«Техника-молодежи» 2001 г №8, с.8


С

ОГЛАШЕНИЕ О КОСМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ между Австралией и Россией подписано в Канберре. Речь идет о создании на острове Рождества в Индийском океане и в районе Вумера (штат Южная Австралия) двух небольших космодромов, откуда с помощью наших ракетоносителей на орбиту за хорошие деньги станут отправлять разные космические аппараты. В основном это будут научные станции и спутники связи для обслуживания Юго-Восточной Азии.

«Техника-молодежи» 2001 г №9, с.20



БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ «ГЕЛИОС» создан НАСА совместно с компанией «АэроВиронмент». Это огромное крыло длиной около 75 и шириной 2,5 м, вдоль которого установлено 5 блоков с оборудованием и 14 пропеллеров (см. 1-ю с. обл.). По всей верхней поверхности крыла расположены ячейки солнечной батареи, от которой аппарат и получает питание, — таким образом, он не нуждается в топливе. Как рассчитывают разработчики, подобные самолеты должны будут подниматься на большие высоты — туда, где нет облаков и вечно светит солнце, — и летать там до тех пор, пока им не прикажут садиться. При бесперебойной работе оборудования «Гелиос» вроде бы может находиться в воздухе сколь угодно долго. Интересно, что подобные аппараты американцы хотят использовать вместо спутников. Например, через них можно передавать радио— и телесигналы при значительно меньшей стоимости, чем через орбитальные спутники. Кроме того, «солнечные самолеты» будут работать метеорологическими зондами.

В ходе испытаний «Гелиос», управляемый компьютером из Центра исследований в Калифорнии, успешно поднялся над Тихим океаном на высоту 23 км и выполнил все запланированные маневры. Рассчитан же аппарат на полеты выше 30 км. Стоимость проекта — 15 млн долл.

Аналогичные проекты разрабатывались десяток лет назад и у нас — в частности, в НПО «Молния». Солнцекрылой фантазии нашим ученым и конструкторам не занимать. Если бы еще и такой же денежный ветер в паруса! Впрочем, закон сохранения материи, в вольном переложении формулировки М.В. Ломоносова, гласит: если откуда-то что-то убыло — то куда-то это и прибыло...

РОССИЙСКИЕ РАКЕТЫ «СОЮЗ» могут стать в ближайшее время единственным средством доставки космонавтов Европейского космического агентства (ЕКА) на Международную космическую станцию. Причина — сокращение финансирования проекта со стороны НАСА. Согласно первоначальным планам, к 2004 г на борту МКС должны были постоянно работать семь астронавтов, но из-за приостановки работы американцев над созданием дополнительных обитаемых модулей этому не бывать. Ныне на станции только один обитаемый модуль — российская «Заря» с российско-американским экипажем.

Старушка-Европа, обладающая 8-процентным долевым участием в проекте МКС и по соглашению имеющая право на одного астронавта-европейца каждый год, оказалась в щекотливом положении. Астронавты есть, а вот на чем лететь? Надо выбрать между Россией и Америкой. С одной стороны — союзнические отношения (хотя и порядком подточенные) с дядей Сэмом и сильное проамериканское лобби, с другой — трезвый расчет. Ведь полет на американском «шаттле» обходится «пассажирам» в сто раз дороже чем на ракете «Союз» (12,6 млн долл. против 126 тыс. долл.)! Есть и еще одно интересное обстоятельство. «Когда европейский астронавт летит на «шаттле», то он работает на НАСА, в то время как если он отправляется с русскими — у него появляется возможность выполнять свою собственную научную программу», — отметил пресс-секретарь ЕКА Жульен Гийом.

У европейских ученых до запуска в 2004 г лабораторного модуля «Колумб» осталось еще достаточно времени для выбора. А у нас — появился реальный шанс обыграть янки «на космическом поле».