к расстыковке с орбитальной станцией. В 21 ч 28 мин «Союз-11» и «Салют» расстыковались и продолжили дальнейший полет раздельно. Сразу же после этого командир корабля Г.Т. Добровольский доложил в ЦУП, что операция расстыковки прошла без каких-либо замечаний и все системы корабля функционируют нормально. Тут же по команде с Земли были задействованы системы ориентации корабля, развернувшие его в необходимое для посадки положение. В 1 ч 30 мин 30 июня эта операция была без проблем завершена, а спустя еще 5 мин включилась тормозная двигательная установка, проработавшая строго расчетное время. Когда она закончила работу и корабль уже начал входить в плотные слои атмосферы, внезапно, буквально на полуслове, прервалась радиосвязь со спускаемым аппаратом. Никаких сигналов, которые могли бы свидетельствовать о неполадках в системах корабля, от космонавтов не поступало — до самого момента потери контакта со спускаемым аппаратом. Меж тем, в полном соответствии с программой полета, после аэродинамического торможения в атмосфере в действие была приведена парашютная система, а непосредственно перед поверхностью Земли — двигатели мягкой посадки. В результате космический аппарат благополучно опустился в автоматическом режиме и приземлился в заданном районе. Подоспевшая едва ли не одновременно с ним на вертолете группа поиска быстро его обнаружила. Но когда аппарат вскрыли, то нашли в нем всех троих космонавтов на своих рабочих местах без признаков жизни. Создавалось впечатление, что людей сразила какая-то внезапная напасть...
Специальная правительственная комиссия, расследовавшая это происшествие, пришла к заключению, что смерть космонавтов наступила в результате разгерметизации корабля и последовавшего за этим удушья. Внешне эта версия выглядела достаточно убедительной и сомнений у широкой общественности не вызвала. Однако уже тогда обратила на себя внимание одна «мелочь», никак не вписывавшаяся в официальное заключение. Дело в том, что в какой-то момент телевидение показало лица погибших. Время, в течение которого телезрители могли их наблюдать, оказалось весьма коротким, но все же было отчетливо видно, что все
Экипаж «Союза-11» с В.П. Мишиным, главным конструктором (в центре). Экипаж «Союза-11»: командир корабля подполковник Г. Т. Добровольский (в центре), борт-инженер В.Н. Волков (справа), инженер-исследователь В. И. Пацаев. |
Весьма скудный фактический материал по поводу происшедшего, обнародованный до сих пор в открытой печати, оставляет сравнительно небольшое поле для каких-то иных версий, идущих вразрез с официальной. И все же... В необъятных анналах истории имеется один весьма занятный эпизод, который, на первый взгляд, не имеет ни малейшего отношения к вышеописанной трагедии. Однако кто знает, нет ли параллели между ним и происшедшим на «Союзе-11»...
В начале тридцатых годов в одном из театров США ставилась некая пьеса, действие которой где-то в середине внезапно переносилось лет на триста назад. Чтобы усилить психологическое воздействие на зрителей и как-то отобразить «тяжелую поступь веков», режиссер обратился за консультацией к знаменитому физику Роберту Вуду. Тот предложил режиссеру установить в театре... самую обыкновенную органную трубу, но несколько изменить ее размеры с таким расчетом, чтобы она излучала не привычные нам звуки, а неслышимый человеческим ухом инфразвук, и в нужный момент привести ее в действие. Совет был принят на вооружение, и эффект оказался сногсшибательным не только в прямом, но и в переносном смысле слова: когда труба заиграла, зрители со всех ног, сбивая и калеча друг друга, бросились к выходу. Всем им почудилось, что... началось землетрясение и здание театра вот-вот развалится. Буквально обезумели и жители соседних с театром домов.
  | На борту «Союза-11». Похороны космонавтов В.Н. Волкова, Г.Т. Добровольского, В.И. Пацаева. |
Этот, прямо скажем, незапланированный эксперимент был, пожалуй, первым в истории примером, наглядно проиллюстрировавшим высокую биологическую активность инфразвука. Позднее появились и другие, еще более убедительные данные на этот счет.
Так, в конце 60-х годов французский исследователь Гавро обнаружил, что инфразвук определенных частот может вызвать у человека различные весьма неприятные ощущения и даже смерть. «Инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека, — отмечал Гавро. — Им можно остановить сердце, если соответствующим образом подобрать фазу инфразвука...». В этой связи следует особо отметить, что при воздействии инфразвука указанной частоты смерть человека наступает внезапно и мгновенно, и никакое обследование, даже самое тщательное, истинной ее причины не установит, поскольку летальный исход здесь наступает просто от остановки сердца. При других, отличных от 7 Гц, частотах, возможны ощущения усталости, тоски, морской болезни или временного помрачения сознания с эффектами безумия. При этом инфразвук вездесущ и практически одинаково хорошо распространяется как в газовой, так и в жидкой и твердой средах. Единственным препятствием для его распространения является пустота, и подобная опасность вроде бы не должна грозить космическим кораблям. Но это только на первый взгляд: как во время взлета, так и во время посадки при вхождении возвращающегося на Землю корабля в плотные слои атмосферы он (а, следовательно, и находящиеся на его борту космонавты) подвергаются низкочастотным вибрациям с весьма значительной амплитудой. К тому же размеры современных космических аппаратов таковы, что в них при указанных условиях становятся вполне возможными резонансные колебания с биологически опасными частотами. И тогда в космосе вполне могут появиться безмолвные корабли с мертвыми экипажами, вроде легендарного «Летучего голландца»... Так не случилось ли именно это и с экипажем «Союза-11»? Ведь вспомним, что связь между Центром управления полетом и кораблем прервалась внезапно, а космонавтов нашли мертвыми именно в тех положениях, какие принимают занятые своим делом и не подозревающие о какой-либо опасности люди...
Использованы фотодокументы из мультимедийной энциклопедии «Русские в космосе», М., «КомпактБук», 1995.
Инфразвук — сила действительно страшная. Подробно и красочно описано его боевое действие в романе Ивана Ефремова «Час быка», впервые опубликованном в нашем журнале в 1968-1969 гг. Позже, в 70-х, писала «ТМ» и о возможной роли сверхдлинных акустических волн в появлении «летучих голландцев». Но к гибели экипажа «Союза-11» инфразвук не имеет отношения (по крайней мере, прямого). Непосредственной, без труда установленной причиной смерти космонавтов явилась взрывная декомпрессия (раньше времени открылся вентиляционный клапан). Давление в спускаемом аппарате за какие-то 30—40 с упало от атмосферного до нуля. Это НЕ предположение, а ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ телеметрии. Человек при таком перепаде давлений гибнет не столько от удушья, сколько от практически мгновенного прекращения кровообращения. Механизм данного явления (кессонная болезнь) тоже неоднократно описывался «ТМ», например, в № 9 за 1998 г Другое дело, П0ЧEМУ не вовремя открылся тот проклятый клапан? Однозначно выяснить это так и не удалось.
А легенду о том, что человек не сразу гибнет даже в вакууме, создал английский писатель-фантаст Артур Кларк. Этому посвящен рассказ «Сделайте глубокий вдох» (опубликованный на русском языке в 1966 г), есть соответствующий эпизод и в знаменитой «Космической одиссее 2001 года». При описанных ТАМ условиях ТАКОЕ, наверное, возможно. Но пробовать -— не советую.