«Техника-молодежи» 2001 г №7, с.52
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ВЫХОДИТ НА ОРБИТУ! |
А ведь именно так все и произошло. И поздно уже стенать по поводу развала аэрокосмической отрасли, об оставшихся за рубежами страны объектах «наземки» и судах слежения, об
ушедших с заводов, КБ и институтов 30-40-летних инженеров и рабочих — нужно жить дальше. Как?
«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ» — эта мысль куда более глубока, чем, возможно, полагал человек, ее сформулировавший. Действительно, заводы и испытательные стенды можно построить заново в считанные годы — тем более, что в отличие от начала космической эры в дело может пойти и продукция других, даже далеких от космонавтики, отраслей промышленности. Но — только в том случае, если этим займут ЛЮДИ ЗНАЮЩИЕ, ЧТО И КАК ДЕЛАТЬ, и, что, может быть, более важно. — люди, которым величина полезного груза ракеты важнее объема багажника их «лайбы»!
Только «люди, знающие, что и как» сами по себе не рождаются, их учить нужно. Причем, учить долго — куда дольше, чем строить заводы и космодромы. Лет 10 — 15, и не по учебникам, а в живом деле, создавая реально летающие конструкции. Или — учить с детства.
Да мало одного обучения — кадры еще и воспитывать нужно соответственно. Когда отрасль — любая — работает нормально, тем более устойчиво растет, в ней найдется место и просто хорошим исполнителям, которым, в принципе, все равно, что строить — космодром или особняк, все равно, что сваривать — бак ракеты или ворота гаража. Но сейчас, в пору жесточайшего кризиса, надежда только на энтузиастов. Или хотя бы на тех, кому заниматься космосом нравится больше, чем другими делами.
ЧТО МОГУТ ШКОЛЬНИКИ? Они, как известно, могут строить модели и макеты космической техники, не только существующей, но и перспективной, фантастической. Модели эти ежегодно участвуют в когда-то всесоюзном, теперь — всероссийском конкурсе «Космос», но... он все-таки был и остается способом занять досуг. Да и двигаться дальше пора уже: что было хорошо в 60-х гг прошлого века, мало устраивает в первые годы века нового!
А могут ли школьники непосредственно участвовать в космических экспериментах? Гм-м... Сложная это задача. Нет, собирается-то спутник вручную, с помощью элементарных паяльников, только вот качество паяных соединений должно строго соответствовать ГОСТам. Очень строго, от детских рук этого требовать нельзя. Малейшее отклонение — и аппарат превращается в космический мусор, а ведь даже доставка его на орбиту — удовольствие очень дорогое.
Зато школьникам вполне по силам придумать, что космический аппарат должен делать; разработать программу эксперимента; принять по радиоканалу данные измерений и обработать их; наконец, попытаться понять, чего намерили и что сие означает для научной картины мира?
Именно так должен работать спутник «Колибри-2000».
Технику создают профессионалы. Концепцию школьных спутников разрабатывает временный творческий коллектив, объединивший ученых РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, специалистов космической промышленности. Сам спутник «Колибри-2000» (20-килограммовая 6-гранная призма длинной 1,25 м и полметра в поперечнике) строится в ОКБ космического приборостроения Института космических исследований Российской академии наук. Ему предстоит в течение 3—4 месяцев исследовать процессы, происходящие при взаимодействии «солнечного ветра» с магнитосферой и ионосферой Земли, на высоте 300 — 400 км. Руководит проектом «Колибри-2000» заместитель директора ИКИ РАН, доктор технических наук Геннадий Михайлович Тамкович.
Эксперимент будет международным: кроме отечественных «космических» предприятий и организаций, школ наукограда Обнинска (Калужская обл.), связанных с Центром компьютерных технологий тамошнего Института атомной энергетики, в программе участвует «Сиднейский спутниковый проект», объединяющий две австралийские школы. Измерения будут производиться в реальном масштабе времени, а информация пойдет на наземные пункты в России (по замерам над промышленно развитой Европой) и Австралии (для сравнения, как менее загрязненного континента). Этим как раз и будут заниматься дети двух (и не только: передача данных пойдет на радиолюбительских частотах) стран: регистрация, обработка и архивация научной информации, обмен ею... Таким образом, буквально на космическую высоту поднимается преподавание физики. Причем физики актуально-насущной: взаимодействие солнечной плазмы с магнито— и ионосферой определяет погоду на Земле. И сразу ясно, ЗАЧЕМ каждому из нас нужна даже такая космонавтика!
Подробнее о текущих новостях проекта «Колибри-2000» можно узнать в Интернете по адресу
http://iki.cosmos.ru/kollibri/missijanl.htm
В СОЗДАНИИ ШКОЛЬНОГО СПУТНИКА участвует Благотворительный Фонд поддержки космических исследований «Миру — "Мир"»
Он основан в начале 2001 г. Решающим поводом для создания Фонда послужило затопление космической станции «Мир», хотя, мягко говоря, бедственное положение в аэрокосмической отрасли и науке давно подталкивало к такому шагу. Фондом был проведен ряд акций с целью мониторинга общественного мнения (а оно было однозначным — «против затопления») и предоставления результатов широким слоям общественности, государственным органам, Государственной Думе РФ, Президенту РФ с целью изменить решение. Действия фонда получили широкую поддержку среди космонавтов, работников аэрокосмической отрасли, ученых, депутатов Государственной Думы. К сожалению, дефицит времени, ограниченное финансовое обеспечение и очевидная заинтересованность некоторых чиновников привели к гибели станции с последующими весьма печальными перспективами для России. Последние события вокруг МКС подтверждают эти опасения.
Полнее о Фонде и целях его создания можно узнать по адресу
http://www.miru-mir.ru
Если вы неравнодушны к будущему нашей страны и нашей планеты, если вы еще не забыли детских игр в космонавтов и песенных строк о яблонях на Марсе, помочь будущему нашей космонавтики можно и материально.
Расчетный cчет
40703810300001253001
в АКБ «Фьючер» Москвы
корреспондентский счет
30101810100000000059
БИК 044583059.