«Техника-молодежи» 2001 г №6, с.54-55
Однако проблем, которые нужно решить для реализации сего амбициозного плана, более чем достаточно. На Марс можно стартовать лишь раз в два года — когда он и Земля максимально (до 56 млн км) сближаются. Следовательно, первому десанту землян предстоит прожить два года в жесточайших условиях марсианской пустыни на всем своем. Подсчитано, что если нынешние ракеты и способны доставить весь этот груз до Красной планеты, то лишь в том случае ежели не возьмут топлива на обратный путь. Как быть? Построить космический корабль на орбите, откуда он и стартует. Но экономический расчет проекта охладил разработчиков — 450 млрд долл.!
◄ Это еще не Марс... |
Тогда-то и стал известен Роберт Зубрин, предложивший свой оригинальный вариант. Стартовать надо с Земли. А топливо на обратную дорогу космонавты... сделают сами. На марсианском двухлетнем «досуге». Из углекислого газа, в основном составляющего атмосферу Марса, с помощью элементарной химической реакции выделяется кислород. Другим продуктом разложения СО2 станет углерод. Соединяясь с водородом, привезенным с Земли, он образует метан — второй компонент топлива. Понадобится атомный реактор или солнечные элементы, которые будут вырабатывать энергию. Из 6 т водорода можно изготовить 108 т топлива. На обратную дорогу хватит.
Ну а дальше — дело техники: из привезенного материала строится первый бункер. Его подвал с водяным контуром защитит первопроходцев от космических лучей во время солнечных вспышек, «марсоход» будет возить их на «полевые работы», привезенные надувные теплицы дадут урожай злаков. И так — до следующей вахты с Земли, пока бункеры не образуют, будучи соединены переходами, мини-город, а марсианское хозяйство не разовьется настолько, что некоторые люди впервые не захотят вернуться на Землю, превратившись в колонистов Марса,.. Вот
они то со временем и разведут те самые марсианские сады, о которых не столь уж давно у нас пели. О том, к чему это приведет впоследствии, можно много писать (что и делают фантасты). Но вот зачем колонизация Марса нужна в принципе? Мы что, собираемся со временем переселятся туда? Или хотим выкачивать из недр Красной планеты все то добро, что исчерпали на матушке-Земле? Ни одного внятного ответа на эти вопросы пока не озвучено. Если не считать, конечно, таковыми зубринские филиппики о расширении жизненного пространства США в космос.
ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНУЮ СТРАТЕГИЮ освоения Марса и других планет — проект «Космический странник» — предлагают ученые Института биофизики СО РАН. Основа проекта — исследовательский пилотируемый космический корабль, в конструкции которого используются три ключевых новшества: электрический двигатель малой тяги с ядерным реактором в качестве источника энергии, замкнутая экологическая система жизнеобеспечения человека и роботы-манипуляторы с высокоразвитыми средствами телеуправления.
«Космический странник» с экипажем на борту долетит до планеты и начнет вращаться вокруг нее. Космонавты, оставаясь на корабле, будут управлять с орбиты спуском и передвижениями по планете роботов-манипуляторов. Для управления задействуют телепередающую систему высокого разрешения с видео-, звуковым и тактильным каналами — подобную компьютерным системам «виртуальной реальности». Причем (и это весьма существенный принцип всего проекта!) каждый желающий землянин сможет стать «участником» захватывающих космических исследований, лично переживая все происходящее на уровне органов чувств. Именно это, по мнению авторов проекта примирит общественное мнение с бюджетными затратами на освоение космоса, и, возможно, позволит привлечь дополнительные частные инвестиции. Только представьте себе — за сравнительно небольшую плату, сидя в уютном кресле, вы в реальном времени «ползете» вместе с роботом по красным пескам Марса, заглядываете в кратеры, слышите вой поднимающейся песчаной бури.
Но почему же не высадка космонавтов? Сибирские ученые объясняют свой отказ от нее убедительно: если случатся неполадки, препятствующие посадке на Марс, или, не дай бог, трагический исход, то от повторной экспедиции человечество откажется надолго, если не навсегда. Ну а высадка людей на Венере или на планетах-гигантах просто невозможна из-за агрессивной атмосферы в первом случае и ее же, да еще и громадной гравитации во втором. Но постойте — зачем тогда вообще людям подлетать к планетам? Есть же автоматические аппараты, которыми можно управлять с Земли... Дело в том, что задержка сигнала между Землей и Марсом в зависимости от их расположения колеблется от 8 до 40 мин. А для управления в режиме реального времени она не должна превышать и десятой доли секунды! Ведь не по гладкому же асфальту покатят марсоходы — за восемь минут «глухоты» робот может — и не один раз — накрыться медным марсианским тазом. Несчастье может случиться и при посадке — тогда операторы с Земли увидят лишь случившееся несколько минут назад крушение.
Вспомним посадку американцев на Луну. Когда, при ближайшем рассмотрении, выяснилось, что намеченное для нее место не подходит, только мгновенная реакция Нила Армстронга позволила «выправить» лунный модуль и успешно посадить его в заново выбранном месте до того, как закончилось топливо... Автоматы могут работать только по заданной программе, любая неожиданность введет их в ступор. Самообучающиеся же «андроиды» с интуицией — пока фантастика. Вот такие аргументы.
Авторы «Космического странника» считают, что их аппарат можно собрать на МКС. Одного, а в перспективе двух-трех штук вполне хватит в обозримом будущем для исследования всей Солнечной системы. Причем для многих планет такой вариант исследования будет единственно возможным. Например, человек вряд ли сможет пролететь на космическом самолете в верхних слоях мощных атмосфер планет-гигантов. При глубоком же спуске в атмосферу возвращение космосамолета станет вообще невозможным из-за сильной гравитации. Однако такой полет вполне доступен роботу-планеру, управляемому человеком с борта «Космического странника». Еще один плюс проекта — надежность предлагаемых электродвигателей малой тяги. К тому же присутствие человека на корабле позволит продлить их ресурс: всегда можно заменить некоторые детали, «съеденные» ионной эрозией.
НАСА, кстати, тоже разрабатывает (пока — с отставанием от нас простите за невольный каламбур) подобные ядерные электрические ракеты. По оценкам американских специалистов, они смогут достичь Марса всего за три — шесть месяцев.
Существенно и другое. «Странник» может пригодиться землянам не только для удовлетворения их научного любопытства. Ученые из Новосибирска утверждают, что он способен защитить Землю от столкновения с крупным астероидом. Как? Доставив на его поверхность двигатель или ядерный заряд — для отклонения опасной траектории. Это эффективнее сделать опять же «руками» роботов, управляемых с близкого расстояния.
Кстати, если внеземная жизнь все же отыщется в каком-нибудь уголке Солнечной системы, то ее гораздо безопаснее изучить сперва дистанционно, в крайнем случае все на том же «Страннике», — не боясь заразить Землю.
По словам сибирских ученых, в России ныне есть задел практически по всем компонентам «Космического странника», хотя без международной кооперации, безусловно, не обойтись.
Ну а как же быть со старой песней-мечтой про следы «на пыльных тропинках далеких планет»? Уж лучше следы роботов, чем никаких следов, считают разработчики проекта.
По материалам «Süddeutsche Zeitung»
По материалам журнала «Science & Vie»